Эволюция налога на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности организации. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем налог, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль организаций. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет госу¬дарству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов.
Данный налог является непосредственным изъятием в доход государственного бюджета части дохода налогоплательщика, чем принципиально отличается от других налоговых платежей. Налогом облагается прибыль, которая является целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Это позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время налоги – очень острый инструмент, поэтому установленные государством чрезмерно высокие ставки налога могут привести к свертыванию производства. Именно обложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.

Работа содержит 1 файл

эколюция налога на прибыль.docx

— 74.58 Кб (Скачать)

    С момента введения налога на прибыль  в НК РФ и до настоящего времени  идет последовательное изменение порядка  признания затрат для определения налоговой базы по налогу на прибыль, как правило, в сторону снижения налогового бремени налогоплательщиков. В частности, принято решение о переносе убытков на будущий налоговый период без ограничений, которые существовали ранее. В ряде случаев такое решение не представляется целесообразным, поскольку оно стимулирует недобросовестных налогоплательщиков к получению убытка незаконным путем. Предполагается, что с 2010 года будет принято решение о том, что убытки реорганизуемых или поглощаемых организаций на будущий налоговый период новой организацией переноситься не будут, поскольку присоединение убыточных предприятий широко используется для минимизации полученной организацией прибыли.

    Как известно, НК РФ декларирует затраты  организации, учитываемые при налогообложении  прибыли как экономически оправданные. Понятие экономической оправданности  затрат более или менее подробно раскрывается в НК РФ. В перспективе  предполагается, что критерии определения  таких затрат будут последовательно  расширяться. В частности, такое  расширение предполагает включение  в затраты всех экономически оправданных  расходов на обучение, лечение, пенсионное обеспечение работников организации.

    Некоторые такие изменения уже были произведены. Расширился состав учитываемых затрат на обучение сотрудников. Если раньше в качестве расходов на обучение можно  было учесть только затраты на подготовку и переподготовку кадров, то теперь – и на обучение по основным и  дополнительным профессиональным образовательным  программам [2]. Учитывать данные расходы с 2009 года в соответствии с п.3 ст. 264 НК РФ можно в отношении не только собственных работников, но также и тех лиц, с которыми заключен договор, предусматривающий их обязанность в дальнейшем, не позднее трех месяцев после окончания обучения (профессиональной подготовки либо переподготовки), поступить на работу к налогоплательщику и отработать не менее одного года. Однако если в течение года трудовой договор прекращается (за исключением обстоятельств, не зависящих от воли сторон, по ст. 83 Трудового кодекса) или же если он не будет заключен в течение трех месяцев после окончания обучения, организация должна будет включить суммы, признанные ранее расходами, во внереализационные доходы.

    Увеличен  норматив признания расходов на добровольное медицинское страхование работников [2]. Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату медицинских расходов застрахованных работников, останутся нормируемыми. Но при этом верхний лимит таких взносов в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ увеличился с 3% до 6% суммы расходов на оплату труда.

    Значение  развития ипотечного кредитования для  решения социальных проблем населения  предопределяет необходимость внесения изменений, связанных с отнесением в состав затрат расходов, связанных  с софинансированием организациями  выплат процентов по ипотечным кредитам своих работников. Теперь с 1 января 2009 г. возмещение работникам затрат на уплату процентов по кредитам на приобретение жилья учитывается в расходах на оплату труда [2]. Данные расходы учитываются для целей налогообложения в размере не более 3% от суммы расходов на оплату труда (п. 24.1 ст. 255 НК РФ).  Причем в пределах этих сумм проценты, компенсированные организацией, не облагаются ни единым социальным налогом, ни налогом на доходы физических лиц. Оплачивать проценты должен сам работник, а не организация. Поэтому ему необходимо самому прийти в банк и погасить свою задолженность или ее часть. Затем копии платежных документов, в которых сумма процентов выделена отдельной строкой, следует представить в организацию, если работодатель такие расходы возмещает. Необходимо отметить, что оплата подобных затрат является лишь правом работодателя, а не его обязанностью. В каком объеме, и на каких условиях возмещать проценты, организация определяет самостоятельно [9].

    Исполнение  налогоплательщиками правил налогового законодательства по налогу на прибыль  является достаточно сложным и громоздким. Кроме налогового периода, когда  налогоплательщик сдает годовую  налоговую декларацию и соответствующую  отчетность, предусмотренную законодательством, он сдает еще налоговые декларации по каждому отчетному периоду  и расчеты, связанные с месячными  авансовыми платежами. Предполагается значительно упростить положение  налогоплательщиков, установив отчетный период по налогу, равным налоговому периоду, то есть календарный год. Не предполагается, конечно, отмена авансовых платежей, необходимых для обеспечения  равномерности поступления средств  в федеральный и региональный бюджеты, но их расчет будет базироваться на основании финансового результата предыдущего года без ежемесячного и ежеквартального определения  налоговой базы. Конечно, такой механизм требует разработки отдельных положений, в частности связанных с расчетом авансовых платежей по налогу у организаций, получивших в предыдущем налоговом  периоде убыток или имеющих убыток в текущем налоговом периоде.

    Из  вышеприведенного следует, что процесс  совершенствования налогового законодательства непрерывен и он будет продолжаться и дальше в тех направлениях, несовершенство которых будет проявляться в  процессе использования действующего порядка налогообложения прибыли.

    В нормативно-правовом документе «Основных  направлениях налоговой политики РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» одобренным Правительством РФ 20 мая 2010 года подробно описаны дальнейшее развитие налога на прибыль организаций:

    «1. Должны быть внесены изменения в  НК РФ, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний.

    2. Гражданским кодексом Российской  Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

    Вместе  с тем в практике хозяйственной  деятельности нередко встречаются  случаи, когда одна организация предоставляет  другой организации (не зависящей от нее) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п. В связи с этим представляется необходимым установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций.

    3. В 2011 году усовершенствуется механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.

    В частности, в настоящее время  Кодексом установлен особый порядок  признания расходов на освоение природных ресурсов, к которым относятся расходы на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых. При этом расходы на строительство и ликвидацию разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, относятся на расходы, связанные с расходами на освоение природных ресурсов, то есть уменьшают налоговую базу в текущем периоде, не формируя первоначальную стоимость объекта основных средств, которым является такая скважина.

    Вместе  с тем при поиске и оценке месторождений  полезных ископаемых налогоплательщики  несут затраты, связанные со строительством и ликвидацией иных скважин (опорных, параметрических, структурных, поисково-оценочных, водозаборных), которые необходимы, в частности, при поиске и оценке месторождений углеводородного сырья. В связи с тем, что перечисленные виды скважин прямо не перечислены в НК РФ, в целях исключения различных трактовок законодательных норм предлагается соответствующим образом уточнить НК РФ.

    Также предполагается внести в законодательство о налогах и сборах иные изменения, направленные на уточнение порядков:

    - признания расходов, связанных с  участием в конкурсе, по результатам  которого не заключено лицензионное соглашение на пользование недрами;

    - ведения налогового учета расходов  на освоение природных ресурсов;

    - отнесения на расходы разовых  платежей за пользование недрами;

    - налогообложения операций, связанных  с получением и реализацией  единиц сокращения выбросов в рамках Киотского протокола, а также освоением проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов из источников или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в любом секторе экономики.

    4. Срок полезного использования амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

    Сроком  полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

    Главой 25 НК РФ предусмотрено применение к  норме амортизации повышающих коэффициентов, которые позволяют ускорить признание в расходах по налогу на прибыль организаций затрат на приобретение амортизируемых основных средств.

    В 2011-2013 годах перед российской финансовой системой встает необходимость искать возможности для повышения доходов бюджета, при этом рост доходов должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования уже существующих налогов, но в то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности – в первую очередь, инновационной направленности.

    Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них. Необходимы действия по следующим ключевым направлениям:

    Во-первых, следует поддержать компании, где  интеллектуальный труд является основным. Существенная часть налоговой нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда, поэтому для их поддержки президент считает необходимым снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций – до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14% в пределах страхуемого годового заработка.

    Во-вторых, необходимо создать дополнительные условия для активизации инновационной  деятельности. Для этого при определении  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций следует учитывать  расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для  ЭВМ и базами данных по сублицензионным  договорам, а также единовременные платежи за пользование правами  на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

    В-третьих, требуется стимулирование энергосбережения и рационального использования  природных ресурсов. В частности, следует более активно использовать такие инструменты государственной политики, как ускоренная амортизация вводимого энергоэффективного оборудования и предоставление инвестиционных налоговых кредитов.

    Для обеспечения внедрения в экономику  новых технологий целесообразно  освободить от налогообложения налогом  на имущество организации, работающие на энергоэффективном оборудовании, сроком на 3 года с момента ввода  его в эксплуатацию. Поскольку  этот налог является региональным налогом, введение дополнительных федеральных  льгот должно быть компенсировано отменой иных льгот, применяемых в настоящее время.

    В-четвертых, для развития социальной сферы необходимо привлекать частные инвестиции в системы здравоохранения и образования. В этих целях Д.А. Медведев предлагает освободить от налога на прибыль (по крайней мере, до 2020 года) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности.

    При этом соответствующие льготы должны распространяться только на те виды деятельности, которые носят социально значимый характер.

    В-пятых, в среднесрочной перспективе  необходимо дальнейшее расширение и  укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов.

    В-шестых, актуальными остаются вопросы совершенствования  налогового администрирования. По мнению Д.А. Медведева, необходимо проинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов.

    «Нельзя допускать, чтобы их реализация была связана со сложными процедурами, которые в большей степени носят перестраховочный характер и значительно осложняют экономическую жизнь организаций и повседневную жизнь граждан», – говорится в послании президента Правительству РФ.

Информация о работе Эволюция налога на прибыль