Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретические
аспекты аудита бухгалтерской финансовой
отчетности |
5 |
- Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
|
5 |
- Нормативное регулирование формирования бухгалтерской финансовой отчетности
|
11 |
- Методические основы аудита бухгалтерской финансовой отчетности
|
12 |
Глава 2. Аудит
Бухгалтерской финансовой отчетности |
20 |
2.1.Краткая характеристика организации |
20 |
2.2.Планирование и проведение аудиторской
проверки бухгалтерской финансовой отчетности
ООО «СК «Слобода - М» |
22 |
2.3. Аудиторская проверка ООО «СК «Слобода
- М» |
34 |
2.4.Результаты аудиторской проверки и рекомендации
по совершенствованию |
37 |
Заключение |
40 |
Список используемой
литературы |
|
44 |
Приложения |
|
47 |
Введение
На современном этапе развития аудита в его результатах
заинтересованы не только собственники,
но и сами экономические субъекты, нормальное
развитие которых зачастую невозможно
без привлечения средств инвесторов, спонсоров
и кредиторов. Чтобы привлечь финансовые
вложения экономический субъект должен
быть преуспевающим, а его финансовая
(бухгалтерская) отчетность должна вызывать
доверие у потенциальных инвесторов и
кредиторов.
За последние десятилетия
значительно повысились требования
к организации системы учета
и отчетности. Появились новые формы и методы
ведения учета, в том числе с применением
компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность
превратилась в основной источник информации,
позволяющий оценить финансовое и имущественное
состояние экономических субъектов. В
этих обстоятельствах аудит финансовой
отчетности превратился в важнейший инструмент,
способствующий повышению качества бухгалтерской
отчетности, ведущей составляющей которого
является ее достоверность. Ни один солидный
банк не предоставит кредита клиенту,
не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую
отчетность, так же как и ни один серьезный
инвестор не будет иметь дело с организацией,
отчеты которой за ряд лет не проверены
авторитетным аудитором.
Актуальность и значимость
данного вопроса и обусловила выбор темы курсовой работы.
Целью написания работы
является проведение аудиторской проверки
бухгалтерской отчетности, определение
достоверности отраженных в ней
данных.
В соответствии с целью написания работы решались следующие
основные задачи:
- изучение теоретической и методической основы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- определение правильности составления форм годовой отчетности и выявить недостатки.
Объектом исследования
в курсовой работе является общество с ограниченной ответственностью
«Строительная компания «Слобода - М»
(далее ООО «Строительная компания Слобода
- М»).
Источниками конкретной
информации для проведения исследования
являются Устав (Приложение 1), учетная политика
ООО «СК «Слобода - М» (Приложение 2), бухгалтерская
отчетность предприятия за 2009 год:
- форма №1 «Бухгалтерский баланс»(Приложение 3) ;
- форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 4).
Глава 1. Теоретические аспекты
аудита бухгалтерской финансовой отчетности
1.1. Нормативное
регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
К правовым и законодательным
документам по аудиторской деятельности
в РФ относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) и ч.2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009). Регулирует гражданские и предпринимательские отношения в стране, упорядочивая большую часть отношений в обществе. Определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников;
- Налоговый кодекс Российской Федерации ч.1 от 31.07.1998 № 146 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (в ред. от 28.09.2010) и ч.2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 03.11.2010). Регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп. на 18.11.2010). Предусматривает меры ответственности за нарушения, в том числе в экономике (гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»). Правовые нормы, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, имеют превентивное (предупредительное) значение, позволяют упредить возможные противоправные действия экономического характера, а также затруднить их совершение;
- Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп. на 21.11.2010). Позволяет закрепить законодательно установленные меры ответственности в области административных правонарушений в отношении различных субъектов права, включая собственность, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, а также предупредить их;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 30.09.2010). Регламентирует, что органы исполнительной власти (органы местной администрации) вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств;
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 № 136-ФЗ). Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Под аудиторской деятельностью понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся аудируемыми лицами;
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О саморегулируемых организациях» (принят ГД ФС РФ 16.11.2007). Регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 23.07.2010) (с изм. и доп. на 04.10.2010). Регламентирует то, что отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок;
- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010). Закон содержит основные требования к ведению бухгалтерского учёта; порядок оформления всех хозяйственных операций, проводимых организацией, первичными учетными документами; правила ведения регистров бухгалтерского учета, виды оценки имущества и обязательств организации для их отражения в учете и отчетности; правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации; состав бухгалтерской отчетности, ее содержание и порядок оформления, периодичность ее составления, правила представления и утверждения отчетных форм и др.;
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 03.11.2010). Регулирует осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого договора с аудитором (аудиторской организации);
- Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010). Прописано, что данные организации для проверки и подтверждения правильности годовых отчётов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества оно вправе по решению общего собрания участников общества привлекать профессионального аудитора.;
- Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 28.11.2003). Регламентирует обязательную ежегодную аудиторскую проверку;
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (принят ГД ФС РФ 07.07.2010). Регламентирует, что годовая консолидированная финансовая отчётность подлежит обязательному аудиту;
- Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 22.04.2010) (принят ГД ФС РФ 08.04.1998). Регламентирует, что Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку;
- Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «О содействии развитию жилищного строительства» (принят ГД ФС РФ 04.07.2008). Описывает обязательность, порядок, субъекты проведения аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчётности Фонда;
- 34 федеральных правила (стандартов) аудиторской деятельности (утв. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 02.08.2010) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг;
- Постановление Правительства РФ от 18.03.2005 № 139 «Об утверждении Правил проведения ежегодного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Определяют порядок проведения ежегодного аудита ведения бухгалтерского учета специализированным депозитарием и управляющими компаниями и их финансовой (бухгалтерской) отчетности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений;
- Приказ Минфина РФ «О создании совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа» (вместе с «Положением о совете по аудиторской деятельности», «Положением о рабочем органе совета по аудиторской деятельности») от 29.12.2009 № 146н (ред. от 16.09.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.05.2010 № 17158). Регламентируют цели деятельности, функции и права, состав, порядок деятельности совета по аудиторской деятельности и рабочего органа по аудиторской деятельности.
В настоящее время
регулирование аудиторской деятельности
осуществляется не только на основании
законов и подзаконных актов,
но и на основании нормативных
актов общественных организаций.
В системе правового регулирования аудита в настоящее
время можно выделить 4 уровня:
Таблица 1
Система нормативного регулирования
аудиторской деятельности в РФ
Уровни регулирования |
Виды и наименования
нормативных документов |
Область регулирования
и использования |
Степень разработанности |
I |
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307
– ФЗ |
Определяет место, цель
и задачи аудита в финансово-экономической
системе |
Закон принят |
II |
Федеральные Правила (стандарты)
аудиторской деятельности |
Определяют общие вопросы
регулирования аудиторской деятельности, обязательные для
всех объектов, устанавливают нормы аудита,
обязательные для всех субъектов рынка
аудиторских услуг |
Федеральные стандарты (разработано
и утверждено 34 стандарта) |
Законодательные и подзаконные
акты |
Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской
деятельности для аудиторских организаций
и индивидуальных аудиторов |
Разработаны и утверждены
с соответствии с ФЗ нормативные
документы в области аттестации
и лицензирования аудиторской деятельности
и др. |
III |
Внутренние правила (стандарты) аккредитованных
профессиональных объединений |
Регулирование специфических
вопросов аудиторской деятельности
на уровне профессиональных объединений |
Разработаны аккредитивными
профессиональными аудиторскими объединениями
|
Нормативные документы министерств и ведомств |
Регулирование специфических
особенностей аудита по видам: общий, страховой,
инвестиционных институтов, банковский |
Министерствами и ведомствами
принят и разрабатывается ряд
документов по видам аудита |
IV |
Внутренние аудиторские стандарты |
При проведении аудита и
сопутствующих аудиту услуг |
Разработаны и приняты
аудиторскими организациями и индивидуальными
аудиторами |
Первый уровень включает
закон об аудиторской деятельности
№ 307–ФЗ. Закон об аудиторской деятельности
в России относится к основным законодательным
актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной
деятельности в качестве ее необходимого
равноправного элемента и правовые основы
регулирования аудиторской деятельности
в Российской Федерации. Для РФ это особенно
важно, поскольку исторически государственный
финансовый контроль превалировал над
другими видами контроля.
К документам второго
уровня, регулирующим аудиторскую деятельность
в РФ, относятся федеральные правила
(стандарты). Они определяют общие
вопросы регулирования аудиторской деятельности,
обязательные для исполнения субъектами
рынка. В настоящее время разработано
и принято Правительством РФ 34 федеральных
стандарта.
Третий уровень охватывает
внутренние стандарты профессиональных
аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств
и ведомств, устанавливающие правила организации
аудиторской деятельности и проведения
аудита применительно к конкретным отраслям,
организациям и по отдельным вопросам
налогообложения, финансов, бухгалтерского
учета, хозяйственного права.
Четвертый уровень включает
внутренние стандарты аудиторской
деятельности, которые разрабатывают
аудиторские организации и индивидуальные
аудиторы на базе федеральных правил
(стандартов) и практики аудита. Содержание
и форма таких документов – прерогатива аудиторских фирм,
их ноу-хау. Такие стандарты определяют
качество работы и престиж аудиторских
фирм.
1.2. Нормативное регулирование
формирования бухгалтерской финансовой
отчетности
К основным законодательным
и нормативным документам, на основании которых составляется отчетность,
являются:
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть I – в нем закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, а также правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера;
- Налоговый кодекс Российской Федерации ч.1 от 31.07.1998 № 146 - ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (в ред. от 28.09.2010) – устанавливает порядок сдачи и заполнения налоговой отчетности;
- Закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 28 сентября 2010 г.), глава 3 «Бухгалтерская отчетность» - регламентирует состав бухгалтерской финансовой отчетности, ее заполнение и порядок представления;
- Положение о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ № 34н от 26.07.1998 г.)
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом Минфина РФ № 43н от 6.07.1999 г.) – устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности, а также пояснения ко всем формам отчетности;
- Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утв. Приказом Минфина РФ № 67н от 22.07.2003 г.)
- Методические рекомендации о порядке формирования показаний бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом Минфина РФ № 67н от 22.07.2003 г. - документ утрачивает силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 22.09.2010 N 108н. Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности.)
- Методические основы аудита бухгалтерской финансовой отчетности
Бухгалтерская отчетность
представляет собой систему показателей, сгруппированных
в определенные формы, характеризующих
финансово-хозяйственную деятельность
предприятия за отчетный период. [20]
Бухгалтерская отчетность
подлежит обязательному аудиту в
случаях, предусмотренных федеральными
законами.
Цель аудита финансовой
(бухгалтерской) отчетности - выражение мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемых
лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского
учета законодательству РФ. Это мнение
может способствовать большему доверию
к отчетности со стороны пользователей,
заинтересованных в информации о данном
экономическом субъекте.
Для формирования профессионального
мнения аудиторы должны решить задачи:
- проверить соответствие отчетности предприятия требованиям нормативных актов РФ, предъявляемых к ее составлению и представлению;
- проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
- проанализировать увязку основных показателей отчетности между собой;
- проверить правильность оценки статей отчетности;
- подтвердить достоверность показателей отчетности;
- подтвердить полноту раскрытия в отчетности всех существенных показателей деятельности предприятия за проверяемый период.
Проверка отчетности
– это в первую очередь проверка
соответствия составленных форм отчетности
экономического субъекта, приложений к ним и пояснительной
записки, а также всех необходимых расчетов,
деклараций, справок и т.д. законодательным
и нормативным документам.
Объект аудиторской
проверки - бухгалтерская отчетность, представляющая
единую систему данных об имущественном
и финансовом положении организации и
о результатах ее хозяйственной деятельности,
составленная на основе данных бухгалтерского
учета по установленным формам. Все отчетные
формы, входящие в состав бухгалтерской
отчетности, взаимосвязаны, поскольку
отражают одни и те же хозяйственные операции
и события в деятельности организации
в разных аспектах.
Этапы аудита финансовой
(бухгалтерской) отчетности – это мероприятие, заключающееся в
сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств,
касающихся финансового положения аудируемого
лица, и имеющее своим результатом выражение
мнения аудитора о правильности ведения
бухгалтерского учета и достоверности
финансовой отчетности.