Аудит договоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование экспертизы хозяйственных договоров и методики аудиторской проверки финансовых результатов, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) и ее использования.
В соответствии с поставленной целью решен ряд задач:
- рассмотрено понятие, сущность хозяйственных договоров и их существенных условий;
- изучена методика проверки хозяйственных договоров на соответствие законодательству;
- изучены теоретические основы аудита финансовых результатов;
- исследована методика аудита финансовых результатов

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.25 Кб (Скачать)
  1. Законодательный уровень регулирования
    1. Гражданский кодекс РФ, часть 1 и 2. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
    2. Налоговый кодекс РФ, часть 1 и 2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации
    3. Федеральный Закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ О бухгалтерском учете (с изменениями на 28 ноября 2011 года)
  2.   Нормативный уровень регулирования
    1. ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №32н. Посредствам данного ПБУ, производится классификация доходов для целей финансового и налогового учета
    2. ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 г. №33н. Посредствам данного ПБУ, производится классификация расходов для целей финансового и налогового учета
    3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность» организации, утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 г. №43н. Правила оценки показателей отчетности по каждой статье баланса.
    4. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. Приказом МФ РФ от 6 октября 2008 года N 106н. Настоящее Положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).
    5. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. Приказом МФ РФ от 19 ноября 2002 года N 114н. Нормативная проверка правильности отражения налога на прибыль в бухгалтерской отчетности.
    6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000г. Приведена характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых в них фактов хозяйственной деятельности.
  3. Методический уровень регулирования
    1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв Приказом МФ РФ №34н от 29.07.98г. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
    2. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета.
  4. Организационный уровень регулирования
    1. Учетная политика. Регулирует правила ведения учета организации, а также отнесение доходов и расходов.
    2. График проведения инвентаризации. Проверка реальной стоимости учтенных на балансе ТМЦ.
    3. График документооборота. Регулирует перечень работ по созданию, проверке и обработке документов, с указанием должностей и сроков выполнения работ.
    4. Технология обработки учетной информации. Регулирует перечень работ по сверке первичных документов с установленными, учетной политикой, регистрами учета.
    5. Рабочий план счетов. Счета, установленные учетной политикой организации, согласно выбранной методики учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Аудит финансовых результатов от обычных видов деятельности

 

Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления  которой оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая  дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

При аудите финансовых результатов  от обычных видов деятельности к  основным направлениям относятся (таблица 2.1):

- аудит формирования валовой  прибыли;

- аудит формирования прибыли  (убытка) от продаж.

В процессе аудита финансовых результатов от обычных видов  деятельности решается комплекс взаимосвязанных  задач:

- анализируется учетная  политика организации (предприятия)  в части признания выручки,  а также способов установления  готовности работ, услуг, продукции,  товаров, выручка от продажи  которых определяется по степени  их готовности. Также при разработке  учетной политики в области  продаж организации должны учитывать  такие моменты, как переход  права собственности, порядок  (схему) расчетов за товары, признание  продажи для целей налогообложения;

- изучаются договоры на  отгрузку продукции (работ, услуг);

- проверяется правильность  документального оформления операций  по продаже продукции (работ,  услуг);

- изучается и оценивается  организация бухгалтерского учета  продаж товаров (работ, услуг);

- проверяется правильность  отражения финансовых результатов  от продажи товаров (работ,  услуг) в бухгалтерской отчетности.

 

Таблица 2.1

 

Фрагмент программы аудита финансовых результатов

от обычных видов деятельности

 

Направление 
аудита

Аудиторская процедура

Аудит        
формирования 
валовой      
прибыли    

Анализ учетной политики организации (предприятия) в части    
признания выручки, а также способов установления готовности  
работ, услуг, продукции, товаров, выручка от продажи которых 
определяется по степени их готовности.                       
Изучение договоров на отгрузку продукции (работ, услуг).     
Проверка правильности документального оформления операций по продаже продукции (работ, услуг).                            
Изучение и оценка организации бухгалтерского учета продаж    
товаров (работ, услуг).                                      
Проверка правильности отражения валовой прибыли в            
бухгалтерской отчетности                                   

Аудит        
формирования 
прибыли      
(убытка) от  
продаж     

Проверка правильности раскрытия  в отчетности управленческих  
расходов.                                                    
Проверка правильности раскрытия в отчетности коммерческих    
расходов.                                                    
Проверка правильности отражения валовой прибыли в            
бухгалтерской отчетности                                   


 

На первоначальном этапе  проверки следует ознакомиться с учетной политикой организации (предприятия) в части признания выручки от продаж, а также способов установления готовности работ (услуг).

Согласно п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право  на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может  быть определена;

в) имеется уверенность  в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических  выгод организации (уверенность  в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических  выгод организации, имеется в  случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует  неопределенность в отношении получения  актива);

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к  покупателю, или работа принята заказчиком (услуга оказана);

д) расходы, которые произведены  или будут произведены в связи  с этой операцией, могут быть определены.

Если организация не относится  к категории субъектов малого бизнеса, то ей не нужно закреплять в своем нормативном документе  используемый в бухгалтерском учете  порядок признания доходов, в  том числе и выручки. Ведь обычные  субъекты хозяйственной деятельности обязаны для этих целей применять  метод начисления.

В то же время если организация  является субъектом малого бизнеса, то она вправе использовать и кассовый метод признания доходов. На это  указывают Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".

Если организация использует данное право, то это закрепляется в  ее учетной политике. Следует обратить внимание, что в этом случае и расходы фирмы признаются только после их оплаты.

Тщательной проверке подвергаются все операции, связанные с возвратом  отгруженной продукции, товаров. Определение  выручки при возврате товаров (готовой  продукции) осуществляется на основании  первичных документов на возврат  товаров покупателем.

При возврате некачественной готовой продукции, товаров покупателем  организация для формирования в  учете реальной величины выручки, полученной в отчетном периоде от продажи  товара, и величины себестоимости  проданного товара должна отразить в  учете их корректировку путем  внесения исправительных записей.

В том случае, если возврат  готовой продукции осуществлен  в течение одного хозяйственного года, корректировка отражается следующими записями:

Д-т сч. 62 "Расчеты с  покупателями и заказчиками"

К-т сч. 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка", - сторнируется сумма  выручки, равная стоимости возвращенной готовой продукции;

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость",

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам" - сторнируется налог на добавленную стоимость, начисленный со стоимости возвращенной продукции;

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж",

К-т сч. 43 "Готовая продукция" - сторнируется стоимость возвращенной готовой продукции.

Если возврат готовой  продукции (товара) осуществлен в  следующем календарном году (год, следующий за годом, в котором  была выпущена продукция), то в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 стоимость возвращаемого товара необходимо учитывать в составе прочих расходов как убыток по операциям прошлых лет, выявленный в отчетном году, на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Аудитору следует проанализировать договоры на отгрузку продукции (работ, услуг). В соответствии с принципом  временной определенности фактов хозяйственной  деятельности товары (работы, услуги) считаются  проданными, если они отгружены, отпущены покупателю и расчетно-платежные  документы представлены к оплате.

Таким образом, договор является основанием для отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и услуг  в адрес покупателя и выписки  первичных документов товаросопроводительного  и расчетно-платежного характера (товарные, транспортные накладные, акты приемки  выполненных работ, услуг, счета-фактуры, платежные поручения, кассовые документы  и др.).

Важным условием договора с покупателями является момент перехода права собственности на продукцию  от продавца к покупателю, поскольку  от этого зависит отражение отгрузки готовой продукции в бухгалтерском  учете.

Если право собственности  переходит к покупателю в момент отгрузки, в бухгалтерском учете  делаются следующие записи:

Д-т сч. 62 "Расчеты с  покупателями и заказчиками"

К-т сч. 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка", - отражена в бухгалтерском  учете выручка от продаж готовой  продукции;

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж",

К-т сч. 43 "Готовая продукция" - списана стоимость готовой продукции.

Сразу после отражения  в учете выручки и списания себестоимости должны быть начислены  налоги, являющиеся составной частью цены. Они отражаются проводкой:

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость",

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Если договором поставки предусмотрены иные условия перехода права собственности (например, по моменту  оплаты) либо по каким-то причинам нельзя признать выручку от продаж в момент отгрузки продукции, то используется счет 45 "Товары отгруженные". В бухгалтерском учете делается запись:

Д-т сч. 45 "Товары отгруженные"

К-т сч. 43 "Готовая продукция" - отражена отгрузка по фактической  или нормативной (плановой) себестоимости.

После выполнения всех условий, влияющих на признание выручки от продаж отгруженной продукции, она  считается проданной. Отгруженная  готовая продукция списывается  на счета продаж поставщиком на дату признания выручки от продаж продукции  в соответствии с ПБУ 9/99. В момент признания дохода производятся следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 62 "Расчеты с  покупателями и заказчиками"

К-т сч. 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка", - отражена выручка  от продажи готовой продукции;

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж",

К-т сч. 45 "Товары отгруженные" - признана в составе расходов отчетного  периода себестоимость отгруженной  готовой продукции.

Сразу после отражения  в учете выручки и списания себестоимости должны быть начислены  налоги, являющиеся составной частью цены. Они отражаются проводкой:

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость",

К-т сч. 68 "Расчеты по налогам и сборам".

В случае когда из договора купли-продажи не вытекает обязанности  продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной  в момент сдачи товара перевозчику  для доставки покупателю, если договором  не предусмотрено иное.

При продвижении готовой  продукции от производителей к покупателям  возникают транспортные расходы, оплата которых производится следующим  образом:

1) все расходы оплачивает  поставщик;

2) все расходы оплачивает  покупатель;

3) часть расходов оплачивает  поставщик, часть - покупатель.

Исходя из положений договоров, аудитор проверяет обоснованность включения расходов на доставку в  состав издержек обращения. Результаты изучения договоров поставки отражаются в рабочем документе аудитора, который может иметь форму представленную в Приложении 1.

Информация о работе Аудит договоров