Анализ хозяйственной деятельности ОАО «ЖБК-1»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – комплексный экономический анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия.
Предмет исследования – финансовое состояние предприятия. Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Завод ЖБК- 1».
Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо:
 овладеть методикой оценки финансово-экономического состоя-ния предприятия;
 использовать формальные и неформальные методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;
 привлекать специалистов-аналитиков, способных реализовать данную методику на практике.

Содержание

Введение. 3
Организация и проблемы финансирования НИОКР. 4
Возможность использования зарубежного опыта финансирования НИОКР в Росси. 13
Краткая характеристика предприятия 15
SWOT-таблица. 18
Анализ хозяйственной деятельности предприятия 22
Обзор ассортимента ОАО «Завод ЖБК-1». 25
Сегментация и анализ клиентов предприятия. 27
Анализ сбыта продукции. 29
Анализ основных средств предприятия. 31
Анализ использования производственной мощности и оборудования 36
Анализ трудовых ресурсов предприятия. 38
Анализ себестоимости продукции. 40
Анализ состава, структуры и динамики затрат 40
Анализ показателей себестоимости продукции 42
Повышение эффективности деятельности ОАО «Завод ЖБК-1». 43
Заключение. 51
Список литературы 53

Работа содержит 1 файл

эк анализ.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

     К сожалению, в настоящее время  предприятия практически не используют  данную льготу, во-первых, из-за отсутствия  прибыли, при котором 10% скидка  значительной роли не играет, во-вторых, из-за отсутствия возможности проведения таких работ собственными силами. В связи с этим для стимулирования предприятий внедрять новые технологии следует предусмотреть снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на полный объем НИОКР. При этом в случае невозможности покрытия расходов по НИОКР за счет прибыли одного года необходимо предусмотреть снижение налога на прибыль в последующие годы.

     Если говорить о льготах научным  организациям то и здесь существуют  свои проблемы. Так подпунктом  «д» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию, непосредственно на проведение и развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в порядке и по перечню, установленным правительством РФ. Данная льгота выведена из-под упоминавшегося выше 50%-го ограничения. "Однако практическое применение данной льготы по налогу на прибыль в настоящее время серьезно затруднено тем, что отсутствует утверждаемый правительством РФ порядок исключения из налогооблагаемой прибыли научных организаций, прошедших государственную аккредитацию, фактически произведенных затрат на проведение и развитие НИОКР".

     Ключевым звеном в финансировании  НИОКР являются внебюджетные  фонды, которые по сути являются  связующим звеном между предпринимательским сектором и организациями, занимающимися научно-исследовательской работой в качестве основной деятельности. Согласно п. 1 Порядка образования внебюджетных фондов "федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок:

     Министерство науки и технологий  Российской Федерации - российский  фонд технологического развития;

     Федеральные министерства и иные  федеральные органы исполнительной власти - фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

     коммерческие организации - фонды  финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций.

     Внебюджетные фонды федеральных  органов исполнительной власти  формируются за счет: - добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе организациями (хозяйствующими субъектами), находящимися в их ведении.

     Внебюджетные  фонды коммерческих организаций  формируются за счет собственных отчислений (1,5%), а также отчислений, осуществляемых на договорной основе другими коммерческими организациями.

     Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации в соответствии с договором с Министерством науки и технологий Российской Федерации ежеквартально перечисляют в российский фонд технологического развития 25 процентов средств, поступающих в их внебюджетные фонды.

     Представляется, что механизм финансирования НИОКР за счет средств внебюджетных фондов является весьма эффективным. Выделение средств из внебюджетных фондов осуществляется на договорной основе, на основе проведенных конкурсов и экспертиз проектов. Фонды начали играть связующее звено между заказчиками и исполнителями НИОКР, осуществляя финансирование в том числе на возвратной основе. Наиболее успешными с точки зрения поставленных задач оказались Российский фонд фундаментальных исследований, отпочковавшийся от него Российский гуманитарный научный фонд, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

     Недостаток собственных средств  организация может компенсировать  за счет заемных источников. В  первую очередь к таким источникам можно отнести банковские кредиты. Кредит в наибольшей степени соответствует характеру рыночных отношении, учитывая условия его предоставления (возвратность, срочность, обеспеченность). Он может применяться и на всех этапах инновационной деятельности, в финансировании заказов реального сектора экономики, выполняемых в научно-технической и инновационной сферах.

     Коммерческие банки могут кредитовать  НИОКР, выполняемые научными организациями  по договорам с заинтересованными  заказчиками, оплачивающими работы после их полного завершения и приемки. Банк может выполнять функции координатора инновационного проекта от имени конкретного органа, являющегося владельцем денежных средств, что обеспечит повышение эффективности вложения средств и ответственности исполнителей, поскольку финансовый институт может прибегать к требованиям неустойки за ненадлежащее выполнение договора.

     Наиболее широко кредит может  использоваться при осуществлении  затрат на НИОКР непосредственно  на самих предприятиях, поскольку  позволяет последним осуществлять инновации без крупных единовременных отвлечении на эти цели собственных оборотных средств. Этому способствует принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".(3) От налога на прибыль освобождаются средства, направляемые на финансирование капитальных вложений, а также погашение кредитов банков, полученных и используемых на эти цели. Освобождается от налогообложения прибыль банков и кредитных учреждений, полученная от предоставления кредитов на срок от 3 лет для осуществления капиталовложений по развитию производственной базы предприятий.

     К сожалению, приходится констатировать, что многие российские коммерческие банки не в состоянии кредитовать затраты на НИОКР предприятий и организаций. Это происходит из-за того, что отечественные банки отличаются следующими особенностями: сравнительно небольшая величина собственного капитала банков, низкий удельный вес собственного капитала в активах, преобладание краткосрочных пассивов, ограничивающее возможности долгосрочных вложений, высокая доля остатков по счетам предприятий и организаций в пассивах, острота проблемы ликвидности активов банков и др. Эти особенности не позволяют большинству российских банков осуществлять долгосрочные кредитования инновационных проектов, поскольку собственные средства банков относительно невелики, а привлекаемые имеют в основном кратковременный характер.

Возможность использования зарубежного опыта финансирования НИОКР в Росси.

 

     Анализируя зарубежный опыт финансирования  сферы НИОКР можно выделить несколько основных направлений совершенствования финансового механизма в данной сфере:

  • совершенствование механизма прямого государственного финансирования;
  • развитие рисковых форм предпринимательства, как основного элемента развития сферы НИОКР;
  • повышение доли внебюджетных расходов на НИОКР, при развитии механизмов стимулирования данного процесса со стороны государства.

     Что касается первого направления,  то хотя в большинстве развитых стран доля государственных расходов, как уже отмечалось, в этом направлении сокращается, она остается все еще на значительно более высоком уровне, чем в РФ. Поэтому развитие небюджетных источников финансирования НИОКР, должно идти параллельно с повышением объемов средств государства, направленных прежде всего на финансирования приоритетных направлений фундаментальных исследований5.

     Наряду  с этим должны совершенствоваться механизмы  расходования государственных средств. В процессе распределения средств должны быть повышены принципы: независимости оценки эффективности проекта, конкурентности разработчиков, прозрачности денежных потоков, целевой направленности. Для нашей действительности это означает, что среди методов распределения средств бюджета и внебюджетных фондов должны большую распространенность получить практика предоставление грантов, проведение конкурсов среди разработчиков НИОКР.

     Как уже отмечалось выше основным  двигателем НТП и прародителями  большинства революционных технологий  на западе являются рисковые фирмы. Венчурный бизнес на сегодняшний день слабо развит в России, однако интерес к нему появляется и у российских инвесторов.

     Финансирование инноваций за рубежом приобретает внутрифирменный характер. Такой структурный сдвиг в финансировании вряд ли был бы возможен при неразвитой системе налогообложения в этой сфере деятельности.

     К сожалению, российская практика  налогообложения научных организаций сегодня несовершенна. Многие тонкие рычаги стимулирования научно-технического прогресса и его наиболее важных для России направлений в экономической политике не реализованы. В России существуют разные типы научных организаций и для них должны быть разработаны свои схемы налогообложения. В то же время просматриваются и общие принципы совершенствования налогообложения в российской науке.

     Научные организации с чисто бюджетным финансированием должны быть полностью освобождены от налогов. НИИ и КБ прикладной науки, которые научились зарабатывать прибыль, должны облагаться налогами таким образом, чтобы возможно было регулировать требуемое соотношение фундаментальных и прикладных работ6.

     Учитывая российскую специфику,  можно говорить о формировании  как общих льгот, так и льгот  специальных, ориентированных на  НИОКР в приоритетных научно-технических направлениях.

     В рыночной экономике зарубежных стран  используется от 10 до 20 видов налоговых кредитов. В наших условиях важно распространение налогового кредита на конверсируемые НИИ и КБ, на высокие технологии, а также для развития материально-технической базы науки.

Краткая характеристика предприятия

 

     Открытое  Акционерное Общество «Белгородский  завод железобетонных конструкций 1» создано в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий и в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992г. №721.

     Открытое  акционерное общество «Завод ЖБК-1»  создано в 2003 году путем выделения  из ОАО «Белгородский завод ЖБК – 1». Уставный капитал Общества составляет 4650600 руб.

     Общество  имеет собственную производственную базу, расположенную по адресу: г. Белгород, ул. Коммунальная 5.

       Основной целью деятельности  Общества является наиболее полное  и качественное удовлетворение потребностей российских и иностранных юридических лиц, граждан РФ в продукции (работах, услугах) производимой Обществом в соответствии с уставной деятельностью, а так же получении прибыли.

     Основными видами деятельности Общества являются:

  • Производство и реализация строительных материалов

     ( железобетонные конструкции, бетоны, растворы, стеновые камни, тротуарная  плитка и пр.);

  • Оптовая торговля;
  • Сдача имущества в аренду.

     ОАО «завод ЖБК-1» на рынке стройматериалов  более 50 лет. Все это время шло непрерывное развитие и совершенствование производства, внедрение новых передовых технологий, расширение сфер услуг, предоставляемых предприятием.  
 
 

     

      Рис. Жизненный цикл предприятия 

     В результате завод ЖБК-1 способен в  настоящее время выполнять весь комплекс проектных, строительных, монтажных работ от начала строительства объекта до сдачи «под ключ».

     Общество  имеет доли в следующих предприятиях:

  • ООО ДОЗ ЖБК – 1 – 100%;
  • ООО ЗХМ ЖБК – 1 – 100%;
  • ООО СТС ЖБК – 1 – 98%;
  • ООО Стройколор ЖБК – 1 – 100%;
  • ООО Управляющая компания ЖБК – 1 – 100%.

     Среднесписочная численность работников в 2008 году составила 886 человек, а в 2009 году – 889 человек.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности ОАО «ЖБК-1»