Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки уихаха.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

Печать в системе  СМК.

1.читателю предоставляется  возможность обзорного знакомства  сразу со всем номером газеты  или журнала, что позволяет  ему определить приоритетность  чтения того или иного материала.  Наиболее важные публикации читатель  имеет возможность сохранить

2. к печатному изданию  можно вернуться для повторного  чтения, для более глубокого анализа  прочитанного ранее.

3.газету или журнал  всегда можно взять с собой  или купить в киосках, реализующих  печатные издания, что способствует  возможности чтения в перерывах,  в транспорте, иными словами, не  выделяя для этого специальное  время досуга.

4.пресса создает психологически  комфортные условия для знакомства  с информацией, ибо читатель  имеет возможность это делать  в соответствии

со своими склонностями к  темпу чтения, к его ритму и  последовательности.

Недостатки:

1. оперативность прессы. Этот  недостаток обусловлен особенностями  технологического процесса производства  печатной продукции, а также  ее доставкой, от которой нередко  зависит своевременность получения  читателями той или иной информации.

2. Чтение, а тем более  понимание материалов газет и  журналов требуют определенного  уровня грамотности, иначе издание  не вызовет должного интереса  у читателей. Именно это определяет  тематическую и социальную разнонаправленность  прессы, рассчитанной на аудиторию  с различным уровнем грамотности.

3. Ограниченная возможность  эмоционального воздействия на  читателя. Поэтому пресса любого  уровня рассчитана прежде всего  на аналитическое восприятие  информации.

Жанры в структуре  СМК. Информация, передаваемая по каналам массовых коммуникаций,представлена аудитории в форме различных жанров. Выделяется несколько их групп.

1. Жанры, основной задачей  которых является информирование  аудитории о происходящих событиях  и явлениях. К ним относятся  информационная заметка (соответственно, в структуре радио и телевидения  – радиосообщение и видеосюжет), интервью, репортаж, а также отчет.

2. Аналитические жанры:  корреспонденция, комментарий, обозрение,  беседа, ток-шоу, дискуссия, пресс-конференция,  статья. Их главной задачей является  не только информирование, но  и обязательный анализ информации, ее оценка.

Данные аналитические  жанры могут реализовываться  средствами любого информационного  канала – прессой, радио, телевидением. Однако существуют такие жанры, которые  присущи только тому или иному  каналу. К таким жанрам относится  группа жанров, требующих для актуализации аудиовизуальные средства, свойственные телевидению и радио. Особенностью этих жанров является их диалогичность, заимствованная аналитическими жанрами  из такого информационного жанра,

как интервью

3. Художественные жанры-  очерк, зарисовка, эссе.

4. Сатирические жанры,  использующие гиперболу, гротеск  и т.д. Основными сатирическими  жанрами являются фельетон и  памфлет. 

 

15.Структура  системы СМК. Радио как средство массовой коммуникации

Радио в системе  СМК. 1.в структуре современных СМК радио является самым оперативным каналом информирования населения. Это обеспечивается техническими особенностями производства и передачи информации, которые позволяют в любой момент времени выходить в эфир и вести репортажи прямо с места и с начала событий.

2.радио является самым  удобным для использования СМК,  ибо для знакомства с информацией  слушателю нет необходимости  отрываться от выполнения той  или иной работы. Особенно это  важно для водителей автотранспорта, которые составляют значительную  часть радио аудитории. 

3. радио, ориентированное  преимущественно на слуховое  восприятие информации, оказывает  психологическое воздействие на  аудиторию, ибо в силу ассоциативности  человеческого мышления слуховые  образы переводятся в зрительные. При этом человек «видит» именно  те образы, которые близки ему  в силу его конкретного

психического склада, что  способствует определенной релаксации и самореализации личности.

4.радио на сегодняшний  момент является самым доступным  СМК с точки зрения финансовых  затрат и возможности доставки  информации.

5.радио стало первым  международным СМК. Оно способно  вещать без границ и без  применения особенной техники  для приема информации, способствуя  тем самым созданию мирового  сообщества. У радио существует  и ряд недостатков.

1. Высокая оперативность  при всех ее преимуществах  не позволяет сохранить информацию  безспециально направленных на  то усилий.

2. Отсутствие видеоряда  резко ограничивает возможность  трансляции развлекательных программ  и способствует быстрому отвлечению  внимания.

 

16. Структура  системы СМК. Телевидение как средство массовой коммуникации

Телевидение в  системе СМК. 1.возможность широкого единовременного охвата аудитории, возможность в зоне действия передатчика проникать в любую точку пространства (вездесущность).

2.возможность применения  аудиовизуальных выразительных  средств, т.е. наличие движущегося  изображения, сопровождаемого звуком, способствует тому, что телевизионные  образы легко воспринимаются  большинством телезрителей (экранность). 3.возможность прямой передачи, прямого  эфира одновременно совместить  само событие и его отображение  на экране (непосредственность) тесно  связана с возможностью одновременного  наблюдения и трансляции телепередачи (симультанность).

4. увеличены возможности  применения разнообразных способов  привлечения и удержания внимания  аудитории за счет трансляции  самых разнообразных развлекательных  передач. 

5.технические возможности  монтажа видеомагнитной записи  позволяют творчески вмешиваться  в процесс «мумификации», т.е.  записи прямой передачи с возможным  последующим использованием при  создании другой передачи, с другими  акцентами, преследующими другие  цели информационного воздействия  на аудиторию.

 

17. Интернет как коммуникативное  пространство и средство массовой  коммуникации

Интернет как средство коммуникации не вполне поддается проводимому структурированию.

Интенсивность его распространения  как количественный показатель очевидна, однако о массовости распространения  в данное время речь не идет. В  литературе высказываются порой  противоположные точки зрения о  возможности включения Интернета  в перечень СМК. В любом случае такая востребованная коммуникативная  форма, как Интернет, найдет место  в коммуникативном пространстве и в системе исследующих это  пространство наук.

18. Концепции свободы  прессы. Ф. Сиберт, У. Шрамм и  Т. Питерсон о четырех теориях  прессы. Современное видение проблемы

Работа американских специалистов Ф. Сиберта, У. Шрамма, Т. Питерсона «Четыре  теории прессы», опубликованная в 1956 г.

Авторитарная  теория – самая старейшая. Еще английские королевские династии Тюдоров и Стюартов вполне искренне считали, что печать принадлежит королевской власти и поэтому обязана поддерживать ее политику. Таким образом, по авторитарной теории, СМИ полностью поддерживают государство, его политику, не публикуя никаких провокационных критических материалов.

Либералистская  теория прессы исходит из общелиберальных принципов свободы человека,политического и идеологического плюрализма, независимости СМИ от диктата государства, тем более какой-либо из партий. Либерталистская модель, основанная на признании свободы воли, своим философским обоснованием восходит к трудам Милтона, Локка, Миля, философии рационализма и естественных прав человека. Согласно этой модели СМИ являются одним из важнейших средств контроля за деятельностью правительства, других институтов власти. Она служит обществу и удовлетворяет нужды граждан быть информированными относительно состояния общественных дел, их потребностей в отдыхе и развлечении, общественной коммуникации.

Теория  социальной ответственности и соответствующая модель прессы возникла в США в середине прошлого века. Свобода прессы должна сочетаться с ее ответственностью перед обществом, задачами выражения общих интересов, интеграции общества, цивилизованного разрешения возникающих конфликтов, разъяснения гражданам общих целей и формирования общих ценностей, представления различных точек зрения, отражения мнений и позиций различных общественных групп. Важным является тезис о разделении комментария, публикации (от имени автора, редакции) и факта, новости как таковой. Пресса не столько формирует позицию граждан по жизненно важным общественным проблемам, сколько способствует ее самостоятельному формированию аудиторией путем представления ей максимально полной и достоверной информации по соответствующей проблеме (проблемам).

Коммунистическая  теория прессы исходила из безусловного подчинения прессы государству, правящей партии, господствующей идеологии.

Дополнением к названным  теориям (моделям прессы) являются методы журналистики, активно разрабатываемые  в США начиная с начала 80-х  годов прошлого столетия: теория «объективного  репортажа», общественная журналистика, расследующая журналистика, прецедентная журналистика, методы нового журнализма.

 

19.Нормативные модели деятельности СМК

Модель независимой  прессы или свободного рынка идей. Распр-е инф доступно для индивидов без предварительного разрешения или лицензии; критика правительства, официальныхлиц не наказуема; публикации не подвергаются цензурным ограничениям, нет ограничений дляраспр-я материалов МК через гос границы; журналисты независимы внутри институтов МК.

Модель социальной ответственности. СМК выполняют опред обязательства перед общ-вом; публикуют материалы, соответствующие высоким професс стандартаминформ-ти, точности, объективности; СМК выражают различные точки зрения, предоставляют возм-тьответа на критику; журналисты явлответственными как перед обществом, так иперед работодателем;

Модель демократич. представительства. Отдельные граждане и меньшинства имеют правона исп-е СМК в своих собств интересах; содержание материалов МК не подчиненогосконтролю; СМК служат прежде всего своей аудитории; соц группы, организации могут иметь свои собственные СМК;

Советская или  социалистическая модель.

СМК находятся в гос. ведении  и не могут принадлежать частным  владельцам; существует система дозирования  инф, цензуры и санкций по отношению  к институтам МК со стороны вышестоящих  партийно-государственных органов.

Авторитарная  модель. Деят-ть СМК не должна приводить к подрыву существующей власти

и установленного порядка, критика  властей может квалифицироваться  как уголовное преступление; журналисты и другие профессионалы не явл  независимыми внутри организаций МК.

Модель развития (стран третьего мира). СМК могут способствовать достижению целей национально-государств строительства; свобода СМК может быть ограничена в связи с

приоритетами в экономике  и потребностями развития общества в целом; приоритетными являютсяматериалы, способствующие развитию нац культуры; в инф сообщениях

акцент должен быть сделан на развивающихся странах; журналисты и другие профессионалы СМК обладают как свободой, так и ответственностью при сборе и распр инф; гос-во может обосновывать интересами национального  развития право на введение ограничений  и цензуры за деятельностьюСМК.

 

20.СМК в социальных  системах различного типа.

Закрытое общество: хар-ны замкнутость, сплоченность, иерархия, абсолютная власть вождя, принуждение, дисциплина, стремление к самосохранению, скрепленность этническими,профессиональными, политическими, культурными, возрастными  и иными факторами. Оно предлагает индивиду устойчивую (для бытового сознания) структуру и неизменную модель мира, в котором за индивида решения принимает государство. СМК в закрытой соц.сист. связаны  с политич. подсистемой, часто полностью  подчинены ей. Инф-ое пространство хар-ся единообразием,охватывает подбор и  интерпретацию фактов, хар-р политич.оценок, стиль изложения и т.д. Идеологич.фильтры  пропускают в материалы СМК только те факты, оценки и комментарии, которые  находятся в рамках офиц.мифологии. Открытое общество отличаются пост.интенсивным  обменом инф-ей с внешней средой через открытые границы, в том  числе географич. Этим обеспечивается развитие системы. В общ-ве ценится  свобода творчества, активность личности, рациональная орг-ия всех жизненных  процессов. Управление сводится преимущественно  к отслеживанию контролирующими  органами текущих процессов и  развитию горизонт.связей в общ-ве. СМК равноправны по отношению  к политич. сист., поощряется разнообр. источников инф-ии, конкуренция м/у  ними. Система фильтров носит не админ-ый, а нормативный хар-р. «Цензором» СМК выступает не гос-во, а общ-во. Общ-ву переходного типа свой-на закономерная послед-ть этапов становления, развития, разрушения соц.системы. В подобных общ-ых сист. резко повышается роль СМК, т.к.они могут определить дальнейшее развитие соц. сист. Изменить сост. СМК  исключительно силовыми методами затруднительно, т.к.оно формируется в соответствии с протекающими в общ-ве соц., политич. и экономич. процессами.

 

21.СМК как «четвертая власть».

Ф. Сиберт, У. Шрамм и Т. Питерсон «Четыре теории прессы»: авторитарную, либертарианскую, теорию соц. ответственности  и советскую, коммунистич. Авторитарная теория – самая старейшая. По авторитарной теории, СМИ полностью поддерживают гос-во, его политику, не публикуя никаких  провокационных критических материалов. Либералистская теория прессы исходит из общелиберальных принципов свободы человека, политич. и идеологич. плюрализма, независимости СМИ от диктата гос-ва, тем более какой-либо из партий. Либерталистская модель, основанная на признании свободы воли, своим философским обоснованием восходит к трудам Милтона, Локка, Миля, философии рационализма и естественных прав человека. Согласно этой модели СМИ являются одним из важнейших средств контроля за деят-ю правительства, других институтов власти. Она служит общ-ву и удовлетворяет нужды граждан быть информированными о состоянии общ-ых дел, их потребностей в отдыхе и развлечении, общ-ой коммуник. Теория соц. ответственности и соответствующая модель прессы возникла в США в середине прошлого века. Свобода прессы должна сочетаться с ее ответственностью перед общ-ом, задачами выражения общих интересов, интеграции общества, цивилизованного разрешения возник. конфликтов, разъяснения гражданам общих целей и формир. общих ценностей, представления различных точек зрения, отражения мнений и позиций различных общ-ых групп. Важным является тезис о разделении комментария, публикации (от имени автора, редакции) и факта, новости как таковой. Пресса не столько формирует позицию граждан по жизненно важным общественным проблемам, сколько способствует ее самостоятельному формированию аудиторией путем представления ей макс. полной и достоверной инф-ии по соответствующей проблеме (проблемам). Коммунистическая теория прессы исходила из безусловного подчинения прессы гос-ву, правящей партии, господствующей идеологии. Дополнением к названным теориям (моделям прессы) являются методы журн.: теория «объективного репортажа», общ-ая журналистика, расследующая жур-ка, прецедентная жур-ка, методы нового журнализма. Названные теоретич. конструкции в чистом виде не существуют, так как СМК функционируют в реальном обществе со всеми его трудностями, особенностями, противоречиями и испытывают на себя воздействие других институтов общества, являются частью опред. сист. общ-ых отношений.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"