Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа
Целью написания работы является проведение аудиторской проверки бухгалтерской отчетности, определение достоверности отраженных в ней данных.
В соответствии с целью при написании работы решались следующие основные задачи:
изучение теоретической и методической основы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
проанализировать показатели деятельности предприятия и эффективность производства, финансовое состояние предприятия;
определение правильности составления форм годовой отчетности и выявить недостатки.
Введение
3
1. Теоретические основы бухгалтерского учета и аудита бухгалтерской отчетности
5
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета и аудита бухгалтерской отчетности
5
1.2 Классификация возможных нарушений 9
2. Характеристика ОАО «Лангепасская аптека» 13
2.1 Общие сведения 13
3. Планирование аудита бухгалтерской отчетности 15
3.1 Цели и методы проверки, источники информации 15
3.2 Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля 19
3.3 Расчет уровня существенности и аудиторского риска 30
3.3.1 Расчет уровня существенности 30
3.3.2 Расчет аудиторского риска 33
3.4 Общий план и программа проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности по ОАО «Лангепасская аптека»
35
3.5 Оформление аудиторских доказательств 41
4. Аудиторское заключение 55
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения
- участвует в проведении инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств;
- подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;
- выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Способы бухгалтерского учета применяются в исследуемой организации согласно учетной политике (приложение 1).
Для оценки систем внутреннего
контроля и бухгалтерского
учета используем метод
Таблица 1- Оценка системы бухгалтерского учета
Вопросы |
Формально
Да (1)/ Нет (0) |
Фактически
Да (1)/ Нет (0) |
А | 1 | 2 |
I.Организационная структура бухгалтерского учета | ||
1.
Разработана и утверждена |
1 |
1 |
2. Утвержденная
организационная структура |
1 | 1 |
Продолжение таблицы 1
А | 1 | 2 |
II.
Распределение обязанностей и
полномочий между работниками,
занимающимися ведением бухгалтерского учета и подготовкой отчетности | ||
1.Утверждены
должностные инструкции |
1 | 1 |
2. Исключается
возможность выполнения - осуществление
операций с денежными - оприходование, отпуск ТМЦ и отражение данных операций в регистрах учета - начисление заработной платы и ведение кассовых регистров - выдача подотчетных сумм и ведение кассовых регистров |
1 0 1 1 |
1 0 1 1 |
III.
Организация подготовки, оборота
и хранения документов,
отражающих хозяйственные операции | ||
1. Утверждена номенклатура дел бухгалтерии, порядок и сроки хранения бухгалтерских документов | 1 | 1 |
2. В
целях контроля за |
1 | 1 |
3. Соблюдается порядок подготовки к сдаче в архив первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности | 1 | 1 |
4. Обеспечен учет и сохранность бланков строгой отчетности | 1 | 1 |
5. Не
допускается выдача первичных
документов, учетных регистров, |
1 | 1 |
6. Доступ
к программам и файлам |
1 | 1 |
IV. Квалификация работников, занятых бухгалтерским учетом | ||
1. Все работники имеют специальное образование (указать, кто не имеет и какой участок ведет) | 1 | 1 |
2. Весь
персонал имеет достаточный |
1 | 1 |
3.
Персонал повышал квалификацию:
- на курсах повышения квалификации - на семинарах |
0 0 |
0 0 |
4.
Аудируемое лицо выписывает |
1 | 1 |
V. Критические области учета | ||
1. Отсутствие
критических областей учета, |
0 | 0 |
2. У
персонала, занятого |
0 | 0 |
Окончание таблицы 1
А | 1 | 2 |
Количество положительных ответов | 15 | 15 |
Фактическая надежность системы бухгалтерского учета | 75% | 75% |
Общая оценка системы бухгалтерского учета и контроля посредством тестирования, определяется как отношение положительных факторов к общему их количеству в процентах. Ориентируясь на рекомендуемые параметры оценки надежности системы внутреннего контроля и сумму баллов, полученную по итогам тестирования, оценка может быть определена как "низкая", "средняя" или "высокая".
По результатам тестирования, можно сделать вывод, что система бухгалтерского учета ОАО «Лангепасская аптека» - «средняя» (60% до 90%).
Термин «система внутреннего контроля» (СВК) означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств, для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать в себя:
- контрольную среду;
- процесс оценки рисков аудируемым лицом;
- информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- контрольные действия;
- мониторинг средств контроля.
Контрольная среда, под которой понимаются осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, включает в себя: стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом; организационную структуру экономического субъекта; распределение ответственности и полномочия; осуществляемую кадровую политику; порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей; порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей; соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.
Оценка рисков аудируемым лицом представляет собой процесс выявления и, по возможности, устранения рисков хозяйственной деятельности, а также их возможных последствий. Для целей финансовой (бухгалтерской) отчетности важен вопрос, каким образом в процессе оценки рисков аудируемым лицом руководство выявляет риски, имеющие отношение к финансовой (бухгалтерской) отчетности, определяет их значение, оценивает вероятность их возникновения и принимает решение относительно того, как управлять ими.
Функционирование информационных систем, связанных с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности, обеспечивается: техническими средствами; программным обеспечением; персоналом; соответствующими процедурами; базами данных.
Контрольные действия включают политику и процедуры, которые помогают удостовериться, что распоряжения руководства выполняются, например, что необходимые меры предприняты в отношении рисков, которые могут препятствовать достижению целей аудируемого лица. Контрольные действия, осуществляемые вручную или с применением информационных систем, имеют различные цели и применяются на различных организационных и функциональных уровнях.
Важной
обязанностью руководства является
создание и поддержание системы
внутреннего контроля в режиме непрерывной
работы.
На примере ОАО «Лангепасская аптека» дадим оценку эффективности и надежности системы внутреннего контроля.
Таблица
2 - Оценка системы внутреннего контроля
№ п/п | Направления и вопросы контроля | Ответы | |
Да | Нет | ||
А | 1 | 2 | |
Контрольная среда | |||
1 | Организована ли служба внутреннего контроля | + | |
2 | Действует ли конкурсная основа, тестирование, собеседование при приеме на работу | + | |
3 | Проводятся
ли мероприятия по обучению и повышению
квалификации учетных работников (в том числе бухгалтера по учету основных средств и заработной плате) |
+ | |
4 | Разработаны ли должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников | + | |
5 | Имеется ли комиссия по приемке основных средств, устанавливающая сроки полезного использования | + | |
Оценка рисков аудируемым лицом | |||
6 | Увеличивается ли номенклатура товара | + | |
7 | Налажена ли сеть поставщиков товара | + | |
8 | Соответствует
ли программное обеспечение |
+ | |
9 | Изменяется ли законодательство, регулирующее бухгалтерский и налоговый учет | + | |
10 | Разработаны ли в организации методы выявления хозяйственных рисков | + | |
Информационная система, связанная с подготовкой бухгалтерской отчетности | |||
11 | Используемая
бухгалтерская программа |
+ | |
12 | Наличие специального подразделения/специалиста, отвечающего за безопасность информации | + | |
13 | Данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения | + | |
14 | Проводится ли регулярное сопоставление учетных данных между структурными подразделениями | + | |
15 | Разработаны ли меры ответственности за не правильное отражение хозяйственных операций | + | |
Контрольные действия | |||
16 | Проводится ли проверка фактических показателей с плановыми | + | |
17 | Осуществляются ли встречные сверки с организациями поставщиками на предмет подтверждения достоверности отпущенных и оприходованных материалов | + | |
18 | 3аключены ли
договоры о полной |
+ | |
19 | Проводится ли в организации инвентаризация материальных ценностей, согласно положение о порядке проведении инвентаризации | + |
Окончание таблицы 2
А | 1 | 2 | |
20 | Определен ли перечень рабочей документации и список сотрудников ответственных за ее составление | + | |
Мониторинг средств контроля | |||
21 | Своевременно ли осуществляются расчеты бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами | + | |
22 | Проводится ли оценка качества работы персонала | + | |
23 | Проводятся ли корректирующие мероприятия в отношении изменения условий заключенных договоров | + | |
Итого | 18 | 5 |
Общая оценка системы бухгалтерского учета и контроля посредством тестирования по вопросам составила 78% положительных ответов, то есть оценка – средняя.
Во-первых, система внутреннего контроля включает в себя надлежащую систему бухгалтерского учета. А именно:
-
в бухгалтерии находятся
-
документы оформляются в
-
поступление и движение
Во-вторых, была проанализирована контрольная среда общества.
Организационная структура бухгалтерии общества предполагает четкого разделения обязанностей, предусмотрено, чтобы работники не выполняли несовместимые функции, то есть существует разделение выполнения функций управления и учета активов, осуществления хозяйственных и бухгалтерских операций. Приняты меры по обеспечению сохранности активов и бухгалтерских записей, а именно: создание запасных копий, защита компьютерных программ.
В обществе была проведена аудиторская проверка за 2008г. По ее результатам внесли ряд дополнений и поправок.
Также контрольная среда включает в себя и кадровую политику. В ОАО «Лангепасская аптека» кадровая политика проводилась устаревшими способами. При подборе кадров не использовались тестирование, анкетирование. Работники бухгалтерской службы не имеют возможности повышать свой профессиональный уровень.
Третьим
элементом системы внутреннего
контроля являются отдельные средства
контроля. Так, одной из процедур внутреннего
контроля является проведение сверок
расчетов. В результате сверок составляются
акты взаирасчетов, подтверждающие задолженности.
Это позволяет осуществлять эффективный
контроль за достоверностью отражения
дебиторской и кредиторской задолженностей.
Программа
аудиторских процедур по существу представляет
собой перечень действий аудитора,
необходимых для детальных
При составлении общего плана и программы аудита, необходимо определить уровень существенности, под которым понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности перестает быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Уровень существенности определяется в соответствии с правилом (стандартом) №4 «Существенность в аудите». Он выражается в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и представлена бухгалтерская отчетность. Значение уровня существенности фиксируется в общем плане аудита.
Уровень существенности рассчитывается в доле от базовых показателей.
Для нахождения уровня существенности можно использовать таблицу 3.
Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности организации