Экономическое содержание и назначение налога на добавленную стоимость

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:25, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования предложить рекомендации по совершенствованию налогового учета по налогу на добавленную стоимость на исследуемом предприятии.
Объектом исследования является система налогового учета по НДС на примере предприятия ООО «Лига».
Предмет исследования – экономическое содержание и назначение НДС.
В ходе написания дипломной работы были раскрыты и поставлены следующие задачи:
 Изучить теоретическую базу по теме исследования;
 Проанализировать особенности учета, исчисления и уплаты налога в бюджет;
 Раскрыть особенности исчисления и уплаты НДС на примере предприятия
 Предложить рекомендации по совершенствованию налогового учета НДС на предприятии ООО «Лига».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическое содержание и назначение НДС, его место и роль в налоговой системе РФ……………….…………………………………………...6
1.1 Историческая роль и сущность НДС, его место в налоговой системе РФ………………………………………………………………………………….6
1.2 Общая характеристика налога на добавленную стоимость как объекта налогового учета………........................................................................................12
Глава 2. Проблемы налогового учета исчисления и уплаты НДС на примере ООО «Лига»……………………………………………………………………...32
2.1 Особенности организации учета на предприятии ООО «Лига»…………………………….........................................................................32
2.2 Организация налогового учета исчисления и уплаты НДС на предприятии ООО «Лига»…………….………………………………………..........................38
Глава 3. Основные направления совершенствования по начислению и уплате НДС……………………………………………………………………………….41
3.1 Особенности исчисления и уплаты НДС в случаях нарушения условий поставки…….………………………………………………………………….....41
3.2 Особенности исчисления и уплаты НДС при операциях, связанных с реализацией предмета залога………………………...…………………………43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемой литературы……………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

ндс.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

1) R * (V + M),

где  R - ставка  НДС;

V - величина  заработной  платы;

M - величина  получаемой  прибыли;

2) R * V + R * M;

3) R  *  ( O  -  I ),

где  O - выручка  от  реализации  товаров,  работ,  услуг;

I - произведенные  затраты  при  производстве  продукции;

4) R * O – R * I.

Как видно из формул первые две относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно – ко второй методике исходя из выручки  и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья  и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы.

    С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в   бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

 

 

 

 

1.2 Общая характеристика налога на добавленную стоимость как объекта налогового учета

Налог на добавленную стоимость является одним из са­мых важных и в то же время наиболее сложных для понимания, исчисления и контроля. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой, обеспечивая поступ­ление от 12% до 30% налоговых доходов государства [18; Стр.2].

Широкое распространение НДС обусловлено его фундаменталь­ными преимуществами, в числе которых:

                 стремление облагать налогом расходы конечных потребите­лей, а не затраты производителей по производству товаров, работ, услуг;

                 потенциально широкая база налогообложения (большинство товаров, работ, услуг облагаются НДС);

                 регулярность налоговых поступлений и их пропорциональное увеличение в зависимости от изменения уровня цен;

                 получение государством части дохода на каждой стадии про­изводственного и распределительного цикла, при том, что конечная сумма НДС, получаемая государством, не зависит от количества промежуточных производителей и продавцов;

                 применение «зачетной» схемы этого налога по всей цепи производства и обращения товара, создающей трудности для уклонения от его уплаты;

                 косвенное стимулирование процессов накопления и инвести­рования (доходы, идущие на эти цели, не облагаются НДС), а также производства экспортной продукции (применяется ми­нимально возможная ставка 0%).

В настоящее время НДС в России является основным косвенным на­логом, а также важнейшим источником формирования доходной части бюджета. Начиная с 1 января 2001 г. взимание НДС в РФ осуществляется в соответствии с главой 21 НК.

В большинстве случаев бремя уплаты НДС переносится на ко­нечных потребителей, поэтому его и относят к разряду косвенных налогов. Однако при передаче товаров (работ, услуг) внутри пред­приятия для собственных нужд, при налогообложении строительно-монтажных работ для собственного потребления и в некоторых дру­гих случаях он приобретает признаки прямого налога [7; Стр.16].

Рассмотрим экономическую сущность и механизм его действия. НДС взимается с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного цикла и заканчивая продажей продукции потребителю. В научной литературе экономическое со­держание НДС обычно представляют как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях произ­водства и распределения и определяемой как разница между стои­мостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью матери­альных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабаты­вающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех то­варов и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги.

Добавленную стоимость можно представить как

                 сумму заработной платы и получаемой прибыли как основных элементов, входящих в состав добавленной стоимости, а также некоторых других элементов затрат налогоплательщика, свя­занных непосредственно с его производственным циклом;

                 разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг и произ­веденными при этом затратами [12; Стр.9].

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость определя­ется статьями 166 и 173 НК РФ. Для того чтобы овладеть методикой исчисления НДС, необходимо различать следующие понятия:

НДСб — НДС, подлежащий уплате в бюджет;

НДСр — НДС по реализованной (переданной) продукции (това­рам, работам, услугам) и другим облагаемым операциям;

НДСВ — НДС, подлежащий вычету (налоговые вычеты).

НДС, подлежащий уплате в бюджет, представляет собой разни­цу между суммами НДС по реализованной (переданной) продукции и суммами налога, принимаемыми к вычету: налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения указанного срока. Исключение состав­ляет случай утраты ими права на освобождение [19; Стр.4].

В российском законодательстве налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

В отличие от прочих видов налога с оборота НДС позволяет государству получать часть доходов на каждой стадии производства и распределения. При этом конечные доходы государства от этого налога не зависят от количества промежуточных производителей.

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации с 1 января 2004 года составляет 18 % [17; Стр.7].

Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции, по реализации которых не подлежат налогообложению. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога.

Налогоплательщики налога на добавленную стоимость установлены статьей 143 Налогового кодекса РФ [2; Стр.17].

Все налогоплательщики делятся на две условные группы:

                 налогоплательщики «Внутреннего НДС»;

                 налогоплательщики «таможенного НДС».

Освобождение от обязанностей налогоплательщика — это право:

                 не платить НДС по операциям на внутреннем Российском рынке;

                 не предоставлять декларацию по НДС в налоговую инспекцию.

В сумме выручки не учитывается:

                 выручка, полученная по деятельности, которая облагается единым налогом на вмененный доход;

                 суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), к которым относятся санкции за ненадлежащее исполнение партнерами условий договоров (контрактов), предусматривающих реализацию этих товаров (работ, услуг) [3; Стр.5].

Освобождение от уплаты налога не могут получить  организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Если одновременно торговать подакцизными и неподакцизными товарами, претендовать на освобождение возможно, но только в отношении деятельности, связанной с неподакцизными товарами, и при наличии раздельного учета подакцизных и неподакцизных товаров.

Освобождение от  уплаты налога также не применяется если осуществляется ввоз товаров на территорию РФ, подлежащих налогообложению [3; Стр.1].

Организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение, должны представить письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Документы и уведомление представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Документами, подтверждающими право на освобождение, являются:

                 письменное уведомление [15; Стр.13];

                 выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации), в выписке должна быть отражена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), заверенная печатью организации, подписями руководителя и главного бухгалтера;

                 выписка из книги продаж;

                 выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляется индивидуальными предпринимателями);

                 копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур [18; Стр.18].

Организации и индивидуальные предприниматели, направившие уведомление об использовании права на освобождение, не могут отказаться от освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяца, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими.

Если налогоплательщик не предоставляет документы, требуемые для продления срока или отказа от освобождения, или предоставляет документы, содержащие недостоверные сведения, то сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Налоговая база — это стоимостная характеристика объекта налогообложения. Поэтому налог в большинстве случаев исчисляется исходя  из стоимости товаров (работ, услуг), которые реализуются.

Налоговая база определяется только в рублях. Если ставка налога одна, то налоговая база общая. Ее следует определять суммарно по хозяйственным операциям, которые осуществляли на внутреннем рынке и которые облагаются по одной ставке.

Если ставки налога разные, то и налоговые базы разные. В этом случае нужно определить налоговые базы по каждому виду товаров (работ, услуг).

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) по договорным ценам равна:

                 сумме полученной предоплаты (аванса) с учетом налога;

                 стоимости товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен без суммы налога.

Порядок расчета определения налоговой базы при реализации зависит от порядка расчетов с покупателем. Если получена предоплата (аванс), то по одной сделке фактически определяется налоговая база дважды.

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей НДС определяется следующим образом: если товар подакцизный (сигареты, алкоголь, бензин), то в его стоимости учитывается сумма акциза. Сумма налога, которую налогоплательщик должен предъявить покупателю, в стоимость при этом не включается [1; Стр.15].

В таком же порядке определяется налоговая база:

1)                по товарообменным (бартерным) операциям;

2)                при безвозмездной передаче товаров;

3)                при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства;

4)                при передаче товаров для оплаты труда в натуральной форме [20; Стр.34].

Отдельные предприятия в силу специфики своей деятельности реализуют свои товары (работы, услуги) не по свободным (договорным) ценам, а по ценам, установленным государством или по ценам с учетом льгот, установленных государством. К таким предприятиям, в частности, относятся предприятия ЖКХ, реализующие коммунальные услуги населению, предприятия общественного транспорта, оказывающие услуги по проезду отдельным категориям граждан по льготным (сниженным) ценам.

В связи с применением государственных сниженных цен или предоставлением льгот налогоплательщик должен получать субсидии (субвенции) из бюджетов различного уровня на покрытие фактических убытков или на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой. Такие суммы при определении налоговой базы не учитываются, и налог с них не исчисляется, и не уплачивается в бюджет.

При реализации имущества, учтенного по стоимости, включающей «входной» НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из рыночных цен, с учетом НДС, акцизов, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Реализация имущества, учтенного по стоимости, включающей «входной» НДС, облагается налогом по ставкам: 18/118 или 10/110.

При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц, не являющихся плательщиком НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализации с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции.

Реализация сельскохозяйственной продукции, закупленной у населения, облагается НДС по расчетным ставкам: 1/118 или 10/110 [15; Стр.6].

Такой порядок определения налоговой базы распространяется только на продукцию, и не применяется в отношении подакцизных товаров [15; Стр.23].

При производстве товаров из давальческого сырья (материалов) налоговая база будет равна стоимости обработки сырья, его переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения НДС. Следовательно, в налоговую базу включается только стоимость оказанных как переработчиком услуг, которая указана в договоре, без НДС. Стоимость давальческого сырья (материалов) при определении налоговой базы не учитывается [18; Стр.14].

В стоимости товаров (работ, услуг) учитывается акциз (для подакцизных товаров) и не учитывается НДС.

За некоторые виды многооборотной тары, поставляемой с продукцией, поставщиком может взиматься с покупателя залог. Залог взимается вместо стоимости тары и возвращается покупателю после получения от него порожней тары в исправном состоянии.              Если тара не возвращается покупателем продавцу, то она считается реализованной. В таком случае продавец исчисляет и уплачивает НДС с операции по реализации тары. Налоговая база при такой реализации определяется по правилам, установленным для имущества, учтенного по стоимости, включающей «входной» НДС [13; Стр.18].

В статье 162 НК РФ установлен перечень ситуаций, в которых полученные суммы денежных средств увеличивают налоговую базу у продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав. В таких случаях полученных суммы включаются продавцом в налоговую базу того налогового периода, в котором фактически они были получены. Налоговая база увеличивается на эти суммы только в том случае, если они связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг), то есть фактически являются частью выручки от продаж [14; Стр.12].

Информация о работе Экономическое содержание и назначение налога на добавленную стоимость