Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки уихаха.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

Коммуникация может пониматься как информационное воздействие  субъекта коммуникации на объект, преследующее цели, заданные субъектом. Субъектами коммуникации могут преследоваться три цели: реципиент желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные  для него смыслы;

коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего;

и коммуникант, и реципиент  заинтересованы во взаимодействии с  целью обмена какими-то смыслами.

Выделяются три формы  коммуникативного действия:

1) подражание – уподобление  чему-нибудь или кому-нибудь;

2) диалог – форма взаимодействия  равноправных субъектов коммуникации;

3) управление – форма  воздействия субъекта на объект.

Понятия «информация» и «коммуникация» характеризуют коммуникативный  процесс с разных сторон. Информация существует практически везде –  как в природе, так и в социуме. Социальная информация предполагает совокупность сведений, предназначенных для передачи с целью реализации основной функции  массовой коммуникации. Коммуникация является социальным явлением и осуществляется посредством различного рода информации. Информация есть средство осуществления  коммуникации. Функция воздействия  на аудиторию принадлежит не информации, а коммуникации, которая реализует  ее при помощи информации. Необходимо разграничивать понятия «средства  массовой информации (СМИ)» и «средства  массовой коммуникации (СМК)». Корректно  при описании массово-коммуникативных  процессов использование термина  «средства массовой коммуникации»  или «массовых коммуникаций», имея в виду множественность технических  каналов массово-коммуникативного воздействия. Термин «СМИ» был основным при описании массово-коммуникативной  деятельности в исследованиях советского

периода. Массовая коммуникация выступает как определенный вид  социальной деятельности, имеющей свой субъект, объект воздействия, а также  условия и средства осуществления. Отличия массовой коммуникации от межличностного общения проявляются практически  в связи со всеми составляющими  коммуникационного процесса.

Массовая коммуникация – это систематическое распространение сообщений среди численно

больших рассредоточенных аудиторий  с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей; включает институты, посредством которых  специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения  символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям; представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических  материалов посредством передачи и  накопления информации.

К особенностям массовой коммуникации относятся следующие характеристики. Во-первых, «отправитель сообщений» является частью организованной группы, а зачастую представителем института, который в качестве своей основной функции имеет задачи, отличные от собственно коммуникации. Во-вторых, в качестве принимающей стороны здесь выступает индивид. Этот индивид зачастую рассматривается передающей организацией как часть группы с присущими ей общими характеристиками. В-третьих, канал сообщения представляет собой сложные технологические системы распространения информации. Эти системы включают в себя значимую социальную компоненту, поскольку их функционирование зависит от правовых норм, привычек и ожиданий аудитории. B-четвертых, сообщения в МК представляют собой результат массового производства с зачастую повторяемой сложной структурой. Дополнительные особенности МК: публичный характер и открытость; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи; опосредованность контактов передающей и принимающей сторон; асимметричность (несбалансированность) отношений

передающей и принимающей  сторон; множество реципиентов; влияние  институциональных, предписаний на отношения передающей и принимающей  сторон.

 

 

11. Структура массовой  коммуникации

 Различные подходы к пониманию  структуры массовой коммуникации  и ее функционированию отражены  в моделях — обобщенных схемах, представляющих в описательной  и/или графической формах основные  компоненты массовой коммуникации  и их связи. При всем разнообразии  моделей каждая содержит в  качестве обязательных компоненты, которые были представлены в  модели коммуникативного акта, разработанной  в 1948 г. американским политологом  Г. Лассуэллом. В этой модели  коммуникация представлена как  однонаправленный, линейный процесс:  кто сообщает — что — по  какому каналу — кому —  с каким эффектом. Рассмотрим  схему Лассу-элла более подробно. Создание массовой информации  непосредственно взаимосвязано  с процессом восприятия и усвоения  данной информации индивидами. В  свою очередь этот процесс  является познавательным, и в  реальности сама социальная информация  не может существовать без  отдельных людей и целых социальных  групп, которые выступают в  качестве ее материальный носителей.  При восприятии и усвоении  массовой информации осуществляется  ее преобразование. Поскольку потоки  массовой информации Проходят  через призму сознания людей,  то неизбежна трансформация ее  содержания. Следовательно, создание  и преобразование Массовой информации  нужно рассматривать как единый  процесс, Направленный на восприятие, усвоение, отражение данной информации, а в дальнейшем — на ее  распространение и последующее  использование. По своему назначению  в обществе данный процесс  обычно оценивается как служебный,  т.е. обслуживающий интересы различных  социальных систем. Процесс создания  и преобразования информации  зависит от: целей; намеренных  и ненамеренных искажений массовой  информации индивидами при ее  усвоен распространении; уточнения  и обогащения массовой информамЗ  ее актуальности.

 

12.Массовая коммуникация  как система деятельности и как социальная система

Массовая коммуникация является подсистемой в системе социальной деятельности. Она

представляет собой систему  транслирования в массовое сознание социальных оценок текущей действительности, т.е. оценок актуальных событий, попадающих в поле зрения массового сознания.

Сфера деятельности массовой коммуникации – сфера актуального. Ее задача (функция) – внесение в  массовое сознание оценок на материале  конкретных актуальных событий. Оценки, транслируемые массовой коммуникацией, создаются той или иной идеологией и преобразуются и адаптируются для восприятия общественным мнением.

Массовая коммуникация –  разновидность духовно-практической деятельности, т.е. деятельности по переносу, трансляции в массовое сознание (общественное мнение) оценок текущих событий, признаваемых социально актуальными. Эти оценки всегда являются оценками тех или  иных социальных общностей, групп. Сущностью  массово-коммуникативной деятельности является воздействие на общество путем  внедрения в массовое сознание определенной системы ценностей. По содержанию массовая коммуникация представляет производство духовных значений, выражающих и закрепляющих определенную систему ценностей.

СМК – это самоуправляющаяся  и самокорректирующаяся подсистема, действующая в конкретных политических и институциональных условиях. Массовую коммуникацию изучают и как одно из средств поддержания функционирования общества в целом, и как источник, способствующий социальным изменениям. Предполагаются два аспекта изучения массовой коммуникации. Во-первых, это  конкретный вид деятельности средств  массовой коммуникации; во-вторых, полезность, ценность, которую имеет их деятельность, с точки зрения пользователей, потребителей.

Совокупность СМК, представляя  собой определенную систему, отвечает таким требованиям, как:

1) сохранение целостного  характера, несмотря на существование  разнообразных, отличающихся друг  от друга СМК, формирование  единого информационного пространства  для всех членов общества, постоянное  информационное взаимодействие  в общественной системе;

2) обладание совокупностью  компонентов, каждый из которых  активно взаимодействует со своей  средой и друг с другом на  основе присущих СМК закономерностей;

3) наличие необходимого  набора функций и их реализация  в целью удовлетворения информационных  потребностей личности, различных  групп населения, общества в  целом;

4) определенные организационные  отношения между участниками  массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.);

5) наличие соответствующих  административно-управленческих структур  в составе редакций, издательств  и др.

СМК функционируют в некоторой  внешней системе, совокупности социальных, культурных и экономических условий  общества как такового. Социальная система массовой коммуникации состоит  из ролевых подсистем. К основным составляющим при этом относят: аудиторию, дифференцированную по вкусам, образовательному уровню, возрасту и т.д.; организации  исследования аудитории; организации, создающие и распространяющие содержание массовой коммуникации; спонсоров или  рекламодателей; рекламные агентства. Также выделяется подсистема контроля, включающая в себя: совокупность законодательных  органов различного уровня; агентства  по контролю за соблюдением нормативных  актов; самодеятельные ассоциации, способствующие контролю.

 

13.Функции средств массовой  коммуникации на индивидуальном  и общественном  уровне 

Функцией массовой коммуникации как деятельности является перенос, трансляция в массовое сознание теми или иными социальными группами оценок определенного вида явлений  и фактов, актуальных с общественной и временной точек зрения. При  рассмотрении СМК как института  гражданского общества главными принимаются  функции, связанные с задачами интеграции общества. Для аудитории наиболее важными выступают ориентирующая  рекреативная, утилитарная функции  СМК, для социальных институтов –  организационная, агитационно-пропагандистская. У журналистики

как деятельности по творческой реализации системы ценностей субъекта функцией является производство, творческое оформление оценок актуальных событий. У СМК функцией является передача информации, т.е. информационная функция. Именно СМК обладают характеристиками регулярности и периодичности распространения  информации, ее доступности, универсальности  и широкоохватности аудитории. Все  эти характеристики достигаются  посредством присущих СМК технических  возможностей. В рамках самой системы  СМК каждый канал распространения  информации (т.е. печать, радио и телевидение) имеет свою собственную функцию, предопределенную как самой системой СМК в целом, так и техническими возможностями канала. В классификациях функций массовой коммуникации выделяют два уровня – уровень социума  и уровень индивида. Классификация  является условной. Многие из перечисленных  функций пересекаются.

Основные функции массовой коммуникации в обществе.

1. Информационная: информирование  о событиях и условиях жизни  в обществе и мире;

информационное обеспечение  инновационных процессов.

2. Социальной связи: комментирование  и интерпретация происходящего;  поддержка существующих норм  и властных отношений; социализация; координация разнонаправленной

социальной активности, формирование общественного согласия.

3. Обеспечение преемственности:  выражение образцов доминирующей  культуры, обеспечение «узнавания»,  субкультур, новых культурных направлений;  поддержание общности социальных  ценностей.

4. Рекреативная: создание  возможностей для отдыха и  развлечения; снижение социальной

напряженности.

5. Мобилизации: организация  кампаний в связи с актуальными  целями в политике, экономике,  социальной сфере.

Основные функции массовой коммуникации на индивидуальном уровне связаны с удовлетворением определенных потребностей.

1. Информационная функция:  нахождение информации о событиях  и условиях жизни

непосредственного окружения, общества, мира в целом; удовлетворение общих интересов и любознательности; обучение и самообразование; поиск  советов, необходимой информации для  принятия решений.

2. Функция личностной идентификации:  подкрепление индивидуальных ценностей;  получение сведений о моделях  поведения; идентификация с ценностями  других; достижение понимания самого  себя.

3. Функция интеграции и  социального общения: понимание  положения другого, переживание;

формирование основы для  диалога, социального общения; помощь в реализации социальных ролей; возможность  общения с семьей, друзьями, обществом.

4. Функция развлечения:  эмоциональная разрядка; заполнение  свободного времени; эскапизм, уход  от проблем; получение эстетического  наслаждения; сексуальное возбуждение.

Индивидуальные функции  и дисфункции в деятельности СМК  рассматриваются в контексте  их аудитории. Основное внимание уделяется  коммуникативному поведению индивида. Мотивы индивидуальной активности в  отношении массовой коммуникации связаны  с социальным контекстом и, в той  или иной мере, со структурой общества в целом. Дисфункции массовой коммуникации отражают ситуацию несоответствия реализации определенных функций на различном уровне. При этом дисфункциональность деятельности СМК может проявляться, например, в том, что информационная функция приобретает форму дезинформации; функция развлечения может перерождаться в

функцию «контроля сознания»; функция мобилизации при определенных условиях – способствовать насилию.

 

 

14.Структура  системы СМК. Печать как средство массовой коммуникации

Со стороны внешней  формы, массовая коммуникация представляет собой совокупность всех каналов  передачи информации (печать, радио, телевидение), рассмотренная со стороны внутренней формы, – совокупность всех жанров, посредством которых реализуется  все содержание массовой коммуникации. Каждый канал и жанр в системе  СМК имеет свои особенности, проявляющиеся  в процессе массово-информационного  воздействия на массовое сознание.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"