Эволюция налога на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности организации. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем налог, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль организаций. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет госу¬дарству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов.
Данный налог является непосредственным изъятием в доход государственного бюджета части дохода налогоплательщика, чем принципиально отличается от других налоговых платежей. Налогом облагается прибыль, которая является целью функционирования коммерческой организации и источником уплаты налогов. Это позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время налоги – очень острый инструмент, поэтому установленные государством чрезмерно высокие ставки налога могут привести к свертыванию производства. Именно обложение прибыли позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.

Работа содержит 1 файл

эколюция налога на прибыль.docx

— 74.58 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ 

    Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства  и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные взаимосвязанные функции: фискальную и регулирующую, ни одна из которых  не должна развиваться в ущерб  другой.

    Налог как экономическая категория  представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Прибыль как  экономическая категория – это  обобщающий показатель финансовых результатов  хозяйственной деятельности организации. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем налог, посредством которого налоговая  система государства может выполнять  свойственные ей функции – это  налог на прибыль организаций. Он обладает как высокой фискальной значимостью, так и регулирующим потенциалом, что позволяет государству формировать доходную базу федерального и региональных бюджетов, одновременно воздействуя на финансовые интересы хозяйствующих субъектов.

    Данный  налог является непосредственным изъятием в доход государственного бюджета  части дохода налогоплательщика, чем  принципиально отличается от других налоговых платежей. Налогом облагается прибыль, которая является целью  функционирования коммерческой организации  и источником уплаты налогов. Это  позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время налоги – очень  острый инструмент, поэтому установленные  государством чрезмерно высокие  ставки налога могут привести к свертыванию  производства. Именно обложение прибыли  позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании  экономики и иметь существенный источник доходов бюджета.

    Кроме того, налог на прибыль организаций  является одним из наиболее динамично  развивающихся налогов, что выражается в большом количестве изменений, вносимых в законодательную базу. Это в свою очередь часто не позволяет организациям правильно  ориентироваться в порядке исчисления налога, что приводит в конечном итоге к разногласиям с налоговыми органами. В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования несет актуальный характер. Исходя из сказанного, актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью определения путей совершенствования налога на прибыль и перспективы развития.

    Предметом исследования выступает налог на прибыль организаций.

    Объектом  исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в связи с развитием налогообложения прибыли организаций.

    Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль  организации как экономической  категории, изучение и анализ действующей в России системы налогообложения прибыли организаций и перспектив ее развития в будущем. Достижение указанной цели видится путем решения следующих задач:

  • исследовать сущность, основные элементы и особенности налога на прибыль организаций;
  • проследить эволюцию развития элементов налога на прибыль в РФ;
  • обозначить тенденции развития налогообложения прибыли организации;
  • выявить пути решения основных проблем налогообложения прибыль предприятий.
 

 

    

    Глава 1. История возникновения налога на прибыль 

    
    1. Развитие  налога на прибыль организаций в  дореволюционный период в Российской империи и в Советское время
 

    Налог на прибыль предприятий и организаций  имеет достаточно долгую историю. Особенности его применения в различных странах обуславливаются теми или иными приоритетами данной конкретной страны или ее экономическим положением.

    В России ныне действующий налог на прибыль предприятий и организаций, введен с 01.01.1992 г. Однако у дореволюционной  России имеется богатый исторический опыт в налогообложении прибыли, особенно в период военных действий. Почти за год до Февральской революции, 13 мая 1916 года Совет Министров России утвердил Положение «Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором».

    Принятый  в годы Первой мировой войны нормативный  акт, в свою очередь носил ярко выраженный чрезвычайный характер. Срок его действия был рассчитан на 1916 и 1917 годы. Налогообложению подлежали:

  • предприятия, обязанные публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности, а также облагаемые дополнительным промысловым налогом, если их годовая прибыль составляла более 8 % на основой капитал;
  • подряды и поставки, на которые были получены особые промысловые свидетельства, если совокупность полученных от этих видов деятельности прибылей за 1916-17 годы составила не менее 2000 руб. в год;
  • лица, входившие по избранию или найму в состав правлений учетных и наблюдательных комитетов и ревизионных комиссий в акционерных предприятиях, а также управляющие этими предприятиями, если полученное ими жалование не менее чем на 500 руб. в год превышали аналогичные выплаты за службу в 1912-13 г.

    Не  подлежали налогообложению налогом  предприятия, впервые привлеченные к платежу процентного сбора за 1915 окладный год. Для остальных предприятий общая сумма налогов и сборов не должна была превышать 50% прибыли за отчетный год.

    Надо  отметить, что налоговые органы дореволюционной  поры, даже в военное время, обеспечивали полный контроль над прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно.

    Владельцы торговых и промышленных предприятий  высших категорий прибыльности, а  также находившихся в столицах и  крупных городах, должны были ежегодно, не позднее 1 апреля, подавать в территориальные  налоговые органы заявления с указанием фамилии, имени, отчества, местожительства, рода и местонахождения предприятий, принадлежавших ему, оборота по каждому заведению.

    В действовавшем на 1916-1917 годы положении  о промысловом налоге не содержалось  указаний об обложении дополнительным налогом на прирост прибылей предприятий, прекративших свою деятельность.

    Этот  пробел закона восполнялся лишь практикой. Так, с неотчетных предприятий, существовавших только часть года, дополнительный налог на прирост прибылей не взимался вовсе, если они прекращали свою деятельность до окончания раскладки. При закрытии же предприятий после окончания раскладки налог с них взимался полностью. Такой порядок находился в противоречии с установкой, согласно которой налог должен был взиматься по расчету времени существования предприятий в каждом окладном году.

    Новыми  правилами, принятыми 13 мая 1916 года, для  неотчетных предприятий был установлен особый порядок уплаты налога на прирост прибыли. Теперь налог взимался в размере, соответствовавшем числу полных проработанных до закрытия фирмы месяцев в отчетном году. Например, если предприятие прекращало свою деятельность 30 мая, то налог должен был взиматься за четыре полных месяца (январь-апрель).

    Налог на прирост прибыли и вознаграждения должен был взиматься в следующих размерах:

    1. С предприятий, не обязанных  публично отчитываться о результатах  своей деятельности, лиц высшей  администрации акционерных предприятий,  индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. – 30%, до 15 тысяч руб. – 41 %, свыше 100 тысяч руб. – 60%;

    2. С предприятий, обязанных публично  отчитываться о результатах своей  финансово-хозяйственной деятельности  при отношении прибыли к основному  капиталу в размере 6% – ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли. Предельный размер обложения прибыли отчетных предприятий достигал 90%.

    Из  вышесказанного можно сделать вывод, что Правительство дореволюционной России находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время собирать достаточные средства для покрытия расходов.

    Налоговая система, действующая в России в  наши дни, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в  последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, в существующие — внесены изменения. В настоящее время налог на прибыль регламентирован главой 25 НК РФ и является  одним из важнейших налогов федерального бюджета.[12] 

    
    1. Становление налога на прибыль организаций в  РФ
 

    Августовские  события 1991 года ускорили процесс распада  СССР и становление России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы.

    27 декабря 1991 года был принят  Закон РФ№ 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации», предусматривающий в статье 5 различные объекты налогообложения, в том числе налогообложение доходов (прибыли), регулируемое соответствующим Законом РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», впоследствии многократно изменявшийся и дополнявшийся. В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.

    Формирование  и распределение прибыли в  условиях рыночной экономики в нашей стране предусматривает законодательство по налогообложению прибыли предприятий, в соответствии с которым на уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. Причем каждая из прибылей имеет свой экономический смысл и влияет на налоговую базу предприятий.

    При принятии Закона №2116-1 от27.12.91 года «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в состав налогоплательщиков входили:

    1. Предприятия и организации (в  том числе бюджетные), являющиеся  юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

    2. Филиалы и другие обособленные  подразделения предприятий и  организаций, имеющие отдельный баланс и расчётный счёт. С 01.01.95 года плательщиками налога на прибыль являются также кредитные и страховые организации. А при включении филиалов и других обособленных подразделений в состав налогоплательщиков учитывается наличие не только расчётного, но и текущего и корреспондентского счетов;

    3. Компании, фирмы, любые другие  организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.

    С 01.01.96 года в состав налогоплательщиков вошли филиалы кредитных и  страховых организаций, филиалы (территориальные  банки) Сберегательного банка Российской Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и  Санкт-Петербурга, за исключением прочих филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации.

    Порядок определения налогооблагаемой прибыли  отнюдь не прост. Существует законодательно закрепленная система определения результатов деятельности предприятий при совершении различных хозяйственных операций, оказывающих влияние на конечный их финансовый результат или налогооблагаемую базу предприятий.

    Так законодательством закреплено определение  финансового результата по следующим хозяйственным операциям:

    - при определении прибыли от  реализации основных фондов и  иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

    - по предприятиям, осуществляющим  реализацию продукции (работ,  услуг), по ценам не выше фактической  себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости;

Информация о работе Эволюция налога на прибыль