Аудит бухгалтерской отчетности

Автор: Валентина Потреьеева, 14 Октября 2010 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной курсовой работы является выявление особенностей концепций подготовки и представления бухгалтерской отчётности, исследование организационно-методических основ аудита бухгалтерской финансовой отчётности, в частности, основ проведения внутреннего аудита для конкретной организации

Содержание

Введение
1. Организационно-методические основы формирования бухгалтерской отчётности
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности «ИФК – ОЙЛ»
3. Организационно – методические основы аудита бухгалтерской отчётности
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Аудит бухгалтерской отчетности.doc

— 458.00 Кб (Скачать)
  • статистическая - составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельны показателям хозяйственной деятельности организации, как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
  • оперативная - составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.

     2. По периодичности составления:

  • внутригодовая отчетность - включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал, полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность называют текущей статистической отчетностью, внутригодовую бухгалтерскую отчетность - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

      - форму  №1 «Бухгалтерский баланс»;

          - форму №2 «Отчет о прибылях  и убытках»

  • годовая отчетность- это отчеты за год.

     3. По степени обобщения данных:

  • Первичные - составляются организациями;
  • Сводные - составляются вышестоящими или материнскими организациями на основании первичных отчетов.

   Можно выделить ряд других признаков классификации  бухгалтерской отчетности организации. Так, например, в зависимости от целей использования отчетной информации ее можно подразделить на отчетность по факту и прогнозную отчетность; в зависимости от того в каких типовых формах представлена отчетность, ее можно подразделить на традиционную и нетрадиционную, которая будет включать соответственно дополнительные формы раскрытия информации, такие как информация по сегментам (сегментарная отчетность), информация об аффилированных лицах, информация о государственной помощи; и т.д.

   Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность как источник информации о деятельности организации используется, прежде всего, для управления ее экономикой и принятия необходимых мер по ее развитию. Тщательное изучение  и анализ показателей отчетности дают возможность выявлять недостатки в работе и определять пути их устранения; принимать решения инвесторам по поводу целесообразности расходования средств.

   В настоящее время на наш взгляд существует ряд проблем, связанных  с составлением и представлением бухгалтерской отчетности организациями. В первую очередь они связаны не  с законодательным регулированием данного вопроса, а скорее с контролем, осуществляемым за составителями отчетности. Несмотря на типовые формы представления отчетности, зачастую возникает ситуация, когда организации ограничиваются составлением лишь двух, трех типовых форм. Говорить о составлении внутренней отчетности не приходится. Решением этой проблемы, скорее всего, станет осознание необходимости наиболее тщательного конкретизирования информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, а также обособленное становление управленческого учета, что требует прежде всего большого количества времени. 
 

    1. Нормативно-законодательное  обеспечение формирования

    бухгалтерской отчетности 

    Переход на рыночные условия хозяйствования предопределил значительные изменения в системе нормативного регулирования бухгалтерской отчётности в России. Это прежде всего связано с тем, что бухгалтерская отчётность, как свидетельствует мировая практика, является одним из важнейших инструментов рыночных отношений, обеспечивая каждого субъекта рынка необходимой ему финансовой информацией. Начиная с 1996 года бухгалтерская отчётность в России регулируется нормативными правовыми актами четырёх уровней. Система нормативного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Система регулирования бухгалтерского учета и отчётности в РФ

Уровень Документы Органы, принимающие  документы
1-ый  –

законодательный

Федеральные законы, постановления, указы Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ
2-ой  –

Нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство  финансов РФ, Центральный банк РФ
3-ий  –

методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания Министерство  финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы
4-ый  –

организационный

Организационно-распорядительная документация

(приказ, распоряжение и т.п.)

в рамках учетной политики

хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы
 

    Первый  и второй уровни носят обязательный характер, а третий и четвертый – имеют рекомендательный характер или действуют в отдельной отрасли или организации. Установленные этими документами состав, содержание и  методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации максимально приближены к нормам, заложенным в директивах Европейского Сообщества и международных стандартах финансовой отчетности.

    Главную роль в системе указанных правовых актов выполняет Закон «О бухгалтерском учёте», в составе которого есть третья глава «Бухгалтерская отчётность». Закон вступил в действие 21 ноября 1996 года. Его появление связано с положением Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым вопросы бухгалтерского учёта находятся в ведении Российской Федерации и не входят в сферу совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. Иными словами, субъекты Федерации не в праве утверждать свои правила ведения бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Благодаря централизации достигается единообразие методологии и методики бухгалтерского учёта: на всей территории России обеспечивается получение одинаково воспринимаемой заинтересованными пользователями отчётной информации по всем организациям независимо от их организационно правовой формы собственности, места регистрации и видов осуществляемой деятельности.

     К нормативным документам первого  уровня относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О рынке ценных бумаг».

       Второй уровень составляют положения  (стандарты) бухгалтерского учёта. Третий уровень включает документы, на основе которых установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчётности. Четвёртый уровень составляют указания, инструкции и другие документы в рамках учётной политики самих хозяйствующих субъектов.

    В заключение данного параграфа необходимо отметить, что работа над совершенствованием  законодательного регулирования бухгалтерского учёта и отчётности продолжается. В настоящее время в процессе подготовки находится новая редакция Федерального Закона «О бухгалтерском учёте». Формирование базового комплекта положений по бухгалтерскому учёту, практика их применения требуют внесения уточнений и дополнений в действующий текст закона. В первую очередь это касается закрепления определённой терминологии на законодательном уровне, введённой в практику положениями по бухгалтерскому учёту. Возникла необходимость зафиксировать в законе ряд норм, в нём отсутствующих,- отчётность при реорганизации и ликвидации организаций, формирование сводной бухгалтерской отчётности, роль саморегулируемых организаций в осуществлении функций в области бухгалтерского учёта, порядок сертификации бухгалтеров и иных специалистов по бухгалтерскому учёту. Одобрен Правительством Российской Федерации и находится на рассмотрении в Государственной Думе проект Федерального Закона «О консолидированной финансовой отчётности», распространяющийся на открытые акционерные общества, акции которых котируются на рынках ценных бумаг.

    Целью проводимых изменений является приведение национальной системы бухгалтерского учёта и отчётности к международным стандартам финансовой отчётности. Основные направления реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности заслуживают отдельного внимания и поэтому более подробно будут описаны в последующем параграфе данной работы. 
 

1.3. Порядок составления и представления бухгалтерской отчётности

       В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), приказом Минфина РФ от 22.07.03г. №67н « О формах бухгалтерской отчётности организации» в годовой бухгалтерский баланс включаются:

  • Форму №1 «Бухгалтерский баланс»;
  • Форму №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
  • Форму №3 «Отчет об изменении капитала»;
  • Форму №4 «Отчет о движении денежных средств»;
  • Форму №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
  • Форму №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»;
  • Пояснительную записку;
  • Специализированные формы, установленные министерствами и ведомствами РФ, для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов РФ и республик;
  • Итоговую часть аудиторского заключения.

   Форму №6  рекомендуется включать некоммерческим организациям.

Представляемая  бухгалтерская отчетность прилагается  к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке  и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.

 Сами  формы отчетности, включенные в приказ, носят рекомендательный характер, но Указания об объеме отчетности и Указания о порядке составления отчетности носят обязательный характер.

   Следует заметить, что объём представляемой бухгалтерской отчётности зависит от организационно правовой формы хозяйствующего субъекта (табл.2.2.).  

Таблица 1.2. Зависимость объёма предоставляемой отчётности от организационно правовой формы хозяйствующего субъекта

Организационно  правовая форма хозяйствующего субъекта Объём представляемой бухгалтерской отчётности
1.Субъекты  малого предпринимательства:
  • Подлежащие обязательному аудиту
  • Неподлежащие обязательному аудиту
 

2. Некоммерческие  организации 

3.Общественные  организации, не осуществлемые предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)

 
 
Форма №1 и форма №2 

формы №1 и №2, аудиторское заключение, пояснительная записка, №№ 3-5, по которым у них есть соответствующие показатели. 

Формы №1, №2,№6, пояснительная записка 

Формы № 1, №2, №6 

 

      Вариант представления бухгалтерской отчётности, описанный в таблице является упрощённым и  может применяться  только выше перечисленными предприятиями.   Остальные организации представляют стандартный объём бухгалтерской отчётности, либо самостоятельно разрабатывают эти формы.

     На  представляемых организацией по принадлежности формах бухгалтерской отчетности в соответствии с п.7 «Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности» обязательно наличие следующих данных:

  • наименование составляющей части;
  • указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность
  • организация (полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке)
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с регистрационными документами Госкомстата России);
  • организационно-правовая форма собственности (согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) и код собственности по Классификатору форм собственности (КОФ);
  • единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб.- код по ОКЕИ 384; млн. руб. – код по ОКЕИ 385);
  • адрес (полный почтовый адрес организации);
  • дата утверждения (установленная дата для годовой бухгалтерской отчетности);
  • дата отправки / принятия (конкретная дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

     При этом в общем случае отчетные показатели приводятся в тыс. руб. без десятичных знаков; организациям, имеющим существенные обороты продаж, обязательств и т.п., разрешается приводить данные в  миллионах рублей без десятичных знаков. В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы) ввиду отсутствия у организации соответствующих отчетных показателей, эта статья (строка, графа) прочеркивается. Если в соответствие с нормативными документами по бухгалтерскому учету, какой- либо показатель должен вычитаться из соответствующих показателей при исчислении  соответствующих данных или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в полукруглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные расходы, использование средств фондов (резервов), уменьшение капитала, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.).

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности