Эволюция налога на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности организации. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем налог, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль организаций. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет госу¬дарству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов.
Данный налог является непосредственным изъятием в доход государственного бюджета части дохода налогоплательщика, чем принципиально отличается от других налоговых платежей. Налогом облагается прибыль, которая является целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Это позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время налоги – очень острый инструмент, поэтому установленные государством чрезмерно высокие ставки налога могут привести к свертыванию производства. Именно обложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.

Работа содержит 1 файл

эколюция налога на прибыль.docx

— 74.58 Кб (Скачать)

    - суммы, внесенные в бюджет в  виде санкций в соответствии  с законодательством Российской Федерации, не включаются в состав расходов от внереализационных операций;

    - и другие хозяйственные операции.

    Статьей 25 вышеуказанного Закона «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрено, что Госналогслужбой РФ по согласованию с Министерством финансов РФ издаются инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах.

    Так, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль 1992-1995 годах изложен в Инструкции № 4 от 06.03.92 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», а с 1996 года – в аналогичной ей Инструкции № 37 от 10.08.95 г. Данные инструкции распространяются на российских юридических лиц. Иностранные же юридические лица использовали в 1992-1995 годах Инструкцию № 20 от 14.05.93 г. «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», а с 1996 года – аналогичную ей инструкцию № 34 от 16.06.95 г.

    В данные инструкции вносились изменения  и дополнения согласно изменявшемуся законодательству. На изменения в налогообложении прибыли огромное влияние оказывают изменения направлений государственной экономической политики в нашей стране.

    В целях налогообложения валовая  прибыль уменьшается на суммы:

    - доходов в виде дивидендов, полученных  по акциям, принадлежащих предприятию – акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия - эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;

    -доходов  от долевого участия в деятельности  других предприятий, кроме доходов,  полученных за пределами Российской  Федерации;

    -доходов  (включая доходы от аренды и  иных видов использования) казино, иных игорных домов (мест) и  другого игорного бизнеса, видеосалонов (видео показа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых в сумме разницы между выручкой и расходами ( включая расходы на оплату труда ) от этих услуг;

    -прибыли  от посреднических операций и  сделок, если ставка налога на  прибыль, зачисляемого в бюджет  субъекта Российской Федерации  , отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль , зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации;

    - прибыли от страховой деятельности, если ставка налога на прибыль,  зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации;

    - прибыль от осуществления отдельных  банковских операций и сделок, если ставка налога на прибыль,  зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации;

    - прибыль от реализации произведенной  сельскохозяйственной и охото  - хозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства, за исключением прибыли сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.

    При исчислении налогооблагаемой базы банков валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений на формирование резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам в порядке, установленном Центральном банке РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

    Бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.

    Объединяемые  предприятиями в целях осуществления  совместной деятельности денежные средства, остающиеся в их распоряжении после уплаты налога, иное имущество, а также средства добровольных пожертвований и взносов граждан не подлежат обложению налогом.

    При этом объектом налогообложения является прибыль, которая получена в результате использования указанных средств.

    Для бирж объектом налогообложения является прибыль, полученная от сдачи в аренду и продажи брокерских мест, от совершаемых на бирже сделок купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты, иного имущества, а также от других видов предпринимательской деятельности.

    При определении прибыли иностранных юридических лиц учитываются следующие особенности её формирования:

    1. Налогообложению подлежит только  та часть прибыли, которая получена  в связи с их деятельностью  в Российской Федерации.

    2. В случаях, когда деятельность  ими осуществляется не только  в Российской Федерации, но и за её пределами, и при этом не ведется отдельного учёта прибыли, позволяющего определить прибыль от деятельности, осуществляемой ими через постоянное представительство, сумма прибыли может быть определена на основе расчёта, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, контролирующим его платежи в бюджет;

    3. В случае если не представляется  возможным прямо определить прибыль,  полученную иностранным юридическим  лицом от деятельности в Российской  Федерации, налоговый орган вправе  рассчитать её на основании  валового дохода или произведенных  расходов исходя из нормы рентабельности 25 процентов.

    С 1992 года ставка налога на прибыль составляла 32 % для предприятий и иностранных  юридических лиц, а для бирж, брокерских контор, а также предприятий – по прибыли от посреднических операций и сделок – в размере 45 %.

    С 01.01.94 года налог на прибыль предприятиями  и организациями (в том числе  иностранными юридическими лицами) уплачивается по ставке 13% в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и не более 22% – в части уплачиваемой в бюджеты субъектов РФ, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков – по ставкам в размере не свыше 30%.

    Пи  этом регламентируется законодательством  лишь предельный размер ставки, подлежащей уплате в бюджеты субъектов РФ, а конкретная ставка определяется представительными органами этих субъектов. Предельный размер общей ставки налога для предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) составлял 35 %, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков – 43 %.

    Таким образом, с 01.01.97 г. законодательно закреплено за представительными органами субъектов Российской Федерации право, предоставлять дополнительную льготу налогоплательщикам в виде понижения ставки налога, подлежащего уплате в их бюджеты.

    Налоговым Кодексом РФ предусматривалось понижение  ставки налога, принадлежащей уплате в федеральный бюджет до 11 %, а  в бюджеты субъектов Федерации  предельный уровень ставки планируется  понизить до 19 %. Общая ставка налога будет составлять не более 30 %.

    Законом «О налоге на прибыль предприятий  и организаций» в первоначальной его редакции предусматривалось также уплата в бюджет помимо налога на прибыль налогов со следующих видов доходов: дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, за исключением доходов, полученных по государственным облигациям и другим государственным ценным бумагам.

    С 1 января 1997 года дополнительно введен следующий порядок исчисления налога на прибыль:

    - все предприятия, за исключением  бюджетных организаций, малых  предприятий и иностранных юридических лиц, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога;

    -исчисление  фактической суммы налога на  прибыль производится предприятиями на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Указанные расчеты представляются предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным;

    - одновременно с расчетами налога  по фактически полученной прибыли  предприятиями представляются дополнительные  материалы по определению налогооблагаемой  прибыли, а также обоснованные  расчеты по предоставлению налоговых  льгот. Малые предприятия и  бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период;

    - органам законодательной (представительной) власти субъектов РФ предоставляется право на установление ежеквартальной уплаты налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за истекший квартал предприятиям, добывающим драгоценные  металлы, драгоценные камни, общественным организациям, религиозным объединениям, жилищно-строительным, дачно-строительными гаражным кооперативам, садоводческим товариществам;

    - порядок уплаты в бюджет налога  на прибыль определяется предприятием  и действует без изменения  до конца календарного года.

    Уплата  налога на прибыль производится по квартальным расчетам –в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год, а введенная согласно вышеуказанным изменениям уплата налога по месячным расчётам – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным.

    Предприятия же с иностранными инвестициями производили  уплату квартальных авансовых взносов налога в размере одной четверти годовой суммы платежей не позднее 15 числа последнего месяца каждого квартала. Авансовая сумма налога за текущий год определялась ими самостоятельно исходя из предполагаемой прибыли и ставки. Налог на прибыль, фактически полученную за истекший календарный год, исчисляется на основании бухгалтерского отчёта не позднее 15 марта года, следующего за отчётным. Уплата налога производилась в десятидневный срок со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчёта. С 01.01.95 года для данных предприятий установлен общий порядок уплаты налога в бюджет.

    Излишне внесенные суммы налога засчитываются  в счёт очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.

    С 1 января 2002 г. вступила в силу глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», где был реализован ряд мер по реформированию налога на прибыль. Основными из этих мер стали следующие:

    1. Отмена значительной части льгот  и вычетов. Основным последствием  данного решения стала отмена  инвестиционной льготы, позволявшей  уменьшать до половины налогооблагаемой  прибыли на величину капитальных  вложений производственного назначения  и капитальных вложений в жилищное  строительство, уменьшенную на величину начисленной за период амортизации, а также на проценты по заемным средствам, направленным на финансирование тех капитальных вложений, на которые распространялась эта льгота(однако надо учитывать, что половиной прибыли ограничивался совокупный вычет по большинству льгот, причем возможность уменьшения налоговой базы на убытки прошлых лет также относилась к льготам);

    2. Снижение максимальной ставки  налога с 35 до 24%;

    3. Снятие ряда ограничений на  принятие к вычету расходов, необходимых  для ведения бизнеса. К их  числу относятся расходы на  ремонт и техническое обслуживание основных средств, расходы на рекламу, расходы на имущественное страхование и страхование коммерческих рисков, на выплату процентов по заемным средствам (ранее к вычету принимались проценты по кредитам, направленным на приобретение основных средств, кроме тех, на которые распространялась инвестиционная льгота, и в пределах ограничений на льготы), расходы на обучение персонала и др.;

Информация о работе Эволюция налога на прибыль