Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки уихаха.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

Формирование информационного  общества сопровождается утверждением новой среды обитания, новых социальных и моральных ценностей, образа жизни  и принципов управления обществом. Информационное общество отличает, с  одной стороны, возрастающее управленческое значение СМК, являющихся элементом  общественных связей, с другой –  возрастающая информированность населения, свободный доступ к информации, беспрепятственная  работа всех СМК, наличие массовых технических  средств, делающих информацию доступной  для большинства граждан. Движущей силой

социальных изменений становятся информационная среда обитания, информационные технологии, позволяющие эффективно реагировать на вызовы высокотехнологичной  и рыночной цивилизации. Основной посылкой изменений СМК стала революция  средств хранения и передачи информации, которая не только превратила мир  в «глобальную деревню», но и предоставила возможность фактически каждому  человеку стать создателем собственного СМК. Исследования М. Кастельса доказывают возникшую и постепенно усиливающуюся  тенденцию, связанную с широкой  социальной и культурной дифференциацией, ведущей к сегментации пользователей, зрителей, читателей,

слушателей. Сообщения не только сегментированы по рынкам, следуя стратегиям отправителей, но также все больше диверсифицируются  пользователями, выбирающими их сообразно  своим интересам. Усиливается социальная стратификация пользователей новых  каналов коммуникации. Выбор мультимедиа  будет ограничен не только людьми, имеющими время и деньги для доступа, и странами с достаточным рыночным потенциалом, но и культурными и  образовательными различиями. В современных  обществах, когда концентрация и  распространение социально значимой

информации осуществляются в основном посредством государства и СМК, возникновение личной зависимости  не является широко распространенным явлением. Она характерна для тоталитарных и авторитарных систем управления и  существует достаточно долго. В современных  демократических обществах, где  высока рассредоточенность источников социальной информации и государство  не является определяющим ее источником, личная зависимость может возникать  на короткое время под воздействием одного индивида. Так, распространение  искаженной информации отдельными

людьми через СМК, особенно Интернет, происходит регулярно.

Многообразие и дешевизна в  производстве самой разнообразной  информации позволяет:

а) воздействовать на небольшие группы людей, подстраиваясь под их особенности; б) скрывать в

большом массиве информации собственно пропагандистские сообщения. Изменения, которые несет

с собой информационное общество, не только усложняют процесс осуществления  пропаганды, но и

создают новые возможности для  повышения ее эффективности.

  1. Глобализация информационных процессов и средства массовой коммуникации

 

 

Процессы глобализации обусловливают  качественно новую коммуникационную ситуацию. О глобализации как о  феномене обычно говорят, когда те или  иные формы деятельности социальных субъектов разворачиваются в  планетарном или квазипланетарном масштабе, когда активность эта предполагает глобальный уровень организации  и координации и характеризуется  определенным уровнем взаимозависимости. Конкретные примеры глобализации, интенсификации процессов глобальной взаимосвязи  имеются в различных областях. К ним относят: динамику мировой

финансовой системы; расширение активности транснациональных корпораций; появление  глобальных коммуникационных сетей; небывалый  ранее масштаб преодоления людьми национальных границ (за счет потоков  рабочей силы, туризма и др.); возникновение  властных институтов и сообществ, полномочия которых оказываются шире возможностей национальных государств как таковых. В связи с обсуждаемыми ниже вопросами  особенно важным является то, что в 80-е и начале 90-х годов ХХ в. продолжился рост спектра и масштабов  возможностей электронных средств  связи. Для этого периода характерными были технологические нововведения, международная конкуренция и  последовательное относительное понижение  цен на профессиональную и массовую электронику. Появилась возможность  для распространения сообщений  в недостижимых до этого масштабах. Неотъемлемой чертой глобализации является интенсивное преодоление национальных границ мировым рынком и сопутствующими ему транснациональными потоками информации. Мир, таким образом, начал приобретать  зримые очертания того, что было названо известным канадским  культурологом М. Маклюэном «глобальной  деревней». Маклюэном была предложена периодизация истории, основанием которой  является доминирующий в тот или  иной период канал, средство коммуникации. Соответственно были выделены три эпохи, в которых преобладали устный, письменный и печатный, электрический  и электронный типы

коммуникации. В племенном обществе доминирующим средством была речь, это было общество «уха». Появление  печати трансформирует закрытый до этого  «племенной мир». Это оказывается  сопряженным с распространением рациональности, а также с пространственным расширением социальных отношений. Неотъемлемой чертой периода является многообразие социальных иерархий, возникновение  национального государства. Распространение  электронных средств приводит к  доминированию устной коммуникации, подобно тому как это было в  «племенных» деревнях прошлого. Качественно  отличным при этом является глобальный уровень происходящего. Электричество  дало возможность установить глобальную коммуникационную сеть. Такая сеть выступает некоторым аналогом центральной  нервной системы человека. Это  позволяет индивиду соучаствовать  и ощущать последствия как  каждого своего действия,

так и действий других. За счет стремительного сжатия пространства, времени и информации находящийся в одном месте  индивид может одновременно «переживать» состояние отдаленных объектов. Таким  образом, происходит снятие координат  «центра» и «периферии», причем члены  деревни не могут существовать без  осознания некоторой глобальной целостности. В условиях современного мира, все области которого в основном структурированы глобальным

капитализмом, каждая из транснациональных  практик – экономическая, политическая и культурноидеологическая

– характеризуется своим базовым  институтом. При этом транснациональная  корпорация является важнейшим компонентом  транснациональных экономических  практик, а содержание транснациональных  культурно-идеологических практик  составляет культура-идеология потребления.

Глобализация в сфере массовых коммуникаций происходит главным образом  за счет активности и укрепления позиций  мировых коммуникационных конгломератов. По существу, сейчас происходит формирование нового глобального медиапорядка, в  «пространство» которого включено относительно небольшое число экономических  субъектов. В новом глобальном медиаконтексте зрителей рассматривают в первую очередь не как граждан национальных государств, а как некоторую экономическую  общность, как «сегмент» конкретного  потребительского рынка.

Все больше информационного пространства на телевидении, радио, в печатных изданиях самых разных стран отводится  реализации глобальных маркетинговых  стратегий. Это осуществляется как  за счет собственно рекламных материалов, так и в опосредованной форме  – с помощью самой различной  художественной продукции. В задачу подобных практик входит не только продвижение на рынок товаров  и услуг, но и трансляция и формирование новых жизненных стилей, что, в  свою очередь, способствует нарождению новых политических отношений, социокультурных  изменений в

направлении глобальной культуры потребления. В рамках глобальных процессов формирование нового мирового медиапорядка является одной из значимых составляющих. В  этой связи основной для общенациональных государственных каналов массовой коммуникации является задача поддержания  чувства принадлежности граждан  к единой общности является. Возрастает роль государства в вопросе правового  регулирования этой сферы.

 

  1. Теории развития средств массовой коммуникации в условиях мировых информационных процессов

 

 

 

При анализе тенденций  в сфере мировых информационных процессов выделяются три подхода: «коммуникации и развития», «культурного империализма» и «плюрализма  коммуникаций». Массовая коммуникация и развитие. Сторонники подхода следующим образом характеризуют значение массовой коммуникации в процессах модернизации.

СМК способствуют национальной интеграции; обеспечивают связь внутреннего  и международного рынков; стимулируют  потребности в современных товарах  и услугах; мобилизуют ресурсы развития; способствуют проникновению современных  ценностей и методов в сферы  планирования семьи, питания, гигиены, сельского хозяйства и промышленности, сельской и городской жизни. Важнейшими составляющими процессов развития являются политическое участие и  экономическая активность населения. Основным препятствием для их формирования являются традиционные ценности, присущие обществам развивающихся стран. Решение состоит в активизации  в развивающихся странах роли СМК. Это создает необходимую  основу для трансляции собственных  норм и ценностей данных стран, которые  противостояли бы сложившимся установкам и представлениям традиционных развитых обществ.

СМК в условиях зависимого развития. Концепции «зависимого развития» содержат положение о том, что отсталость и слаборазвитость отдельных стран есть особый тип развития, который является результатом исторической эволюции мирового капитализма, спецификой отношений между его центром и периферией. Сторонниками концепции

отмечалось, что функционирование западных средств массовой коммуникации (прежде всего в США) в информационном пространстве развивающихся стран  неизбежно оказывается сопряженным  со следующими обстоятельствами:

1) укреплением сложившихся  условий социальной, экономической,  политической и культурной зависимости;

2) разрушением национальной  идентичности и распространением  ценностей потребления и внутреннего  колониализма;

3) формированием привилегированных  условий для реализации интересов  городского населения и «вестернизированной»  элиты;

4) за счет международной  рекламы в обществе создается  психологическая атмосфера, которая  способствует реализации проектов, связанных с сиюминутным потреблением, в ущерб инвестициям в здравоохранение,  образование, инфраструктуру.

Идея «плюрализма  мировых коммуникаций». В последней четверти XX в. в области мирового развития наблюдались тенденции, повлиявшие на ситуацию в области мирового информационного обмена. Сместился акцент в политической активности. Политические вопросы в области культуры, идеологии, социальных проблем отошли на второй план, в центре внимания оказалась экономика по причине известных геополитических изменений. Наблюдались трудности в экономике развитых стран, рост производства в анклавах третьего мира. В этой ситуации многие развивающиеся страны видели свое будущее в экономической интеграции с мощными торгово-экономическими объединениями или блоками. «Новый мировой информационный порядок». Различие в мощности и возможностях средств массовой коммуникации развитых и развивающихся стран привело к напряженности, причем не только «концептуальной», но и политической. Наиболее известное проявление этого связано с идеей «нового мирового информационного порядка». Суть ее состоит в следующем. Мировая система массовых коммуникаций контролируется развитыми странами Запада. В этих условиях новости из развивающихся стран оказываются ограниченными и отражают происходящее под углом зрения,

невыгодным для развивающихся  стран. Кроме того, западные страны контролируют технологию производства и распространения теле- и радиопрограмм  и в этом плане также оказывают  непосредственное влияние на состояние  массовой коммуникации в развивающихся  странах.Поэтому такие западные культурные ценности (зачастую понимаемые как ценности «американского образа жизни»), как потребление и индивидуализм, явно и неявно выраженные в материалах массовой коммуникации, заменяют ценности традиционной культуры развивающихся  стран. По

существу, речь идет об одностороннем  «экспорте» всего того, что связано  с массовой коммуникацией в развивающиеся  страны со стороны развитых, прежде всего западных, стран. Понятие «нового  мирового информационного порядка» получило международно-правовое признание  в конце 1978 г., когда оно было включено в официально принятые документы  Генеральной Ассамблеи ООН и  Генеральной конференции ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры). В Декларации ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада средств массовой коммуникации в укрепления мира и взаимопонимания  между народами, содержится призыв к ликвидации

неравномерности в распространении  информации для развивающихся стран  и исходящей от них. В 1980 г. ЮНЕСКО была принята резолюция, поддерживающая определенные меры по регулированию (например лицензированию) потоков новостей и  различной культурной продукции, распространяющихся через национальные границы. В этом же году по инициативе ЮНЕСКО была создана  новая организация Международная  программа развития коммуникации. По мнению представителей развитых стран, такого рода регулирование противоречит западной традиции деятельности прессы – свободе журналистов в критике  государства и правительства, выражении  различных точек зрения, свободному распространению информации в мире. Заметим, что дебаты относительно практики реализации идеи «нового информационного  порядка» приняли достаточно резкие формы. Указанная выше резолюция  ЮНЕСКО стала одной из причин выхода США из ЮНЕСКО. В последующие годы большинство ведущих экспертов  в области мировых коммуникаций, равно как и новое руководство  ЮНЕСКО, дистанцировалось от концепции  «культурного

империализма».

  1. Определение и характерные черты массовой коммуникации. Отличие массовой коммуникации от других видов коммуникации

 

 

Понятие коммуникации имеет  много различных определений, которые  можно сгруппировать по следующим  трем основаниям. Коммуникация рассматривается: 1) как связь между различными объектами; 2) как аналог общения; 3) как  аналог воздействия. Коммуникация – 1) одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности, представляющая собой процесс обмена сообщениями, в которых содержатся результаты отражения людьми действительности; 2) способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию; 3) передача информации, идей, оценок или эмоций от одного человека (или группы) к другому (или другим) главным образом посредством символов; 4) социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью сообщений. Коммуникация невозможна без отправителя (коммуникатора, передатчика сообщений), канала передачи, собственно сообщения, приемника, отношений между передающей и принимающей сторонами.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"