Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 21:23, курсовая работа
Целью работы является анализ финансовых результатов ЗАО «ПКНМ», выявление факторов, вызывающих ухудшение его финансовых результатов и разработка мер, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Для реализации поставленной цели выдвинуты и решены следующие задачи:
рассмотрено понятие и сущность формирования финансового результата;
Введение 2
1. Содержание финансовых результатов предприятия 4
1.1 Прибыль как экономическая категория 4
1.2 Понятие, сущность и порядок формирование финансового результата 8
1.3 Нормативное регулирование учета финансовых результатов
2. Анализ финансовых результатов предприятия 17
2.1 Характеристика предприятия 17
2.2 Анализ финансовых результатов предприятия 21
3. Рекомендации по улучшению финансового результата 28
3.1 Предложения по снижению себестоимости 28
3.2 Предложения по сокращению численности работников предприятия 31
3.3. Предложения по увеличению выручки от реализации 35
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 43
Таким образом, выручка от реализации в 2010г. увеличилась на 21,3% в сравнении с 2009г. То, что прибыль от продаж в 2010г. увеличилась на 46,9%, что выше увеличения выручки, говорит о более стремительных темпах роста выручки, чем рост себестоимости.
Среднесписочная численность персонала снизилась в 2010г., что повлияло на увеличение производительности труда.
Выполнение планов производства и
реализации товарной продукции является
необходимым условием устойчивого
финансового положения
По результатам финансово-
В связи с интенсивным развитием деятельности и указанными выше тенденциями, на предприятии увеличился ФОТ, что сказалось увеличением средней заработной платы персонала.
Организационно-
Структура технологической подготовки и технологического сопровождения производства смешанная. Организация производства продукции цеховая.
Загрузка производственной мощности определяется выполненным объемом производства товарной продукции.
2.2 Анализ финансовых результатов предприятия
Основным базообразующим фактором чистой прибыли коммерческой организации, в т.ч. и ЗАО «ПКНМ», является прибыль от продаж, которая является результатом разницы выручки от реализации и себестоимости товаров с управленческими и коммерческими расходами.
Механизм формирования прибыли ЗАО «ПКНМ» представлен в табл.2.
Таблица 2
Механизм формирования прибыли ЗАО «ПКНМ»
Показатели |
2009 |
2010 |
Абсолютное изменение, млн.руб. |
Относительное изменение, % | ||
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Уд. вес, % | |||
1. Выручка от продажи товаров |
2719 |
100,00 |
3299 |
100,00 |
580 |
121,33 |
2.
Себестоимость проданных |
2181 |
80,21 |
2512 |
76,14 |
331 |
115,18 |
3. Коммерческие расходы |
49 |
1,80 |
68 |
2,06 |
19 |
138,78 |
4. Прибыль от продаж |
489 |
17,98 |
719 |
21,79 |
230 |
147,03 |
5. Проценты к получению |
11 |
0,40 |
9 |
0,27 |
-2 |
81,82 |
6. Проценты к уплате |
20 |
0,74 |
31 |
0,94 |
11 |
155,00 |
7. Доходы от участия в других организациях |
9 |
0,33 |
1 |
0,03 |
-8 |
11,11 |
8. Прочие доходы |
1613 |
59,32 |
2928 |
88,75 |
1315 |
181,53 |
9. Прочие расходы |
1576 |
57,96 |
3003 |
91,03 |
1427 |
190,55 |
10. Прибыль до налогообложения |
526 |
19,35 |
623 |
18,88 |
97 |
118,44 |
11. Текущие налоги и платежи |
134 |
4,93 |
169 |
5,12 |
35 |
126,12 |
12. Чистая прибыль |
392 |
14,42 |
454 |
13,76 |
62 |
115,82 |
Выручка от продажи товаров ЗАО «ПКНМ» возросла за 2010 г. на 580 млн. руб. или 121,33 %. Себестоимость проданных товаров возросла на 115,18 % или 331 млн. руб. за 2010 г. по сравнению с 2009 г. Неравномерное увеличение выручки от продаж и себестоимости проданных товаров на фоне роста объемов продаж обусловлено влиянием ценового фактора, значительно отразившегося на формировании себестоимости товарной продукции.
Увеличение выручки от продажи положительно повлияло на формирование прибыли от продаж. Она увеличилась на 147,03%, что свидетельствует о превышении темпов роста выручки над темпами роста себестоимости.
Наличие коммерческих расходов в размере 49 млн. руб. в 2009 г. и 68 млн. руб. в 2010 г. негативно сказалось на показателях прибыли от продаж ЗАО «ПКНМ». Коммерческие расходы связаны с продажей продукции предприятия. К таковым относятся расходы на перевозку товаров, аренду, содержание зданий, сооружений, помещений, расходы по хранению и подборке товаров, рекламу и другие.
Значительное увеличение в абсолютном выражение прочих доходов на сумму 1315 млн. руб. за 2010 г., а также увеличение прочих расходов на 1427 млн. руб., отрицательно повлияло на прибыль до налогообложения, так как их сальдо отрицательное. Прочие расходы ЗАО «ПКНМ» представлены процентами к уплате и иными прочими расходами. В иных прочих доходов могут быть включены штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные в безвозмездное пользование; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; суммы дооценки активов. Их величина в 2009-2010г.г. незначительна, а потому значительных перемен в конечный результат они не внесли.
Прибыль до налогообложения в 2010 г. увеличилась на 97 млн. руб., т.е. на 118,44%. Это обусловило увеличение чистой прибыли предприятия при данных условиях развития на 62 млн. руб. или 115,82 % по сравнению с 2009г.
Таким образом, опережающее увеличение объемов продаж товарной продукции при меньшем увеличении себестоимости единицы проданной продукции, наличие прочих доходов и расходов в общем итоге предопределило увеличение чистой прибыли ЗАО «ПКНМ» на 115,82%.
При анализе
финансовых результатов исследуемой
организации оценивается
Таблица 3
Анализ динамики прибыли до налогообложения
Показатели |
2009 |
2010 |
Темп роста, % | ||
сумма, тыс.руб. |
струк-тура, % |
сумма, тыс.руб. |
струк- тура,% | ||
1.Выручка от продажи товаров(за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
2719 |
- |
3299 |
- |
- |
2.Себестоимость проданных товаров |
2181 |
- |
2512 |
- |
- |
3. Валовая прибыль |
538 |
- |
787 |
- |
- |
4. Коммерческие расходы |
49 |
- |
68 |
- |
- |
5. Прибыль (убыток) от продаж |
489 |
92,96 |
719 |
115,41 |
147,03 |
6. Прибыль от прочих доходов |
37 |
7,04 |
-96 |
-15,41 |
-259,56 |
7. Прибыль (убыток) до налогообложения |
526 |
100,00 |
623 |
100,00 |
118,44 |
Влияние на прибыль до налогообложения структурных сдвигов определяется таким образом:
Δ Пн = 118,44 – 100 = 18,44 %,
где Δ Пн – общее изменение прибыли до налогообложения.
Δ Пн Δ ппр = (92,96 / 100) * (147,03 – 100) = 43,74%
где Δ Пн Δ ппр - влияние изменения прибыли от продаж.
Δ Пн Δ попер = (7,04 / 100) * (-259,56 - 100) = -25,3%
где Δ Пн Δ попер - влияние изменения прибыли от прочих доходов.
Проверка: 43,74 – 25,3 = 18,44%
Из данных таблицы 6 следует, что прибыль до налогообложения увеличилась в основном за счёт увеличения прибыли от продаж.
Комплексное влияние цен, производственных результатов, физического объема продукции, структуры ее ассортимента оценивается с помощью коэффициентов валовой прибыли (табл. 4).
Таблица 4
Динамика коэффициентов валовой прибыли ЗАО «ПКНМ»
Показатели, млн. руб. |
2009 |
2010 |
Относительное изменение, % |
1. Выручка от продажи товаров |
2719 |
3299 |
121,33 |
2.
Себестоимость проданных |
2181 |
2512 |
115,18 |
3. Валовая прибыль, млн. руб. |
538 |
787 |
146,28 |
4. Коэффициент валовой прибыли |
0,20 |
0,24 |
120,00 |
Увеличение валовой прибыли ЗАО «ПКНМ» составило 21,33% за 2010г.
Рассчитаем структуру маржинального дохода ЗАО «ПКНМ» (табл. 5).
Таблица 5
Расчет
структуры маржинального
Показатели |
2009 |
2010 |
Абс. изменения |
Отн. изменения |
1. Выручка от продажи товаров |
2719 |
3299 |
580 |
121,33 |
2. Затраты продажу товаров |
2230 |
2580 |
350 |
115,70 |
2.1 Постоянные: |
707 |
739 |
32 |
104,53 |
- амортизация основных средств |
72 |
107 |
35 |
148,61 |
- прочие |
586 |
564 |
-22 |
96,25 |
- коммерческие расходы |
49 |
68 |
19 |
138,78 |
2.2 Переменные: |
1523 |
1841 |
318 |
120,88 |
- материальные затраты |
698 |
929 |
231 |
133,09 |
- затраты на оплату труда |
678 |
766 |
88 |
112,98 |
- отчисления на социальные нужды |
147 |
146 |
-1 |
99,32 |
3. Прибыль |
489 |
719 |
230 |
147,03 |
4. Маржинальный доход |
538 |
787 |
249 |
146,28 |
5.
Удельный вес прибыли в |
90,89 |
91,36 |
- |
- |
6.
Удельный вес постоянных |
9,11 |
8,64 |
- |
- |
В структуре затрат на производство и продажу продукции ЗАО «ПКНМ» переменные затраты занимают основную долю и составляют в 2009 году 1523 млн. руб., в 2010 году возросли до уровня 1841 млн. руб. Темп роста переменных затрат составил 120,88%. Постоянные затраты увеличились в абсолютном выражении на 32 млн. руб.; в 2009 году они составляли 707 млн. руб., в 2010 году – 739 млн. руб. Относительное увеличение постоянных затрат по сравнению с объемом продаж обусловило формирование маржинального дохода в 2010 году в размере 787 млн. руб.
Структура маржинального дохода ЗАО «ПКНМ» не претерпела существенных изменений. Доля прибыли, содержащейся в маржинальном доходе, увеличилась с 90,89% в 2009 году до уровня 91,36% в 2010г. Структуру маржинального дохода в 2010 году можно признать неудовлетворительной, так как увеличивается негативное влияние роста переменных затрат, снижающих показатель прибыли от продаж. Таким образом, в процессе формирования результата по обычному виду деятельности ЗАО «ПКНМ» все большее значение приобретают переменные расходы.
Анализ формирования
финансовых результатов дополняется
оценкой показателей
Таблица 6
Показатели доходности, рентабельности и фондоотдачи ЗАО «ПКНМ»
Показатели |
2009 |
2010 |
Абсолютное изменение |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % |
17,98 |
21,79 |
3,81 |
Рентабельность по чистой прибыли, % |
14,42 |
13,73 |
-0,69 |
Общая рентабельность, % |
19,38 |
18,88 |
-0,5 |
Фондоотдача |
1,44 |
2,10 |
0,66 |
Динамика развития показателей рентабельности свидетельствует о снижение доходности деятельности ЗАО «ПКНМ». Снижение рентабельности продаж, рассчитанной как на основании чистой прибыли, так и на основании прибыли до налогообложения, свидетельствует о сокращении эффективности реализационной деятельности, имеющей отражение в направлениях и методах маркетинговой политики организации.
Сокращение показателя общей рентабельности на 0,5% характеризует снижение результативности и доходности всех видов деятельности предприятия.
Показатель фондоотдачи увеличился в абсолютном выражении на 0,66.
Таким образом, можно сделать вывод, что прирост прибыли ЗАО «ПКНМ» в абсолютном отношении создал некоторые условия для экономического развития капитала предприятия.
Проведём анализ рентабельности активов предприятия по модели Дюпон (табл.7).
Таблица 7
Анализ и оценка
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Исходные данные | ||
Прибыль от продаж, млн. руб. (П) |
489 |
719 |
Объем продаж, млн. руб. (S) |
2719 |
3299 |
Полная
себестоимость реализованной |
2230 |
2580 |
Остатки запасов, включая НДС, млн. руб. (Z) |
2729 |
3558 |
Остатки оборотных активов, млн. руб. (Оa) |
5222 |
5352 |
Остатки активов, млн. руб. (АC) |
7518 |
7669 |
Расчетные данные – факторы | ||
Выручка на 1 руб. себестоимости, (Х) |
1,22 |
1,28 |
Доля
оборотных активов в |
0,69 |
0,70 |
Доля запасов в формировании оборотных активов |
0,52 |
0,66 |
Оборачиваемость запасов в оборотах |
0,82 |
0,73 |
Рентабельность активов |
0,07 |
0,09 |
Изменение рентабельности активов текущего года к предыдущему |
- |
0,02 |
Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов | ||
Выручка на 1 руб. себестоимости, Х |
- |
0,02 |
Доля
оборотных активов в |
- |
0,00 |
Доля запасов в формировании оборотных активов, H |
- |
0,01 |
Оборачиваемость запасов в оборотах, L |
- |
-0,01 |
Совокупное влияние всех факторов |
- |
0,02 |
Результаты 2009/2010 г.г.: вычисления позволяют сказать, что выручка на 1 рубль себестоимости увеличилась с 1,22 до 1,28, а доля оборотных активов в формировании активов за период выросла с 0,69 до 0,70. Динамика показателя доли запасов в формировании оборотных активов свидетельствует о том, что происходит увеличение этой доли с 0,52 до 0,66 в 2010 году, т.е. происходит увеличение запасов в оборотных активах, что можно расценивать как отрицательную тенденцию снижения качества управления структурой оборотного капитала и общей эффективности производства в 2010г. Запасы составляют более 66% общей суммы оборотного капитала, а оборачиваемость запасов снизилась с 0,83 оборота в 2009 до 0,73 в 2010. Чтобы более подробно оценить влияние каждого отдельного фактора на рентабельность активов организации, проводится факторный анализ, и результаты этого анализа представлены в заключительной части приведенной таблицы. Полученные данные можно прокомментировать следующим образом.
Информация о работе Анализ финансового результата предприятия