Эволюция налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотрение эволюции налоговой системы в России.


Для реализации указанной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
проследить развитие системы налогообложения в России в различные периоды;
выявить основные процессы становления современной налоговой системы;
определить особенности современного состояния налоговой системы РФ и возможные пути ее дальнейшего развития.

Содержание

Введение………………………………………………..……………………….…3
Глава 1.Эволюция налоговой системы России с древних времен до наших дней………………………………………………………..…………………….…5
1.1.Развитие налогового законодательства до образования СССР………….5
1.2. Этапы развития налогов и налогообложения в СССР……………………10
Глава 2. Современное состояние налоговой системы РФ……………..……..15
2.1.Становление современной налоговой системы Российской Федераций………………………………………………………………………..15
2.2.Современное состояние и основные направления налоговой политики на ближайшее время……………………………………………………….………19
Заключение…………………………………………………………………….....23
Практические задания………………………………………………...…………24
1.Ответы на теоретические вопросы……………………..………………….…24
2.Ответы на практические ситуации………………………………….………..44
3.Решение практических задач…………………………………………………48
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Курсач по налогам.docx

— 93.83 Кб (Скачать)

       30 октября 1918г. декретом Всероссийского  Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем - по плательщикам.

       Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю. На основании принятых в 1919-1922 гг. декретов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке4.

2 этап (1922-1930гг.) -  налоговая система России во время НЭПа. Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться 1921года. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

       Переход к нэпу обусловил возрождение  налоговой системы, повторившей  в общих чертах налоговую систему  дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

       Вместе  с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль. Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

3 этап (1931-1940гг.)  -  налоговая реформа 1930-1932 гг. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа. В ходе этой реформы была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

        После этой реформы официальный  общесоюзный перечень местных налогов  включал налог со строений и земельную  ренту. В этот период налоговая система  стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых  ставок (в середине 1933 г. - свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109)5.

       4  этап (1941-1960гг.)  -  налоговое законодательство  военного периода. Во время войны действовала система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета указами Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. введены новые налоги и сборы с населения: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР; военный налог; сбор с владельцев скота; сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

       Самый экзотический из применявшихся в  СССР налогов - на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который  был введен с целью мобилизации  дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был  призван способствовать росту населения  страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был  установлен только в Монголии.

       Впоследствии  в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения  в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

5 этап (1961-1990гг.) -  реформы налоговой системы в СССР. В послевоенный период происходило замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, в 1954г. до 40% доходной части бюджета СССР.

       В 1960-е годы по инициативе Н.С. Хрущева  была предпринята попытка осуществить  постепенную ликвидацию налогообложения  в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт - Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

       В 1986г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

       В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

       Доходы  от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в  зависимости от их суммы и с  учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного  налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

       Указом  Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан закон от 14 июня 1990г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Он установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

       Были  внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения  граждан (физических лиц). Установлены  самостоятельные режимы налогообложения  доходов граждан от ведения крестьянского  хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

       В этот период налогообложение использовалось бывшими союзными республиками в  политических целях. Верховный Совет  РСФСР принял закон, согласно которому для предприятий, находящихся под  российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный  налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение  стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.

 

Глава 2.  Современное  состояние налоговой  системы РФ.

2.1.Становление  современной налоговой  системы Российской  Федераций.

       После распада СССР в Российской Федерации  была установлена новая система  налогов и сборов, введенная в  действие Законом РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации».6 Данный закон изменил налоговую систему в стране и включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. Этим Законом было введено понятие «налоговая система» - «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей , взимаемых в установленном порядке». Соответственно названному закону в налоговую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможенная пошлины, различные сборы - целевые, лицензионные и др.

       В новейшей истории становления налоговой  системы России, которая началась с 1991г., выделяются три этапа:

  1. этап налоговой централизации (1992—1993);
  2. этап налоговой децентрализации (1994—1996);
  3. этап налоговой централизации (с 1997 г. по настоящее время)7.

       В Российской Федерации новая налоговая  система была сформирована в конце 1991 года. Она копировала существующие системы разных стран с рыночной экономикой. При этом структура налоговой  системы получилась запутанной и  сложной. Первоначально налоговое законодательство включило в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений на 8 июля 1999г. более 50. Чрезмерное количество налогов и запутанность налоговой системы привело к плохому собиранию налогов. Не было учтено, что для того, чтобы налоговая система работала эффективно, она должна приносить правительству необходимые доходы и одновременно быть справедливой. Это крайне трудно сочетаемые условия, поскольку они почти взаимоисключающие. В нашей стране создание относительно эффективной системы налогообложения длилось почти 12 лет (с 1992 по 2004 год) и даже на настоящий момент нельзя считать эту работу законченной.

         С 1998 года вместо термина «налоговая  система» применяется выражение  «система налогов и сборов».  Становление современной налоговой системы началось благодаря созданию Налогового кодекса Российской Федерации, законодательного акта, устанавливающего систему налогов и сборов в РФ. Налоговый кодекс РФ формулировал понятия налога и сбора с указанием их характерных особенностей. В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации» все эти платежи составляют группу налоговых доходов.8

       Налоговый кодекс РФ внес изменения в систему  налогов и сборов, сократив общее  число их видов до 28. Однако до введения в действие части второй Налогового кодекса было установлено применение платежей, предусмотренных ст. 19, 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» в котором было перечислено 22 различных  платежа.

       С 2005 года состав системы налогов и  сборов регулируемый Налоговым кодексом РФ и включал 15 платежей, которые разделены в соответствии с 12 статьей на 3 вида:

  • федеральные налоги и сборы:
  • налоги субъектов РФ (региональные налоги);
  • местные налоги.

       По  состоянию на 1 января 2005 года  к  федеральным налогам и сборам Налоговый кодекс РФ относит 10 платежей: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование и дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

       Федеральные налоги устанавливаются Налоговым  кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Так же кодексом устанавливается круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ.

       К региональным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 3 платежа: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

       Налог на игорный бизнес, как и федеральные  налоги, устанавливается Налоговым  кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество  организаций и транспортный налог  вводятся в действие представительными  органами государственной власти субъектов  РФ.

         При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

       К местным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 2 платежа: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

       Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах.

       При установлении местных налогов представительными  органами муниципальных образований  определяются налоговые ставки, порядок  и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

       Современная трехуровневая налоговая система  РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд  существенных изменений. Все они  были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей  рыночным отношениям и предоставляющей  возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных  налогов, регулирующих налогов и  неналоговых поступлений9. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

Информация о работе Эволюция налоговой системы РФ