Анализ нематериальныхактивов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Понятие «внеоборотные активы» можно рассматривать с трех сторон: как систему экономического управления, как орган управления (аппарат управления), как форму предпринимательской деятельности. Анализ НМА в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к системе анализа НМА относятся теория анализа и практические образцы эффективного руководства внеоборотными активами, под которыми понимается искусство управления. О

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы анализа нематериальных активов 7
1.1 Сущность НМА и их роль в экономике предприятия 7
1.2 Виды и характеристика НМА 10
1.3 Задачи, значение и информационная база анализа НМА 13
2 Анализ нематериальных активов предприятия (на примере ОАО «Биохимик») 16
2.1 Динамика поступления и выбытия нематериальных активов предприятия 16
2.2 Анализ эффективности использования НМА на предприятии 23
2.3 Пути совершенствования анализа НМА посредством автоматизации25
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение А

Работа содержит 1 файл

Анализ нематерильных активов.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                             5

1 Теоретические основы анализа нематериальных активов                         7

1.1 Сущность НМА  и их роль в экономике предприятия                            7

1.2 Виды и характеристика НМА                                                                  10

1.3 Задачи, значение и информационная база анализа НМА                      13      

2 Анализ нематериальных активов предприятия (на примере ОАО «Биохимик»)                                                                                                             16

2.1 Динамика поступления и выбытия  нематериальных активов предприятия                                                                                                               16

2.2 Анализ эффективности использования НМА на предприятии            23

2.3 Пути совершенствования анализа  НМА посредством автоматизации25                                                                                           

Заключение                                                                                                     28

Список использованных источников                                                           30

Приложение А                                                                                                33

Приложение Б                                                                                                 34

Приложении В                                                                                                35

Приложение Г                                                                                                 37

Приложение Д                                                                                                38

Приложение Е                                                                                                 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие «внеоборотные активы» можно рассматривать с трех сторон: как систему экономического управления, как орган управления (аппарат управления), как форму предпринимательской деятельности. Анализ НМА в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к системе анализа НМА относятся теория анализа и практические образцы эффективного руководства внеоборотными активами, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением. Управление – «процесс выработки и осуществления управляющих воздействий». Управляющее воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления. Управление внеоборотными активами во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие управление - это мероприятие экономического характера.

Так руководство предприятия  контролирует рациональность использования  имеющихся внеоборотных активов, рентабельность (т. е получение прибыли, достаточной для привлечения и удержания вложения капитала), ликвидность (достаточность средств, для  своевременного погашения за должности по обязательствам), планирование и прогнозирование дальнейшего повышения эффективности управления внеоборотными активами предприятия.

Возрастание роли финансового  менеджмента обусловлено и усложнением  организационных форм современного бизнеса, в результате чего в центре внимания оказались внутренние процессы , происходящие на предприятиях.

Финансовый менеджмент обеспечивает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и внешними потребителями (налоговыми службами, банками, инвесторами, деловыми партнерами).

И в связи с этим управление внеоборотными активами должно содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий способных повлиять на решения, принимаемые на ее основе. Это один из принципов финансового менеджмента. Но также для того, чтобы методология управления была составлена верно, необходимо правильно оценивать внеоборотные активы предприятия. Необходимо применять в финансовом менеджменте такие методы оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышения оценки активов и доходов предприятия.       

А поэтому целью курсовой работы будет являться детальное  изучение системы анализа внеоборотных активов предприятия в части нематериальных активов и путей ее совершенствования.

В соответствии с целью работы рассмотрен круг задач:

- дана характеристика нематериальных активов,

- дана оценка системе анализа нематериальных активов конкретного предприятия,

 - даны теоретические основы анализа нематериальных активов,

- проведён анализ нематериальных  активов предприятия (на примере ОАО «Биохимик»)                                                                                                             

- предложены рекомендации  по совершенствованию и эффективности методики анализа нематериальных активов на современном этапе и в будущем.

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы анализа нематериальных  активов 

 

1.1 Сущность НМА   и их характеристика

 

Нематериальные активы по-английски называются гораздо  более романтично – intangible («неосязаемые»). То есть  в эту категорию имущества входит то, что нельзя пощупать, ощутить, к чему нельзя прикоснуться. И вот такую своеобразную субстанцию бухгалтерам приходиться совершенно осязаемо учитывать, потому что она, как это ни странно, не только вполне реально существует, но и достаточно ощутимо участвует в хозяйственном обороте, производственной или, по меньшей мере, управленческой деятельности множества активно функционирующих компаний. Вообще говоря, что бы ни утверждали, но настоящим двигателем прогресса являются человеческие идеи. Просто для того, чтобы идея заработала, ее нужно воспринять, сформулировать и воплотить. По мнению доктора экономических наук Ефимовой О. В., для того чтобы иметь возможность учесть экономический и налоговый «выход» от данного объекта интеллектуальной собственности, требуется новый процесс – уже не созидательный, а учетный, - в ходе которого осуществляется классификация и оценка нематериального актива .[8,45]

Активы принимаются  к учету в качестве нематериальных  при одновременном выполнении следующих  условий:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры.

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в  производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в  течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 мес. или  обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить  организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще  оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного  права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Современные предприятия  осуществляют свои капитальные вложения не только путем приобретения основных средств, строительства новых и реконструкции действующих объектов, но и путем приобретения нематериальных активов.

Нематериальные активы представляют собой затраты организации  в нематериальные объекты, принадлежащие  ей на правах собственности, используемые в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) в производственной, коммерческой и иной деятельности и приносящие доходов.

Затраты в нематериальные активы носят характер капитальных  вложений и должны окупаться в  течение определенного времени  за счет дополнительной  выручки, дополнительной прибыли, снижения себестоимости готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Это объясняется тем, что использование нематериальных активов должно положительно влиять на финансовые показатели производственной, коммерческой и иной деятельности организации.

По общим признакам  нематериальные активы можно классифицировать по четырем группам:

  1. Отсутствие вещественных материальных форм;
  2. Использование в течение длительного времени;
  3. Способность приносить пользу организации;
  4. Высокая степень определенности с получением будущей прибыли.

Объекты интеллектуальной собственности разделяют на два  вида:  регулируемые патентным правом (объекты промышленной собственности) и регулируемые авторским правом.

Правовое регулирование  объектов промышленной собственности осуществляется Патентным законом РФ от 11.12.2002 N166, Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Российской Федерации», а также подзаконными нормативными актами, регулирующими процедуру оформления и регистрации объектов, размеры пошлин и иные вопросы.

Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны объектов промышленной собственности  необходима их регистрация  по установленной  процедуре в соответствующих  органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий. К объектам, регулируемым патентным правом относят:

  • изобретение, если оно является новым и промышленно применимо или является известным устройством, способом, но имеет новое применение;
  • промышленный образец – художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид;
  • полезная модель – конструктивное выполнение составных частей;
  • товарный знак и знак обслуживания – обозначения, позволяющие различать соответственно однородные товары и услуги разных юридических лиц или физических лиц;
  • наименование места происхождения товара – название географического объекта, используемого для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными и (или) людскими факторами;
  • фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица;
  • «ноу-хау» - информация технического, организационного, служебного или коммерческого характера, имеющая коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицам.

Правовое регулирование объектов авторским правом осуществляется в соответствии с Законом РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» от 23.09.92 г. за № 3523-1 (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 N 177).Законом РФ “О правовой охране топологий интегральных микросхем” от 23.09.92 за № 3526-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 9 июля 2002 года № 82-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем". Законом РФ “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.93 за № 5351-1 (в ред. от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ ).

Правила формирования в  бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности информации о нематериальных активах, установленные ПБУ 14/2007, должны применять организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), включая некоммерческие организации. Последние применяют ПБУ 14/2007 в отношении объектов, принятых ими к бухгалтерскому учету в 2008 и последующие годы. Ранее некоммерческие организации не вели учет НМА.

          Первоначальная стоимость определяется для объектов:

1) внесенных в счет  вкладов в уставной капитал  – по согласованной стоимости;

  1. полученных безвозмездно от других организаций и лиц – экспертным путем;
  2. приобретенных за оплату у других организаций и лиц – по фактически произведенным затратам на приобретение объектов и доведению их до состояния пригодного к использованию.

Информация о работе Анализ нематериальныхактивов