Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:54, курсовая работа
Понятие «внеоборотные активы» можно рассматривать с трех сторон: как систему экономического управления, как орган управления (аппарат управления), как форму предпринимательской деятельности. Анализ НМА в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к системе анализа НМА относятся теория анализа и практические образцы эффективного руководства внеоборотными активами, под которыми понимается искусство управления. О
Введение 5
1 Теоретические основы анализа нематериальных активов 7
1.1 Сущность НМА и их роль в экономике предприятия 7
1.2 Виды и характеристика НМА 10
1.3 Задачи, значение и информационная база анализа НМА 13
2 Анализ нематериальных активов предприятия (на примере ОАО «Биохимик») 16
2.1 Динамика поступления и выбытия нематериальных активов предприятия 16
2.2 Анализ эффективности использования НМА на предприятии 23
2.3 Пути совершенствования анализа НМА посредством автоматизации25
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложение А
Расходы ОАО в отношении лицензий составляют 6329 тыс. рублей.
На 2008 года приходятся следующие этапы в области создания и использования интеллектуальной собственности ОАО «Биохимик»:
- заявлено два наименования
лекарственных препаратов в
- получено два свидетельства на товарные знаки;
- десять заявок на
выдачу свидетельств на
- заявлен один товарный знак.
Используются четырнадцать товарных знаков, принадлежащих ОАО «Биохимик» на правах исключительной собственности; используются четыре товарных знака по лицензионным договором.
Используются два изобретения на правах исключительной собственности.
В 2008г. основные факторы риска для ОАО «Биохимик» будут в основном связаны с внешней средой.
К основным факторам риска относятся финансовые риски, связанные с низкой платежной способностью российских фармацевтических дистрибьюторов и учреждений здравоохранения, а так же организационные изменения на фармацевтическом рынке, вызванные реализацией программы монетизации льгот. Так же к финансовым рискам 2008г. относится опережение роста цен на энергоресурсы над ростом цен на традиционную номенклатуру предприятия.
Переход участников фармацевтического рынка к работе в соответствии с требованиями GMP (ГОСТ Р 52249-2007) может изменить положение общества на рынке, так как действующие производства не соответствуют указанным требованиям в части требований к чистым помещениям, системам водоподготовки и технологическому оборудованию, исключению «пересечений» β-лактамных антибиотиков с другими препаратами, организации складских помещений и т.д. Ориентировочные затраты на полное приведение производств в соответствии с требованиями GMP, составят 0,7 млрд. рублей за период 2008-2008 г.г.
При этом в 2008г. будет усиливаться конкурентная борьба на рынке готовых лекарственных средств, прежде всего ценовая конкуренция с традиционными отечественными производителями , а так же борьба за долю на рынке импортозамещающих и высокоэффективных препаратов – с международными фармфирмами- импортерами.
С целью нейтрализации основных факторов риска ОАО «Биохимик» в 2008г. будут осуществляться комплексные мероприятия по усилению конкурентных позиций, повышению эффективности производства, активизации ассортиментной и сбытовой политики.
На предприятии разработана концепция развития производства, в соответствии с которой предусматривается реализовать два инвестиционных проекта:
Суть этих проектов заключается в Удовлетворение растущей потребности учреждений Минздрава в новых видах антибиотиков для инъекций, инфузионных растворах во флаконах емк. 250гр и 450 гр и ГЛС в ампул, создание дополнительных рабочих мест.
Планируемые к освоению лекарственные средства принадлежат к обязательному аптечному ассортименту, перечню безрецептурных лекарственных средств, что обеспечивает стабильный спрос на эти препараты со стороны сегментов российского фармацевтического рынка.
На следующем этапе проводится анализ и оценка структуры НМА по другим классификационным признакам, например по источникам поступления (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Анализ структуры нематериальных активов по источникам поступления
2007 год, млн.руб. |
2008 год, млн.руб. |
Изменение |
2007 год, % |
2008 год, % |
Изменение | |
Нематериальные активы, всего |
55 |
55 |
- |
100 |
100 |
– |
в том числе по источникам поступления: |
||||||
внесенные учредителями |
15 |
14 |
– 1 |
27,3 |
25,5 |
-1,8 |
приобретенные за плату |
40 |
41 |
- |
72,7 |
74,5 |
+1,8 |
полученные безвозмездно от юридических или физических лиц |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Таким образом, большая часть нематериальных активов была приобретена на ОАО «Биохимик» за плату и лишь третья часть внесена учредителями предприятия.
Также можно провести анализ структуры нематериальных активов по срокам полезного использования (см. табл. 2.4).
Таблица 2.4 - Структура нематериальных активов по срокам полезного использования
Показатели |
Итого | |||||
Срок полезного использования, лет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Нематериальные активы, тыс. руб. |
– |
15 |
– |
25 |
15 |
2 934 |
% к итогу |
– |
15 |
– |
25 |
15 |
100 |
Из таблицы 2.4 следует, что средний срок полезного использования НМА составляет 4–5 лет.
При анализе выбытия НМА объекты группируют в зависимости от причин, его вызвавших:
По степени ликвидности и риска инвестиций НМА могут быть оценены по трем категориям:
Однако эта классификация относительна, т.к. оценить престижность или значимость НМА можно только экспертным путем. А эксперты используют в качестве основного критерия престижности НА спектр возможного полезного использования их свойств на трех уровнях – международном, общенациональном и отраслевом.
Вообще при оценке ликвидности НМА предприятия принято относить к низколиквидным, так как реализовать их значительно труднее, чем основные средства и оборотные активы. Необоснованное увеличение доли НМА в имуществе предприятия приводит к снижению показателей текущей ликвидности, снижению фондоотдачи внеоборотных активов и замедляет оборот всего капитала предприятия. Из-за уменьшения величины собственного оборотного капитала ухудшаются показатели обеспеченности предприятия оборотными средствами, что создает финансовое напряжение и вызывает трудности в финансировании текущей деятельности предприятия.
В силу тех или иных причин нематериальные активы, числящиеся в организации списываются с учета.
Основными причинами списания объектов нематериальных активов являются:
- непригодность к дальнейшему использованию;
- истечение срока их полезного использования;
- передача нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал;
- безвозмездная передача нематериальных активов;
- реализация нематериальных активов
Одновременно со списанием стоимости этих объектов подлежит списанию сумма накопленных амортизационных отчислений.
В соответствии с п. 23 ПБУ 14/2000 доходы и расходы от списания нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания нематериальных активов относятся на финансовые результаты организации.
Списание объектов в связи с непригодностью, а также по истечению срока их полезного использования, производится на основании акта. Акт должен быть составлен компетентной комиссией, которая определяет и указывает в акте причины списания, а также другие аналитические данные.
На основании акта, утвержденного руководителем, делается отметка о выбытии объекта в Карточке учета нематериальных активов (форма № НМА-1).
При списании объектов нематериальных активов за непригодностью необходимо помнить, что получаемый убыток не уменьшает налогооблагаемую прибыль и должен быть показан в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 “Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли.
2.2 Анализ эффективности
использования НМА на
Эффект от использования НМА выражается в общих результатах хозяйственной деятельности – в снижении затрат на производство, увеличении объемов сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния. Поэтому необходимо наращивать темпы роста отдачи капитала, а это возможно в том случае, если динамика темпов роста выручки от реализации продукции будет опережать темпы роста НМА.
Так как НМА приобретаются с целью получения экономического эффекта от их использования в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, то эффективность этих вложений необходимо рассматривать с точки зрения повышения доходности производства – по уровню дополнительного дохода на рубль вложенного в НМА капитала (рентабельность НМА).
Доходность НМА оценивается по общепринятой формуле доходности капитала:
RНА = Прибыль / Средняя за период стоимость НМА,
где RНМА – рентабельность НМА.
RНМА 2007 = 187344 / 55000 = 3,7,
RНМА2008 = 194779 / 55000 = 3,5.
Величина этого показателя зависит от рентабельности продаж и фондоотдачи НМА за период. С помощью методов факторного моделирования можно преобразовать исходную модель доходности НМА:
RНМА = Прибыль / Объем продаж (выручка от реализации продукции, работ, услуг) ´ Объем продаж / Средняя стоимость НМА
Таким образом, доходность НМА может быть увеличена за счет повышения рентабельности продаж и увеличения их фондоотдачи (см. табл. 2.5 и приложение Д).
Таблица 2.5 - Расчет влияния факторов на изменения доходности НМА
№ п/п |
Показатель |
2007 год |
2008 год |
Изменение |
1 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
80552 |
88542 |
+7990 |
2 |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
866316 |
963942 |
+97626 |
3 |
Средняя стоимость НМА, тыс. руб. |
55000 |
55000 |
- |
4 |
Рентабельность продаж (стр. 1 : стр. 2), % |
9,3 |
9,2 |
-0,1 |
5 |
Фондоотдача НМА (стр. 2 : стр. 3) |
15,8 |
17,5 |
1,7 |
6 |
Доходность нематериальных активов (стр.1 : стр.3) |
1,5 |
1,6 |
0,1 |
7 |
Изменение доходности НА за счет: |
-0,1%
+1,7%
+1,6 |
Как видно из табл. 2.5, показатели эффективности использования НМА в отчетном периоде по сравнению с базовым улучшились. Доходность НМА возросла на 0,1% %. Основными факторами роста доходности являются увеличение фондоотдачи НМА и повышение рентабельности продаж.
В заключение необходимо отметить, что рыночные преобразования в экономике неизбежно потребуют привлечения новых технологий, других объектов интеллектуальной собственности, что в свою очередь повысит необходимость более эффективного управления объектами НМА.
2.3 Пути совершенствования анализа НМА посредством автоматизации
Известно, что 50% своего рабочего времени аналитик ОАО «Биохимик» затрачивает на расчет, оформление и заполнение аналитических документов. При этом, эта работа требует большого внимания, усидчивости, педантичности и значительных физических усилий. Именно из-за этой рутинной работы с документами многие считают профессию аналитика неинтересной. Одним из перспективных направлений развития аналитики в России является использование компьютерной техники, как одной из форм ведения аналитического учета на предприятиях. С каждым днем все большее число компьютеров становится необходимым атрибутом на рабочем месте рядового аналитика. Применение компьютеров позволяет снижать трудоемкость работы аналитика, контролировать правильность операций, упрощает учет, расчеты и анализ аналитических документов, ускоряет обработку информации, снижает расходы на оплату труда, уменьшает объем документооборота, позволяет использовать технические носители первичной информации, упрощает расчеты между предприятиями, обеспечивает оперативность и длительность хранения полученной информации.
Основой работы на компьютере является программное компьютерное обеспечение для аналитика ОАО «Биохимик». За последние годы предложение этих программ заметно увеличилось. Наиболее известны такие пакеты аналитических программ как: «1С Аналитика» (которое применяется на анализируемом предприятии), «Финансы без проблем», «Парус», «Дела в порядке», «Balans», «LADY.FIN», «X-Door», «Толстый Ганс», «Финансы», каждая из которых имеет множество версий, с различной специализацией. Но на наш взгляд более целесообразней является разработка собственного программного обеспечения, именно для своей аналитики, так как любое предприятие имеет свои особенности учета, а приобретение аналитических пакетов может быть не совсем совместимым с спецификой работы конкретного предприятия. Основными языками программирования, на которых создаются такие программы являются: «Microsoft Fox-Pro & Microsoft Visual Fox Pro for Windows», «Clipper», «KARAT», «C / C++», «Pascal», и др. Так же в последнее время все большую популярность завоевывают так называемые универсальные программы - электронные таблицы. Наиболее популярные из них на данное время это «Microsoft EXEL » и «Quadro PRO». Они очень просты в программировании и в них, после небольшого обучения, можно легко и быстро создавать минианалитические программы, автоматизировать заполнение форм, бланков, платежных поручений, таблиц и графиков. Так же не последнюю роль в современной автоматизации аналитики играют программы - текстовые редакторы, предназначенные для быстрого набора и распечатки профессионального вида документов - договоров, бланков, таблиц и т.д. - наиболее популярным среди них сейчас являются «Microsoft WORD for Windows». А также, в последнее время, все большей популярностью пользуется сервис предоставляемый многими современными банками - система «Клиент - Банк», предназначенная для удаленного управления операциями со своим расчетным счетом находясь за компьютером в аналитики с помощью модема и телефонной линии.