Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки уихаха.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

разрабатывают «теорию культивирования», согласно которой постоянный просмотр телесообщений

приводит к выработке у аудитории  искаженных представлений о социальной реальности. Одним из активных сторонников  точки зрения о доминирующем влиянии массовой коммуникации на общественное мнение является немецкий социолог Э. Ноэль-Нойман, разработавшая концепцию «спирали молчания». В основе ее теории лежит анализ взаимосвязи массовой и межличностной коммуникации, опирающейся на соотнесение индивидом своего мнения с мнением других людей.

Подводя итог обзору некоторых направлений  и концепций в зарубежных исследованиях  массовой

коммуникации, следует отметить, что  в процессе анализа сферы деятельности массовой коммуникации

различными зарубежными учеными  было акцентировано внимание практически  на всех

сторонах и проблемных моментах данного социального процесса, чему, вероятно, способствовала

более разработанная (по сравнению  с исследованиями отечественных  ученых) собственно

социологическая теория, дающая возможность  наиболее эффективного развития социологии массовой

коммуникации.

  1. Развитие социологии массовой коммуникации в отечественных исследованиях

 

Отечественная социология коммуникации развивалась в основном в рамках психологии и лингвистики, изучающей  языковую коммуникацию. Социология массовой коммуникации развивалась в двух направлениях:

1) в направлении социометрии,  т.е. велись исследования общественного  мнения и социальных

общностей как сфер, на которые  непосредственно оказывает влияние  деятельность массовых

коммуникаций (Б.А. Грушин, Б.М. Фирсов, В.А. Ядов, Т.М. Дридзе и др.);

2) в направлении разработки теоретических  аспектов массовой коммуникации.

Представители первого направления  исследовали массовую аудиторию. Это  направление является достаточно разработанным  и по методам исследований, и с  точки зрения значимости результатов  для анализа социальных процессов. Второе направление в развитии социологии массовой коммуникации осуществлялось в основном в рамках наук, изучающих  журналистику. Это предопределило содержание, формы, уровни и категориальное наполнение данного научного направления социологического знания. В настоящее время проблема информационного воздействия на массовую аудиторию приобретает  все более масштабный характер. В  Доктрине информационной безопасности Российской Федерации сделан акцент на роли информационного воздействия  массовой коммуникации на регулирование  общественных отношений и, как следствие, на массовую аудиторию, и, таким образом, последняя выступает в качестве объекта воздействия. Такой подход реализован не только в политических документах, но и в ряде научных  исследований.

Существует и другой подход в  научных исследованиях массовой коммуникации, акцентирующий основное внимание на информационных потребностях массовой аудитории и на необходимости  выработки мнения последней на страницах  прессы.

Эти подходы указывают на существующие на сегодняшний день два основания  для дифференциации в изучении деятельности массовой коммуникации: медиацентристское  и социоцентристское.

Медиацентристский подход. Массовая коммуникация представляет собой некую замкнутую

целостную систему, функционирующую  по собственным законам и оказывающую  влияние на

формирование общественного мнениям. Массовая аудитория, как носитель общественного  мнения, выступает в данном случае как объект массово-коммуникативного воздействия, в качестве субъектов  которого выступают владельцы СМК  или журналисты. Аудитория, рассматриваемая  как объект влияния, вызывает в данном случае интерес, основанный на изучении ее потребностей с целью наиболее эффективного воздействия на нее.

Социоцентристский подход. Деятельность массовой коммуникации детерминирована непосредственно аудиторией, мнения и взгляды которой она и призвана выражать через каналы своих средств.

Аудитория в данном случае выступает  субъектом, определяющим информационную политику массовокоммуникативного  процесса. Со стороны представителей данного подхода в адрес журналистов  тоже высказываются упреки, основанные на том, что институт массовой коммуникации должен учитывать все мнения граждан, их политические позиции и различные  воззрения, которые должны быть положены в основу деятельности массовой коммуникации.

Оригинальная модель коммуникации, названная экоантропоцентрической и распространяемая на

все виды коммуникативной деятельности, была предложена Т.М. Дридзе. В качестве основы социальных процессов (в том  числе и массово-коммуникативных) выделены не социальные институты и  не отдельные социальные общности или  группы (что было характерно для  двух обозначенных ранее подходов –  социо- и медиацентристского), а отдельный  человек. В ранних отечественных  исследованиях массово-коммуникативная  деятельность в совокупности

всех составляющих ее сторон проводилась  в исследованиях по журналистике и называлась термином

«СМИ» (СМИП) или «журналистика».

Термин «массовая коммуникация»  употреблялся только в работах некоторых  социологов, занимающихся изучением  функционирования средств массовой информации, проблемами аудитории и  общественного мнения (см., например, работы Б.А. Грушина).

Впервые в отечественной научной  литературе «официальное» определение  массовой коммуникации

появилось в 1983 г. в «Философском энциклопедическом  словаре» в статье Ю.А. Шерковина.

Массовая коммуникация определялась как «систематическое распространение  сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди  численно больших рассредоточенных аудиторий с целью утверждения  духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или  организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей».

Социология и теория массовой коммуникации развивались в рамках теории журналистики.

Поэтому часто в исследованиях  термин «массовая коммуникация» (МК) используется как синоним понятий  «средства массовой информации» (СМИ), «журналистика». Научная активность социологов указывает на возрастание  интереса к проблемам массовой коммуникации, обусловленного возрастающей ролью  самой массовой коммуникации в обществе.

Множественность представлений о  массовой коммуникации в рамках как  социологии, так и теории журналистики свидетельствует о значимости самого объекта исследования.

Увеличение числа исследований данной проблематики будет способствовать развитию социологии массовой коммуникации и выполнению ею не только описательной, но и объяснительной роли в исследовании как самой МК, так и различных  общественных процессов.

Теоретический уровень социологии массовой коммуникации, разрабатываемый  отечественными учеными, находится  в стадии становления. Необходимость  дифференциации кажущихся синонимичными  понятий, так или иначе обозначающих исследуемый объект, становится очевидной, ибо отсутствие согласованной системы  категорий снижает методологическую значимость теоретического уровня социологии МК, что может повлечь за собой снижение уровня конкретных социологических исследований и сведение их на уровень прикладных.

 

 

  1. Возникновение массовой коммуникации: причины, этапы и тенденции эволюции. Технологические и социальные революции как факторы изменений средств массовой коммуникации

 

Понятия «массовая коммуникация», «массовая информация» активно  стали использоваться в конце XX столетия. Связано это, во-первых, с осмыслением  социологами особенностей поведения  в рамках такого специфического вида социальной общности, как «масса», «толпа», «публика», и, во-вторых, с техногенным  фактором: появлением принципиально  новых средств передачи информации. Немецкий социолог М. Вебер утверждал, что основное свойство массовой коммуникации состоит в том, чтобы в процессе обсуждения ценностей бытия выявлять в объективной реальности новое (новые знания, новые представления  о мире и человеке, новые ценности и их значимость для него) и тиражировать это новое, становящееся социальной информацией, с привлечением к диалогу  все новых его

участников.

Рассмотрим составляющие термина «средства массовой коммуникации» (СМК).

Коммуникация (лат. связываю, делаю общим) – процесс обмена информацией между системами.

Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений между численно большими рассредоточенными аудиториями с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания политического экономического и морального воздействия на оценку, мнение, поведение людей; систематическое распространение информации с помощью средств массовой информации; исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его

между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом).

Средства массовой коммуникации – это технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети и др.), с помощью которых осуществляется распространение информации на большие рассредоточенные аудитории.

Существует несколько  вариантов классификации СМК: простые МК (газета, фотография, грамзапись, кино, телефон, радио); сложные МК (магнитная запись, телевидение, факс); современные МК (лазерная запись информации, Интернет, сотовая связь); перспективные МК (симбиозная связь, сотовая плюс Интернет, вживляемые (биоэлектронные) массовые коммуникации); прогнозные МК (информационный океан, телепатическая связь).

Типы средств коммуникации: 1) естественно возникший (язык, мимика, жесты); 2) искусственно

созданный (технический): а) традиционный (пресса, книгопечатание, письменность); б) типично

современный (радио, телевидение, кинематограф, Интернет).

Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование эффективности  информационного

обмена.1. Устная фаза – появление устной речи. Развитие речи, языка является объективным процессом

в развитии общества.

2. Письменная фаза – изобретение письменности, позволившей человеку вступать в коммуникацию с другими людьми, не находящимися с ним в непосредственном контакте. Письменность помогла решить проблему хранения информации, реализовала возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранить преемственность в развитии).

3. Книжная фаза – появление и распространение книгопечатания, предоставившее возможность множеству людей получить доступ к знаниям и тем самым расширить свое приобщение к культуре. Ее начало знаменуется изобретением Иоанном Гуттенбергом печатного станка (1440–1450 гг.). Появилась возможность обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности, обмен информацией стал более существенным и массовым.

4. Эпоха телевидения – возникновение электронных СМК, которые предоставили возможность каждому стать непосредственным свидетелем и участником историко-культурного процесса, происходящего во всем мире. На сегодняшний день телевидение занимает господствующее положение среди средств массовой коммуникации. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий (цифровое телевидение, телетекст, компьютерные технологии, спутниковое телевидение). Телевидение стало наиболее доступным и простым способом получения информации.

5. Компьютерная фаза – возникновение и развитие сети Интернет как нового средства коммуникации, предоставившего широкие возможности в формах и способах получения и передачи информации, а также в осуществлении множества других функций. Компьютерная фаза означает новый безбумажный этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника. Отличие

электронного диалога от межличностной  устной коммуникации состоит в общении  не с человеком,

а с электронной памятью.

 

  1. Информационное общество. Изменение роли и характера средств массовой коммуникации в информационном обществе

 

В общественных процессах современного коммуникационного общества все  более значительную роль играет социальная коммуникация. Каждое техническое обновление средств передачи информации выводило общественную

коммуникацию на новый уровень. Письменность, гонцы, регулярная почта, книгопечатание, периодическая пресса, телеграф, телефон, радио, телевидение, факсимильная и спутниковая связь  – все это вызывало новый коммуникационный скачок, обусловливая еще большую  зависимость общественной жизни  от динамики коммуникационных процессов. Процессы формирования коммуникационного  общества не являются абсолютно новыми. По сравнению с прежними инновациями  в коммуникационных технологиях  современные события разворачиваются  на еще более высоком

уровне, с более широкомасштабными  и глубокими последствиями для  общественной жизни.

Достигнутый уровень позволяет  говорить о формировании современного информационного общества. Современную  цивилизацию формирует очередная, третья, волна – пост- или супериндустриальная.

Теория «третьей волны» изложена в  одноименной книге всемирно известного американского социолога и футуролога Э. Тоффлера, выделяющего в истории  цивилизации три волны: первую –  аграрную (до XVIII в.), вторую – индустриальную (до 1955 г.), третью – супериндустриальную. Именно в период последней волны  ведущая роль переходит к средствам  коммуникационнокомпьютерного воздействия  информационной техники на все структуры  общества, образ жизни и

сознание людей. «Третья волна» создает новый тип экономики, основанный на использовании компьютерной техники в электронных коттеджах, жители которых смогут создавать  нужные им продукты не ручным трудом, а  с помощью управления, где промышленные действия будут заменены манипулятивно- информационными.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"