Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 01:03, курсовая работа
Цель данного курсового проекта – комплексный экономический анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия.
Предмет исследования – финансовое состояние предприятия. Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Завод ЖБК- 1».
Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо:
овладеть методикой оценки финансово-экономического состоя-ния предприятия;
использовать формальные и неформальные методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;
привлекать специалистов-аналитиков, способных реализовать данную методику на практике.
Введение. 3
Организация и проблемы финансирования НИОКР. 4
Возможность использования зарубежного опыта финансирования НИОКР в Росси. 13
Краткая характеристика предприятия 15
SWOT-таблица. 18
Анализ хозяйственной деятельности предприятия 22
Обзор ассортимента ОАО «Завод ЖБК-1». 25
Сегментация и анализ клиентов предприятия. 27
Анализ сбыта продукции. 29
Анализ основных средств предприятия. 31
Анализ использования производственной мощности и оборудования 36
Анализ трудовых ресурсов предприятия. 38
Анализ себестоимости продукции. 40
Анализ состава, структуры и динамики затрат 40
Анализ показателей себестоимости продукции 42
Повышение эффективности деятельности ОАО «Завод ЖБК-1». 43
Заключение. 51
Список литературы 53
Анализ
показателей себестоимости
продукции
Наименование показателя | Значения | Изменение | |
Прошлый год | Отчетный год | ||
Полная себестоимость реализованной продукции, т.р. | 258882 | 646827 | 387945 |
Затраты на 1 рубль реализованной продукции, р./р. | 0,6 | 0,7 | 0,1 |
По данным таблицы полная себестоимость реализованной продукции за прошлый период составила 258882 тыс. руб., а за отчетный год 646827. Следовательно, значение этого показателя увеличилось на 387945 тыс. руб.
Затраты на рубль реализованной продукции за отчетный год увеличиваются на 0,1 руб. Значение этого показателя за прошлый год составило 0,6 рублей, а за отчетный год 0,7 рублей.
Увеличение
себестоимости говорит о
На фоне довольно успешной деятельности ОАО «ЖБК-1» существуют некоторые проблемы, связанные с общим развитием предприятия.
Выбранная руководством предприятия стратегия на расширение и диверсификацию производства имеет некоторые недостатки. Простой рост производственных мощностей на рынке с ограниченным спросом имеет тенденцию к замедлению и даже спаду. Понимание этого побудило руководство предприятия осваивать новые рынки через диверсификацию производства и внедрение новых технологических линий (HESS, HENKE). Именно благодаря этому стратегическому ходу предприятие сегодня является одним из самых благополучных и устойчивых в финансовом аспекте. Но кто может гарантировать, что через 10-20 лет ОАО «ЖБК-1» будет также успешно функционировать и получать запланированную прибыль, используя ту же производственную структуру, которую оно имеет сейчас (даже с учетом модернизации оборудования)? Разве можно исключить в перспективе появление сильных конкурентов, отказ от использования или падение спроса на какие-либо строительные материалы? Все это будет мешать росту рентабельности, что чревато наступлением стадии спада в жизненном цикле предприятия.
Именно инновационная деятельность и вложение средств в нематериальные активы являются источником доходов для наиболее развитых предприятий11. Вложение в инновации – это новая концепция, диктуемая временем, ибо выживают те, кто обладает ярко выраженной индивидуальностью, кто не похож на остальных и способен удовлетворять те потребности потребителей, которые другие удовлетворить не в состоянии.
В связи с этим предприятию ОАО «ЖБК-1» следовало бы уже сейчас заняться формированием базы НИОКР. Не даром General Motors, Daimler Chrysler ежегодно тратят на НИОКР 10-12% от торговой выручки, а это от 5 до 6 млрд. USD. Такие всемирно известные компании как IBM, Microsoft, Motorola, Intel и Ericsson вкладывают в новые разработки до 20% от торговой выручки (от 3 до 4 млрд. USD). Можно еще долго приводить примеры компаний, занимающихся разработкой и внедрением новых видов продукции, тем не менее отдел НИОКР на ОАО «ЖБК-1» отсутствует, точно также как и отсутствует отдел маркетинга. Это и является основной проблемой предприятия, рассматриваемой в данной работе.
Необходимо отметить, что любая инновационная деятельность сопряжена с большой долей неопределенности. Практически невозможно предугадать результат от распространения нового продукта на рынке. Реакция потребителей может быть весьма разнообразной, поэтому принятие решения о разработке и внедрении инновационного продукта должно основываться применении технологий по преодолению и снижению уровня неопределенности (если это возможно) в управленческом процессе.
В настоящее время в нашей стране наработаны технологии и оборудование по производству весьма широкой номенклатуры сборного жеоезобетона, способной удовлетворить вкусы и запросы любого самого взыскательного потребителя.
Ведутся споры, какому материалу создать приоритетные условия для развития, обеспечить государственную поддержку, что лучше, что хуже, сравнивается несравнимое, подтасовываются показатели.
Организация производства достаточного количества железобетонных изделий для всех видов гражданского и промышленного строительства может в значительной степени снизить потребный объем инвестиций в развитие производства строительных материалов, в строительство и развитие топливно-энергетической базы.
Необходимо отметить, что произойдет некоторое увеличение производства по тем видам материалов, которые широко используются в индивидуальном строительстве. Этот сегмент рынка представляет интерес в связи с высокими темпами индивидуального строительства в последнее время.
Белгородская область входит в первую пятерку регионов России с наиболее высокими темпами роста жилищного строительства. Это обусловлено в первую очередь высокоразвитой производственной базой промышленности строительных материалов области. ОАО "Завод ЖБК-1" является базовым предприятием по реализации областных программ промышленного и жилищного строительства и благоустройства населенных пунктов области. Высококвалифицированные кадры, политика активного технического перевооружения, проводящаяся уже ряд лет, позволила войти заводу в число 30 лучших предприятий промышленности строительных материалов России.
Производственный потенциал отрасли создавался для удовлетворения потребностей различных отраслей народного хозяйства страны.
В состав промышленности строительных материалов в настоящее время входят 15 отраслей, объединяющих более 10 тысяч предприятий. Практически все предприятия отрасли приватизированы. Доля продукции промышленности строительных материалов в общем объеме внутреннего валового продукта Российской Федерации составляет более 3%, а в стоимости основных промышленно-производственных фондов – около 4%.
В структуре производства продукции отрасли преобладают сборные железобетонные и бетонные конструкции и детали, стеновые материалы, цемент и нерудные строительные материалы.
В структуре затрат промышленности строительных материалов топливно-энергетические ресурсы составляют около 20%, а по отдельным отраслям и более. Зачастую отечественные технологии производства основных видов строительных материалов характеризуются в несколько раз более высокой энергоемкостью, чем технологии, применяемые в промышленно развитых странах.
В промышленности строительных материалов отмечается устойчивый рост производства практически по всем основным видам продукции. Перспективы развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии неразрывно связаны с ростом объемов строительства жилья и повышением его доступности для широких слоев населения, причем рост потребности в строительных материалах обусловлен не только потребностью непосредственно на строительство нового жилья и создание соответствующей инфраструктуры, но и опосредовано на их текущие и капитальные ремонты.
Промышленность
строительных материалов имеет высокий
потенциал в отношении
На данный момент уделяется постоянное внимание совершенствованию технической политики, направленной на обеспечение безопасности, надежности зданий и сооружений, повышение конкурентоспособности строительных материалов, конструкций и изделий.
Проблемы:
1) отсутствие опыта в проведении НИОКР;
2) отсутствие статьи затрат на НИОКР в управленческом учете предприятия;
3) нет интереса и инициативы у руководства в создании базы НИОКР;
4) не отработана система сотрудничества с научными центрами и специалистами в проведении НИОКР;
5) высокая степень риска инновационных мероприятий в РФ;
6) отсутствие квалифицированных специалистов по инновационному менеджменту;
На
вопрос, какую проблему решать в
первую очередь помогает ответить граф
проблем. Диаметр круга выражает важность
данной проблемы как причины появления
других проблем.
Рис.
4. «Граф проблем».
Исходя из результатов проведенного анализа следует отметить, что в первую очередь необходимо снизить влияние друг на друга таких проблем как отсутствие интереса и инициативы у руководства к созданию базы НИОКР и отсутствие квалифицированных специалистов по инновационному менеджменту на предприятии. Это окажет положительное влияние на решение 1-й и 4-й проблемы. Решение 3-й и 6-й проблемы можно добиться приглашением на работу опытного менеджера по инновациям или же направить на учебу по данному направлению одного из собственных управляющих. Успешная реализация данной задачи повлечет за собой налаживание связей с научными центрами, создание испытательных лабораторий и, как следствие, накопление опыта в проведении НИОКР.
Проблема №5 имеет некоторые особенности, а именно она оказывает влияние на остальные проблемы, но сама не подвержена влиянию со стороны других. Это объясняется тем, что она носит глобальный характер и одно предприятие не способно повлиять на ее решение. Однако совместные действия многих предприятий страны вполне могут привести к ее исчезновению.
Проблема №2 решится сама собой, когда будут решены основные (3 и 6). Появление статьи затрат на НИОКР – скорее следствие проведения мероприятий в данном направлении, но в то же время ее наличие будет поддерживать обязательность и регулярность проведения НИОКР.
Решая данную проблему, мы, к сожалению, сталкиваемся с недоброкачественным типом неопределенности, а именно с «природной». В нашем случае практически невозможно подсчитать экономический эффект от работы будущего подразделения НИОКР. Мы можем лишь судить о величине затрат на данное мероприятие, поэтому основной нашей задачей будет выбор варианта с наименьшими единовременными затратами.
Таким образом, при прочих равных условиях затраты на заработную плату для менеджера, нанятого извне, составят приблизительно 12000 USD в год. Затраты же предприятия на обучение 2-х собственных специалистов за границей (при условии, что обучение будет длиться 1 год) составят приблизительно 20000 USD в год. Понятно, что зарплату новому работнику придется выплачивать ежегодно в течение неопределенного промежутка времени. Финансирование же учебы носит разовый характер, поэтому обучать собственные кадры будет для предприятия дешевле. К тому же проработавшие на предприятии специалисты не будут сталкиваться с проблемой адаптации, ибо им уже прекрасно известны и понятны и корпоративная культура, и психологический климат внутри предприятия.
Следовательно, достаточно правильными и обоснованными действиями для решения поставленной проблемы (отсутствие базы НИОКР) будут попытки руководства создать коллектив специалистов по инновационной деятельности, посредством обучения собственных кадров. Реализация этого плана приведет к появлению новой сферы деятельности предприятия – разработка новых видов продукции и технологий, заниматься которой будут квалифицированные специалисты, а также ученые и научные центры области и страны в целом. Проведение успешной инновационной деятельности будет способствовать продлению жизненного цикла предприятия, поддержанию и что самое главное, росту его активов и рентабельности в будущем.
Оптимизация затрат проводится посредством сокращения излишних затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры. Основными источниками резерва снижения себестоимости продукции являются:
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности ОАО «ЖБК-1»