Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки уихаха.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

22.Ценности субъектов  массово-коммуник. процесса.

Ценность – это св-во или хар-ка предметов, выступающие в роли соц. значимостей для субъекта, соц. ориентир в процессе деят-ти. Осознание ценности выступает как оценка. Основой  и причиной борьбы в процессе любой  деят-ти выступают разные ценности. Борьба на определенном этапе приобретает  политич. хар-р, т.е. хар-р борьбы за власть. В результате ее устанавливается  опред. порядок в виде совок-ти норм, выражающих опред-ые ценности. Правовые (и политич.) нормы – это соц. навязанные и соц. закрепленные оценки, зафиксир. господствующим соц. субъектом. Нормы права как наиболее жесткое  закрепление ценностей господствующего  субъекта дополняются иными оценками-нормами, в частности моральными (в том  числе религ). В настоящий период МК играет все более значимую роль в вопросах формир. ценностей и  выражения оценок различных процессов  и явл-ий. Инф-ые потоки имеют сложную  структуру с т.зр. проявления в  них различных ценностных ориентаций. Их пересечение и взаимодействие определяют конечный результат массово-коммуник. деят-ти. В усл-ях представительской  демократии может формир-ся система  МК, выражающая не просто разнонаправленные, но и противопол. интересы и транслирующая  соответствующие ценности. Формируя посредством инф-ии гориз-ые и верт-ые связи м/у различными общ-ми структурами, МК создает субъектам соц. деят-ти условия для взаимодействия и  управления поведением различных составляющих общ-ва, способствует его самосохранению и развитию. Однако каждый субъект  имеет ценность, определяющую его  собственные предпочтения, а не ценность сохранения общ-ва как такового. При  этом МК выступают основным ср-ом, с  помощью кот. группы, партии и различные  объединения как субъекты соц. интересов  имеют возможность внедрять собственные  оценки актуальных событий, явл-ий и  процессов в массовое сознание, пытаясь  сформировать таким образом общ-ое мнение и направить активность масс в необход. для субъектов русло. Базовыми в определении содержания деят-ти МК выступают следующие ценности. Ценности владельцев тех или иных СМК, детерминирующие их цели, реализующиеся  в процессе деятельности СМК - опред-ся коммерч. интересами, кот. способствуют формир. ценностных ориентаций массовой аудитории. Ценности творческих коллективов, журналистов - действия журналиста опред-ся позицией, которую занимает издание  или канал. Без журналиста, осуществление  целей по влиянию на аудиторию  представляется практически невозможной. Журн. постоянно находится на виду у аудитории и осущ-ет с ней  коммуник. контакт. В зависимости  от творческих способностей и умения войти в контакт с аудиторией журналист вызывает у аудит. доверие  или недоверие к инф-ии.  Способы  формир. ценностных ориентации в общ-ве по каналам СМК различны: от активного  навязывания до отстраненного инф-ия о них. Формир. ценностных ориентации аудитории посредством деят-ти МК происходит под влиянием и при  непосредственном участии различных  субъектов соц. интересов, аудитория  – роль объекта, поведение которого моделируется и направляется путем  воздействия на сист. ценностей. МК выражает ценности различных субъектов  соц. интересов, а также владельцев изданий. Пропаганда такого рода ценностей  выгодна таким субъектам соц. интересов. Таким массовым сознанием  легче управлять.

 

23.Принцип свободы печати: прошлое и настоящее

После речи Джона Мильтона в англ. парламенте в 1644 г. – проблема свободы  печати находится практически во всех проектах общ-ых преобразований. С середины 17века проблема свободы  печати освещалась с различных методологич., теоретич. и идеологич. позиций. Идеи свободы прессы являются отражением либерально-демократической мысли 17– 19 вв., направленной на защиту интересов и свобод граждан от чрезмерной власти гос-ва. 4 осн. типа аргументов в обоснование этой идеи: 1)аргументы теологического плана, связанные с именем Дж. Милтона. Каждый чел. свыше наделен разумом, спос-ю самост. мыслить, возможностью чтения. Огранич. свободы печати лишает чел-ка возм-ти жить по-христиански. Цензурные огранич. входят в противоречие с возм-ми самост. выбирать м/у добром и злом на основе собственной совести. Испытание противоп-ми мнениями спос-ет совершенствованию личности. 2)Дж. Локк - свобода печати есть производная от естественных прав личности. Индивид от рождения наделен естественными правами в вопросах веры, он не может отказаться от них в сфере политич. Человек свободен осуществлять свои естественные права вопреки гос-ву, а свобода печати при этом является одним из его естественных прав. Свобода печати спос-ет добродетельному правлению посредством противодействия парламентской лжи, всевластию правит. Это постепенно формирует общ-во, в кот. господствует закон, право. 3)И. Бентам. Утверждается, что лучшими явл-ся законы и правительство, которые обеспечивают максимум счастливой жизни большему числу граждан. Свободная печать является важным инструментом максимизации счастья подданных. Свободная печать противодействует деспотическому правлению, содействует принятию и использ. законов в интересах большинства, контролирует деят-ть бюрократии и делает достоянием гласности факты общественной жизни. 4)свободный обмен мнениями м/у гражданами позволяет достичь истины. Дж.Ст. Милль: замалчиваемые правительством мнения, как неверные, на самом деле могут соответствовать фактам реальной жизни. Отсюда цензура мнений -отрицание их истинности. Даже ложное мнение несет некоторую долю истины, а потому истина может быть выявлена через столкновение мнений. Это невозможно без свободы печати. Все идеи сходны в главном – свободная и независимая пресса является гарантом непроявлений деспотизма власти гос-ва. В последующем идеи свободной прессы находились в центре политич. и экономич. представлений о развитии и функц-ии СМК в развитых странах. Но в структуре и огр-ии СМК за два последних века произошли изменения. Особ-ти совр. состояния МК опред. ограниченность приложения идей свободной прессы. Многие базовые составляющие идеи свободы печати слабо отражают коммуник-ые реалии современности. Эти идеи основывались на модели непосредственного инф-го обмена граждан др с др. В настоящее время это возможно лишь в условиях небольших групп. Также различие материального достатка и культурного уровня массовой аудитории обусловливает дифференцированный доступ граждан к СМК. В совр-ых условиях СМК оказывают серьезное влияние на формир. содержания своих материалов – очерчивают тематику, достаточно жестко опред-ют возможные границы смысла, вкладываемого в сообщение. Ограничения применимости идей свободной прессы в настоящее время касаются инф-ии о сфере гос-ых секретов и сообщений, наносящих ущерб общ-ой нравственности. Практически во всех развитых странах сейчас имеются нормы, жестко регулирующие коммуник-ые потоки в этих областях.

 

24.Нормативное регулирование  деятельности средств МК.

Подход, опирающийся на нормативные  теории МК. Основным в них является вопрос о базовых принципах функц-ия СМК в конкретных политико-экономич. и культурно-историч. условиях. В  каждом конкретном случае могут быть выделены те или иные общие черты. В этой связи сущ-ет неск. типов  нормативных моделей взаимоотношений  СМК и государства в рамках определенной системы социально-политических ценностей. 1)Модель независимой прессы или свободного рынка идей. Распростр. инф-ии доступно для индивидов без  предварительного разрешения или лицензии; критика правительства, офиц. лиц  или политич. партий не наказуема; публикации не подвергаются цензурным ограничениям, нет препятствий при сборе  материалов, проводящихся законными  средствами; нет ограничений для  распр-ия материалов МК ч/з гос-ые границы; журналисты независимы внутри институтов МК. 2)Модель соц. ответственности: СМК  выполняют опред-ые обязательства  перед общ-ом; публикуют материалы, соответствующие высоким проф стандартам информативности, точности, объективности  и сбалансированности; деят-ть МК явл-ся саморегулирующейся посредством правовых норм и институтов; СМК плюралистичны, выражают различные точки зрения, предоставляют возможность ответа на критику; вмешательство в их деят-ть оправдано необходимостью обеспечения  общ-ой безопасности; журналисты явл-ся ответственными как перед общ-ом, так и перед работодателем; СМК  ответственны за то, чтобы их деятельность прямо или косвенно не могла способствовать проявлению насилия, общ-ым беспорядкам, оскорблению меньшинств. 3)Модель демократического представительства. Отдельные граждане и меньшинства имеют право  на использование СМК в своих  собственных интересах; орг-ия и  содержание материалов МК не подчинены  централизованному политич. или  бюрократич. контролю; СМК служат прежде всего своей аудитории, а не организациям, профессионалам или клиентам СМК; соц. группы, орг-ии, местные общины имеют  возможности для реализации своих  инф-ых потребностей, а в идеале иметь  свои собственные СМК; предпочтение небольшим формам орг-ии МК. 4)Советская  или социалистическая модель. Деят-ть институтов МК происходит на основе принципа партийности в идеологич. Деят-ти; СМК находятся в гос. ведении  и не могут принадлежать частным  владельцам; деят-ть журналистов реализуется  в единстве с решением задач экономики, культуры, воспитания людей; существует сист. дозирования инф-ии, цензуры  и санкций по отношению к институтам МК со стороны гос-ых органов. 5) Авторитарная модель. Деят-ть СМК не должна приводить к подрыву сущ-ей власти или установленного порядка; в их материалах отсутствует критика доминирующих политич. и моральных ценностей; цензура оправдана необходимостью реализации принципов; критика властей, входящая в противоречие с господствующей политич. линией и моральными установками, может рассматр-ся как уголовное преступление; журналисты и другие профессионалы не являются независимыми внутри организаций МК. 6)Модель развития (стран третьего мира). СМК могут способствовать достижению целей нац.-гос. строительства; свобода СМК может быть ограничена в связи с приоритетами в экон. и потребностями развития общ-ва в целом; приоритетными явл-ся материалы, способствующие развитию нац. культуры; в инф-ых сообщениях акцент должен быть сделан на развив-ся странах, близких в географич, культурном или политико-экономич. плане; журн. и др профессионалы СМК обладают как свободой, так и ответственностью при сборе и распр-ии инф-ии; гос-во может обосновывать интересами нац. развития право на введение ограничений и цензуры за деят-ю СМК.

 

25.Цензура

Цензура – это систематич. контроль содерж. Коммуник-ых средств путем  конституционных, судебных, административных, финансовых или чисто физических мер, кот. либо непосредственно проводятся властью, либо осущ-ся с ее молчаливого  согласия. Цензура – это сист. гос. надзора за производством печатной продукции и СМК. Цель - недопущение  опубликования того или иного  произведения, кот. представляется опасным, а поэтому нежелательным с  т. зр. гос-ва или лиц, выступающих  от его имени. Если такое произведение уже обнародовано, специально уполномоченные на то должностные лица гос-ва (цензоры) предпринимают меры, чтобы изъять его из публичного обращения. Сущ-ет ряд оснований для введения цензуры (тех или иных запретов). Есть ограничения, не согласующиеся с междун. правом и вызванные стремлением правительства  подавить критику и инакомыслие. Мотивы ограничения права на выражение  убеждений: 1)защита прав других людей: прежде всего это ответственность  за клевету. 2)защита общ-ых интересов: огранич. на рекламу некоторых видов  товаров; 3)недопустимость распростр. непристойных и порнографических материалов; 4)ограничения  доступа к инф-ии, связ. с реализацией  авторского права и защитой интеллектуальной собственности; 5)конфиденциальная инф-ия. Методы цензуры: законодательство о  СМК, сист. предварительных разрешений на публикацию или предварит. ограничения, постцензура, экономич. давление, саморегулирующие методы. Цензура по формам контроля в России: предварительная и карательная, была общей (внутренней и иностранной) и ведомственной (духовной, военной, театральной и др.). В 1865 г. на основе «Временных правил о печати» проведена  цензурная реформа, по которой вводилась  карательная цензура вместо предварительной  для ряда столичных изданий (в 1872 г. была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). Цензура отражает опред. свободу  действий гос-ва, в том числе границы  свободы слова. Оно реализует  его теми методами, кот. считает уместными  и которые сообразуются с его  целями и задачами как субъекта МК деят-ти. С принятием в 1993 г. Конституции  РФ запрет цензуры приобрел высший конституц. хар-р. Отсутствие цензуры  расширило границы свободы печати, однако правовое регулир. деят-ти СМК  сущ-ет и должно сущ-ть в любом  гос-ве.

 

26.Понятие субъекта  деятельности. Субъекты массово-коммуникативной деят-и

 Социология опред-ет  субъект как источник целенапр-ой  активности, как индивида или  группу их, которая реализует  самостоятельно выработанные программы  (действий), способствующие достижению  самост. выработанных и поставленных  целей. Это критерий отличия  субъектов деят-ти от иных ее  участников (средств или объектов). Только субъект осущ-ет целеполагающую  деят-ть и опреед-ет усл-я и  ср-ва ее достижения. Для достиж. цели субъектом могут привлекаться  др. индивиды или группы их, которые,  способствуя реализации целей  субъекта могут иметь свои  отличные цели. Субъект – это  та соц. инстанция, чью потребность  удовлетв. продукт данной деят-ти. Для опред. субъекта той или  иной деят-ти  необход. знать,  чью потребность удовлетворяет  продукт данной деят-ти, кому выгодны  результаты данной деят-ти, кто  более всего заинтересован в  данном соц. действии. Субъекты  МК: соц. группы, реализующие свои  потребности, связ. с обеспечением  усл-ий собственного существования.  Такими усл-ми считаются усл-ия, связанные с необход. внесения  в массовое сознание соц. установок  на основе собственных мировоззренческих  парадигм, выраженных в форме  их групповых идеологий. Соц.  группы заинтересованы производить  М инф-ию, продвигать ее в массовое  сознание с помощью механизмов, т.е. СМК. Субъектами в процессе  осуществления МК деят-ти стан-ся: • носители соц. интересов,  реализующие посредством МК свои  цели, заключающиеся во влиянии  на массовое сознание; • владельцы  отдельных СМК как субъекты  реализации экономич. интересов;  • журналисты как субъекты  реализации творч. и проф. интересов;  • массовая аудитория как совок.  субъектов, имеющих общую цель, которой является получение инф-ии  для ориентации в среде существования.  Субъекты МК как вида соц.  деят-ти: соц. группы, занимающиеся  трансляцией духовных значений (в  том числе и спец. знания) в  массовое (практическое) сознание. Репортеры  и публицисты («пишущие» журналисты), участвуя в журн. деят-ти, являются  субъектами своей проф. творческой  деят-ти по произв-ву текстов,  в кот. реализуются их личности  как публицистов; субъектами деят-ти  по обеспечению своей семьи  ср-ми существования и т.д. Владельцы отдельных каналов и изданий – субъектами деят-ти по производству прибыли и т.д. Если канал или издание явл-ся госуд., субъектом выступает гос-во. В совр. усл-ях в России сосуществует неск. субъектов, стремящихся удовлетворить свои потребности в гос-ой власти. По сравнению с советским периодом в настоящее время имеется намного больше различных СМК. В их создание и функционирование вкладываются значит. средства, кот. не обязат. окупаются тиражами и рекламой. Цель данных субъектов – власть. МК деят-ть служит выражением целей многих субъектов одноврем. 4 доктрины воздействия СМК на потребителя (А.Моль): 1)Целью демагогической доктрины является погружение индивида в рекламное поле и удержание его в нем как можно дольше на основе стремления к наименьшей затрате усилий при усвоении инф-ии. Эта доктрина призвана навязать человеку некот. Потребит. ценности, кот. должны служить для него источником повседневной мотивации. 2)Догматическая доктрина нацелена на то, чтобы поместить человека в поле направленного воздействия со стороны политич. партии, религиозного течения, гос-ва, желающих устроить мир в соответствии с опред. идеологией. Инф-ая или эклектич. доктрина в качестве цели обозначает просветительство, стремление поднять индивида до уровня культуры того общ-ва, в кот. он живет. 3)Динамическая доктрина дополняет инф-ую требованием активного отношения людей к собственному развитию, усилению их влияния на соц. процессы, на темпы развития. Ни одна из указанных доктрин не имеет приоритетного положения.

 

27.СМК как соц. институт. Тенденции развития СМК как соц. института.

Соц. институт – это значимые объединения  соц. статусов и ролей, предназначенные  для упорядочивания общ-ой жизни; устойчивый комплекс форм-ых и неформ-ых правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в опред. сфере  жизнедеят-ти и организующих его  в сист. ролей и статусов. Совок. таких систем ролей и статусов образует соц. систему. Соц. институты  обеспечивают достижение гл. преимуществ  соц. (предсказуемость, надежность, регулярность и т.д.). Под институтом понимается совок. материальных учреждений и средств  деят-ти, позволяющих выполнять ф-ии, направленные на удовлетвор. потребностей соц. групп и регулир. их поведение. Субъекты СМК как соц. института: 1) учредитель – различные орг-ии, группы граждан и отдельные лица, располагающие правами владельцев и/или руководителей производителей и распространителей массово-информационных продуктов. Деят-ть регламентируется законом. Внутр. отношения в редакциях  опред-ся также редакционными уставами, кодексами поведения персонала  и иными документами; 2) руководящие  органы – госуд. институты, согласно конституционным нормам правомочные  принимать, изменять, отменять различные  акты (прежде всего законы), регламентирующие деят-ть СМК; определять права и обязанности  всех участников массово-информационных процессов; 3) журналисты – штатные  и нештатные работники редакций, опред. направление и хар-р изданий  или программ, ведущие авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке МИ; 4) тексты – произведения журналистов, офиц. документы, сообщения агентств, рекламные  и др. инф-ые материалы, предназначенные  для публикации, отобранные, отредактированные  и скомпонованные в номера, программы, выпуски; 5) канал – используемые технологии и носители, предназначенные  для «доставки» «текстов» их адресатам; 6) массовая аудитория – часть  общ-ва, на кот. ориентировано опред. издание, к кот. оно обращается или  которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает  его «своим», или кот. можно привлечь дополнительно; 7) соц. институты –  госуд. органы, хоз-ые, профсоюзные и  др. орг-ии, партии, союзы, ассоциации, действующие  в сфере распростр. данного СМК  и деят-ть кот. обсуждается в произведениях  журналистов с целью принятия ими опред-ых решений; 8) действительность, выступающая источником и конечным объектом воздействия СМК. Тенденции: 1)в соврем-ых общероссийских СМК  слабо представлена региональная инф-ия, тем самым нарушается взаимод. каждой региональной общности с общ-ом в  целом. Деформируется представительный хар-р аудитории по отношению  к соц. структуре общ-ва. 2)В совр. российских СМК сущ-ют две противоречивые тенденции – возрастает кол-во информирующих  средств (каналов ТВ, радиостанций, число газет, журналов), а аудитория  СМК – сокращается. 3)Трудности  испытывает сист. распростр. и доставки изданий потребителям, включая подписку. Отставания в использовании новых  технологий ТВ и радиовещания влияют на СМК. 4)Возрастает роль рекламы зарубежных и отеч. товаропроизводителей. Возникают  и активно развиваются рекламные  и рекламно-справочные издания, эфир заполняют блоки рекламной инф-ии. Заметным становится сегмент деловой  прессы как разветвленной сети изданий, различных по формату, тиражу, распростр., инф-му наполнению, аудиторной ориентации и способу подачи экономич. инф-ии. 5)Растет число СМК для категорий  населения, имеющих более высокий  уровень доходов. Возросло влияние  аудиторного фактора на инф-ую сферу  СМК. Расширилось функциональное многообразие СМК. Инф-ия российских СМК стала  более разнообр. по тематике. 6)Растет кол-во изданий и телерадиопередач, адресованных различным группам  населения: этническим, региональным, проф-ым, конфессиональным, возрастным (дети, молодежь, ветераны), женщинам и  мужчинам, малым группам (семья, клуб) и др. Появились новые типы СМК, увелич. их кол-во; появились издания, различные по форме собственности; развивается концентрация СМК и  созд. инф-ые предприятия со статусом холдингов, концернов; усиливается  влияние собственников СМК на инф-ую политику; изменяется инф-тематич. структура, стиль, жанровые и иные выразительные формы.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"