Эволюция налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение эволюции налоговой системы в России.


Для реализации указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
проследить развитие системы налогообложения в России в различные периоды;
выявить основные процессы становления современной налоговой системы;
определить особенности современного состояния налоговой системы РФ и возможные пути ее дальнейшего развития.

Содержание

Введение………………………………………………..……………………….…3
Глава 1.Эволюция налоговой системы России с древних времен до наших дней………………………………………………………..…………………….…5
1.1.Развитие налогового законодательства до образования СССР………….5
1.2. Этапы развития налогов и налогообложения в СССР……………………10
Глава 2. Современное состояние налоговой системы РФ……………..……..15
2.1.Становление современной налоговой системы Российской Федераций………………………………………………………………………..15
2.2.Современное состояние и основные направления налоговой политики на ближайшее время……………………………………………………….………19
Заключение…………………………………………………………………….....23
Практические задания………………………………………………...…………24
1.Ответы на теоретические вопросы……………………..………………….…24
2.Ответы на практические ситуации………………………………….………..44
3.Решение практических задач…………………………………………………48
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсач по налогам.docx

— 93.83 Кб (Скачать)

       Наряду  с общей системой налогообложения  в России Налоговый кодекс установил  специальные налоговые режимы для  субъектов малого предпринимательства.

       В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ в Российской Федерации  могут быть установлены следующие  специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

       Популярность  этих налоговых режимов для налогоплательщиков объясняется существенным снижением  налоговой нагрузки по сравнению  с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы  частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и  индивидуальных предпринимателей в  легальный, не теневой бизнес.  

       Для этого налоговым законодательством  Российской Федерации предусмотрена  возможность установления федеральными законами особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в  течение определенного периода  времени – специального налогового режима, не являющегося отдельным видом налога. Таким налоговым режимом может быть предусмотрена замена совокупности налогов и сборов одним налогом.

 

       2.2.Современное состояние и основные направления налоговой политики на ближайшее время.

       Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

       Помимо  решения задач в области бюджетного планирования Основные направления  налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере  на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий  ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления  налоговой политики не являются нормативным  правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о  налогах и сборах, которые разрабатываются  в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок  приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

       Особое  значение настоящий документ приобретает  в условиях мирового финансового  кризиса и разработки приоритетов  социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение  устойчивости российской экономики.

       В трехлетней перспективе 2011-2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее:

  • создание эффективной налоговой системы,
  • сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

       Таким образом, Основные направления налоговой  политики составлены с учетом преемственности  ранее поставленных базовых целей  и задач.

       Однако  в связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при этом увеличив ставку взносов с 26% до 34%.  Данное изменение увеличивает налоговое бремя работодателей, что в своей очереди приводит к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов.

       В целях минимизации указанных  рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также  развитие института изменения срока  уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и  отсрочки).

       Еще одним изменением  требующим внимания стали изменения в Налоговый  кодекс с 2009 года, предусматривающие  ежегодную индексацию ставок акцизов в 2010-2013 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию.

       Предусмотренные в настоящее время специальные  налоговые режимы (упрощенная система  налогообложения на основе патента  и система налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности) нуждаются в реформировании. Сфера применения системы налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности будет сокращаться, в  том числе в целях избегания конкуренции с упрощенной системой налогообложения на основе патента. В перспективе система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет отменена10.

       Главным из значимых нововведений станет налог на недвижимость. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» указывается на необходимость скорейшего создания условий для введения данного местного налога и прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости.

     Смысл такого нововведения - взимать налог на дома и квартиры не от инвентаризационной, а от кадастровой стоимости. Сейчас, напомним, налог на имущество граждан составляет от 0,1 до 2 процентов, устанавливается муниципалитетами и рассчитывается от инвентаризационной стоимости. Ставки налога на землю могут находиться в диапазоне от 0,3 до 1,5 процента, но рассчитываются от кадастровой стоимости.

     Какой может быть ставка нового налога, пока не известно. Раньше предполагалось, что она составит не более 0,1 процента от рыночной стоимости недвижимости. Кроме того, обсуждалось введение налоговых вычетов для малообеспеченных категорий граждан.

       Положительные и отрицательные моменты этого нововведения можно будет оценить лишь в будущем.

 

Заключение.

       Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке  и  используемых государством для централизации  части национального дохода в  бюджетах всех уровней с последующим  перераспределением в интересах  государства. Она  является важнейшим  механизмом системы государственного регулирования экономики и выполняет  следующие функции: обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

       Отечественная система налогообложения складывалась, развивалась и видоизменялась почти всегда под воздействием изменений в политическом устройстве государства, а также под влиянием общественного развития и исторических событий. Она прошла в своем эволюционном развитии множество этапов.

       Современная налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

       Нестабильность  наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную  роль,  особенно в период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний  день - главная проблема реформы  налогообложения.

Практические  задания.

1.Ответы  на теоретические  вопросы.

1.1. Упрощенная система  налогообложения:

1.1.1. Ограничения по  применению УСН.  Порядок начала  применения УСН,  прекращения применения  УСН хозяйствующими  субъектами.

Ограничения по применению УСН.

       Упрощённая  система налогообложения (УСН) — это специальный налоговый режим, направленный на снижение налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и среднего бизнеса, а также облегчения и упрощения ведения налогового учёта и бухгалтерского учёта.

         Упрощенную систему налогообложения могут применять организации и индивидуальные предприниматели. При этом Налоговый кодекс РФ устанавливает ряд ограничений, которые необходимо соблюдать будущим субъектам УСН:

1. доходы  за 9 месяцев года, предшествующего  переходу на УСН.

       Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором  организация подает заявление о  переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.   При этом в состав доходов включаются доходы от реализации, определяемые 249 ст. НК РФ, и внереализационные доходы, установленные 250 ст. НК РФ. Указанная предельная величина доходов определяется только по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.   

       2. структура организаций. Не вправе  применять УСН организации имеющие  филиалы и представительства.    

       3. структура уставного капитала.      

       Применять УСН могут те организации, в которых  доля участия других организаций  составляет не более 25 процентов (пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). Это ограничение не распространяется на:

  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если их среднесписочная численность составляет не менее 50 процентов, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
  • некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

       4.Средняя численность работников. Этот критерий установлен как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей. В пп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ прописано, что средняя численность их работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек. При переходе на УСН для расчёта средней численности используются данные о списочной численности работающих с января по сентябрь года, в котором налогоплательщик должен подать заявление о переходе на УСН.

       5.Остаточная стоимость амортизируемого имущества. Этот критерий установлен только для организаций, которые хотят перейти на упрощенную систему налогообложения. Как указано в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, организации не могут применять УСН, если остаточная стоимость их основных средств и нематериальных активов, определяемая по данным бухгалтерского учета, превышает 100 млн. руб.

       Причем  в расчет берется остаточная стоимость  тех основных средств и нематериальных активов, которые признаются амортизируемым имуществом по правилам гл. 25 "Налог  на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.

       6.Вид организации. Не вправе применять УСН бюджетные учреждения и иностранные организации. Данный критерий установлен только для организаций.

       7. вид осуществляемой деятельности.      

       Не  вправе применять УСН следующие  категории: банки; страховщики; негосударственные  пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка  ценных бумаг; ломбарды; организации  и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных  товаров, а также добычей и  реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и  индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также  иные формы адвокатских образований; организации, являющиеся участниками  соглашений о разделе продукции; организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей(единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 НК РФ.

Информация о работе Эволюция налоговой системы РФ