Эволюция налога на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности организации. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем налог, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль организаций. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет госу¬дарству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов.
Данный налог является непосредственным изъятием в доход государственного бюджета части дохода налогоплательщика, чем принципиально отличается от других налоговых платежей. Налогом облагается прибыль, которая является целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Это позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время налоги – очень острый инструмент, поэтому установленные государством чрезмерно высокие ставки налога могут привести к свертыванию производства. Именно обложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.

Работа содержит 1 файл

эколюция налога на прибыль.docx

— 74.58 Кб (Скачать)

    Таблица 2 – Классификация налога на прибыль

Классификационный признак     Тип налога на прибыль
  1. По плательщикам
  2. По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов
  3. По порядку введения
  4. По целевой направленности
  5. По способу взимания
  6. В зависимости от оснований возникновения налоговой базы и источника выплаты
  7. По периодичности
Налог, уплачиваемый юридическими лицами

Федеральный 
 

Общеобязательный

Абстрактный

Личный прямой

Активный 

Периодический

    По  характеру, содержанию и разнообразию выполняемых функций, по своим возможностям воздействовать на деятельность предприятий  и предпринимателей, по степени влияния  на ход результатов коммерческой деятельности налог на прибыль выступает  основным предпринимательским налогом [7]. В качестве основных функций данного налога выделяют регулирующую и фискальную функции.

    1. Регулирующая функция

    Как уже было сказано выше, налог на прибыль является прямым, то есть его  сумма зависит от конечного финансового  результата деятельности предприятия. Поэтому он обладает значительными  возможностями по оказанию воздействия  на интересы организаций через их финансовое положение. При помощи данного  налога государство также имеет  возможность воздействовать на развитие экономики, используя механизма  предоставления или отмены льгот, регулирования  ставки налога, что позволяет стимулировать  или ограничивать экономическую  активность в различных отраслях экономики.

    Велика  роль этого налога в развитии малого предпринимательства, а также в  привлечении в экономику страны иностранных инвестиций, поскольку  в законодательстве многих стран  предусматривается полное или частичное  освобождение от уплаты именно этого  налога в первые годы создания и  функционирования малых и совместных с иностранным участием предприятий и организаций [10].

     2. Фискальная функция

    В последнее время значение фискальной функции налога на прибыль вызывает разногласия между экономистами. Согласно статистическим данным налог на прибыль в развитых странах не является фискально-доминирующим. Несмотря на значительные ресурсы, затрачиваемые налоговыми органами и самими налогоплательщиками на его производство, то есть на процесс исчисления, уплаты и соответствующего контроля, налог на прибыль обеспечивает лишь малую долю совокупных налоговых поступлений. Так, в странах «большой семерки» корпорационный налог (налог на прибыль) традиционно обеспечивает менее 8% налоговых поступлений, в то время как подоходный налог – почти 24%. Исключение составляет только Япония, где корпорационный налог уверенно обеспечивает около 15% налоговых поступлений. Столь невыгодное соотношение между невысокими поступлениями и значительными издержками по администрированию заставляют многих западных специалистов усомниться в полезности данного налога [4].

    В России же дебаты по поводу отмены налога на прибыль не приобрели сколько-нибудь заметного проявления. Главной причиной этому является существенно большая  фискальная значимость данного налога (см. таблицу 3) 

    Таблица 3 – Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ

Доходы  бюджета 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
Всего поступило (млрд. руб.)

Из них:

1) в  федеральный бюджет

2) в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

5748,2 

3000,7

2747,5

7360,2 

3747,6

3612,6

8455,7 

4078,7

4377

6 288,3 

2502,6

3785,7

7695,8 

3207,2

4488,6

Налог на прибыль всего (млрд. руб.),

в том  числе:

1) в  федеральный бюджет

2) в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

1670,5 

509,9

1160,6

2172,2 

641,3

1530,9

2513 

761,1

1751,9

1 264,4 

195,4

1 069,0

1774,4 

255,0

1519,4

Удельный  вес налога на прибыль в доходах  бюджета всего (%)

в том  числе:

1) в  федеральный бюджет

2) в  консолидированные бюджеты субъектов  РФ

 
29,1 

17

42

 
29,5 

17

42,4

 
29,7 

19

40

 
20,1 

7,8

28,2

 
23,0 

7,9

33,8

 

    В России роль налога на прибыль в  формировании доходной части бюджета  достаточно существенна. В налоговых  доходах федерального бюджета поступления  налога на прибыль занимают третье место после налога на добавленную  стоимость (далее – НДС) и налога на добычу полезных ископаемых (далее  – НДПИ) (см. рисунок 1). Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов  РФ, где он занимает второе место  в их доходных источниках, уступая  лишь налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

 

Рисунок 1 - Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе-октябре 2011 году

    В последние несколько лет структура  налоговых поступлений в консолидированный  бюджет РФ изменялась в пользу налога на прибыль. Темпы роста поступлений от налога на прибыль в 2011 году составили 16%, причем в федеральный бюджет поступило 18,7%, а в консолидированный бюджет субъектов РФ – 14,4% налога. Важнейшим фактором роста поступлений от налога на прибыль, безусловно, является улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций, выразившееся в росте сальдированного финансового результата и в снижении количества убыточных предприятий. В то же время вышеприведенное не означает, что в обложении организаций налогом на прибыль нет резервов совершенствования, причем не только в сторону ужесточения правил взимания налога, но и в сторону снижения налогового бремени добросовестных налогоплательщиков [13]. 

 

    

    Глава 3. Проблемы налогообложения прибыли организаций, пути их решения и перспективы развития налога 

    Анализируя  последние изменения налогового законодательства, можно сделать  вывод, что концептуальных изменений  в практике налогообложения прибыли  не произошло. В то же время очевидно, что такие изменения необходимы и будут проводиться в соответствии с разработанными Министерством  финансов РФ концептуальными подходами  формирования налоговой политики страны [6].

    Среди предусматриваемых основными направлениями  налоговой политики в РФ на 2011-2013 годы мер по совершенствованию налогового законодательства намечен ряд изменений, касающихся механизма налогообложения  прибыли, в частности:

  • Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения;
  • Налогообложение организаций при совершении операций с ценными бумагами;
  • Совершенствование налогового законодательства в части регулирования учетной политики налогоплательщиков;
  • Создание стимулов для осуществления инновационной деятельности.

    Рассмотрим  некоторые из предполагаемых изменений  более подробно.

    Проблема  регулирования ценообразования  в целях налогообложения актуальна  не только для налога на прибыль, но и для НДС, НДФЛ, НДПИ и ряда других налогов, расчет налоговой базы которых  базируется на цене сделки, поэтому  решение проблемы должно положительно повлиять на величину налоговых поступлений. В настоящее время цена сделки регулируется ст. 40 НК РФ, в которой  предусмотрены основные положения  формирования этой цены, основанные на ее соответствии рыночной цене, определяемой по ряду параметров. Налоговые органы имеют право проверить цену сделки при совершении сделок между взаимозависимыми лицами, перечень которых приведен в ст. 20 НК РФ. Практика показала, что круг взаимозависимых лиц крайне ограничен и в современных условиях не отражает действительного положения. Возможность признания лиц взаимозависимыми через судебное решение является крайне сложной и длительной процедурой.

    Для того чтобы предотвратить способы  минимизации налоговых платежей посредством занижения цен сделок между взаимозависимыми лицами или  другими лицами, связанными возможностями  влиять на экономические условия  или результаты сделок, принято решение  о пересмотре соответствующих действующих  разделов общей части НК РФ. Для  этого предусматривается отмена ст. 20 и 40 НК РФ и введение самостоятельного раздела кодекса, регулирующего  соответствующие правоотношения [6].

    Предполагается, что в состав вышеназванного раздела  НК РФ войдут шесть глав, в которых  будут определены круг взаимозависимых  лиц и порядок определения  доли участия одной организации  в другой организации или физического  лица в организации. Отдельные статьи НК РФ должны регулировать:

  • принцип определения соответствия цены сделки рыночным или регулируемым ценам;
  • методы, используемые при определении соответствия цены рыночной цене в контролируемых сделках;
  • перечень контролируемых сделок;
  • порядок определения величины налога исходя из оценки результатов контролируемых сделок на основе регулируемых или рыночных цен;
  • регламент заключения между налогоплательщиками и налоговыми органами соглашений о ценообразовании.

    Российское  налоговое законодательство предусматривает  возможность использования международного опыта в части заключения взаимозависимыми лицами до совершения сделки соглашений, в соответствии с которыми фиксируются методы определения соответствия цен рыночным параметрам. Выполнение условия соответствующего соглашения, то есть использование предусмотренных в нем цен реализации в контролируемой сделке, должно будет гарантировать налогоплательщикам отсутствие в дальнейшем претензий к ним в процессе проверки налоговыми органами.

    Еще одно важнейшее направление налоговой  политики ближайшей перспективы  по отношению к налогу на прибыль  – создание стимулов научно-технического прогресса, инновационной деятельности посредством главным образом  амортизационной политики, поскольку  полное освобождение средств, идущих на капитальные вложения, от налогообложения  уже практиковалось и было отменено как неэффективное при введении налога на прибыль в состав налогов, регулируемых НК РФ.

    С 1 января 2009 г изменился размер так называемой амортизационной премии. В соответствии с п. 1.1 ст. 259 НК РФ (в редакции, действующей до 31.12.2008 г.) налогоплательщики имели право включить в состав расходов единовременно до 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов по их достройке, оборудованию, реконструкции и модернизации. Нововведения предусматривают, что амортизационную премию согласно п. 9 новой редакции ст. 258 НК РФ с 2009 г. можно начислять до 30% по основным средствам, отнесенным к 3-7 амортизационным группам (срок полезного использования свыше 3 лет до 20 лет включительно). По остальным основным средствам размер амортизационной премии прежний – не более 10% [2]. Однако практика показала, что возможность применения амортизационной премии стала использоваться некоторыми организациями для получения необоснованной налоговой выгоды: владельцы основных фондов стали осуществлять последовательные операции по их продаже. Это вынуждает государство к введению ответных мер, наподобие тех, что применяются к малым предприятиям, использующим упрощенную систему налогообложения, которым разрешено единовременно списывать всю стоимость приобретенных основных фондов на затраты, но в случае их реализации ранее чем через три года амортизация должна быть восстановлена и соответственно сумма налога доплачена. Предполагается, что в случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых была применена амортизационная премия, она подлежит восстановлению и включению в налоговую базу. Эти положения применяются в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию с 1 января 2008 г.

    Принципиально изменился порядок начисления амортизации  при использовании нелинейного  метода. Амортизация теперь начисляется  не в отношении отдельного основного  средства или нематериального актива, а в целом по амортизационной  группе [2].

    Если  ранее можно было произвольно  применять тот или иной метод  начисления амортизации по каждому  конкретному объекту амортизируемого  имущества, то теперь такой возможности  не будет. По всему амортизируемому  имуществу применяется либо только линейный, либо только нелинейный метод (п.3 ст.259 НК РФ). Свой выбор налогоплательщик должен закрепить в учетной политике. Единственное исключение – здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, входящие в восьмую-десятую амортизационные группы (то есть сроком полезного использования свыше 20 лет). Амортизация по ним начисляется только с использованием линейного метода. С начала календарного года организации вправе изменить применяемый метод начисления амортизации, но переходить с нелинейного метода на линейный согласно п.1 ст. 259 НК РФ можно не чаще, чем один раз в пять лет. Для обратной ситуации такого ограничения не установлено, то есть, перейдя с нелинейного метода на линейный, организация вправе через год вновь вернуться к начислению амортизации нелинейным методом.

Информация о работе Эволюция налога на прибыль