Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:30, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки уихаха.docx

— 143.89 Кб (Скачать)

Традиционными направлениями социальных и социально-психологических исследований для большинства исследовательских  центров СМК в нашей стране являются:

  1. Исследование свободы слова и печати, взаимоотношений журналистики с институтами власти и гражданского общества, соответствия модели СМК потребностям социальной системы.
  2. Исследование аудитории СМК, определение ее типологии, состава, читательских и зрительских интересов, тенденций развития и т.д.
  3. Исследование журналистских кадров, новой типологии СМК, процессов коммерциализации прессы, телевидения и радиовещания.
  4. Исследование текстов прессы, телевизионных и радиопередач и эффективности их воздействия на аудиторию.
  5. Исследование и обучение новым технологиям и их внедрение в деятельность СМК.
  6. Обеспечение рекламных кампаний и кампаний паблик рилейшнз.

В последний период особенно активно  стали проводиться прикладные маркетинговые  исследования массово-коммуникативных  процессов. В основном исследования - коммерческие. Значительная часть  исследований посвящена выявлению  рейтингов (аудитории) СМК. Зачастую это  частота чтения печатных изданий, частота  просмотра передач телевидения, частота прослушивания радиостанций, посещение кинотеатров, просмотр видеокассет, ориентация на наружную рекламу.

 

 

  1. Исследования коммуникатора. Исследования содержания массовой коммуникации. Контент-анализ как метод изучения содержания текстовых массивов

 

 

Коммуникатор – это  субъект деятельности по производству и распространению массовой информации.

В исследованиях коммуникатора  анализируется широкий круг сторон работы редакции: от планирования до изучения действенности конкретного источника  массовой коммуникации. Проводится и  углубленный анализ той или иной стороны редакционной деятельности.

Исследования коммуникатора  делятся на исследования

персонифицированного и безличного коммуникатора. В качестве персонифицированного коммуникатора выступает конкретное лицо, имеющее непосредственный контакт с аудиторией. Важны как психологические, так и социологические характеристик. Пол, возраст, принадлежность к тому или иному партийному направлению, прошлое коммуникатора и т. д. - все это играет важную роль в формировании его имиджа. + коммуникативные характеристики (умение строить речь, аргументировать свою позицию, обращаться к аудитории, к участникам передачи). Наличие в образе коммуникаторов высокого уровня положительных характеристик может служить доказательством того, что их образ, сложившийся у аудитории, способствует эффективности передаваемых им сообщений.

 

Безличный коммуникатор(  передача, канал, то есть как сложный коммуникативный узел) также играет существенную роль в процессе массовой коммуникации. Позиция канала или передачи, ее ценностные ориентиры, а также выражаемые ею интересы социальных субъектов влияют на восприятие информации массовой аудиторией. От того, насколько все это соответствует интересам и мнениям аудитории, будет зависеть популярность предлагаемой+уровень доверия к ней.

 

Изучение содержания массовой коммуникации может предполагать выявление цели обращения коммуникатора к аудитории, определение «послания» тех или  иных передач, программ радио или  телевидения, печатных изданий.

Наряду с качественным анализом материалов, активно используется контент-анализ (наиболее распространен в практике изучения содержания массовой коммуникации.)

Контент-анализ представляет собой методику определения частоты появления в сообщениях интересующих исследователя характеристик. Выделяются следующие условия, которым он должен соответствовать:

- характеристики текстов  должны фиксироваться во всех  избранных для исследования материалах, чем достигается объективность анализа;

- систематичность анализа объекта исследования; выбор соотношений для анализа должен основываться на формальных, обусловленных, беспристрастных признаках;

- научная строгость, которая подразумевает обязательное соблюдение этапов исследования с набором требований, предъявляемых каждому из них;

- требования репрезентативности - быть характерным для всей реальной деятельности источника;

-  количественный анализ различных характеристик текста.

В результате обработки  данных контент-анализа социолог выявляет различные, передающиеся по каналам СМК, характеристики того или иного явления, процесса, факта или конкретного лица, иными словами, выявляет тот ракурс, угол зрения, под которым информация о чем-то или о ком-то проходит по тому или иному каналу массовой коммуникации.

Выявленные особенности содержания информационных материалов, которые характеризуют коммуникативные намерения или главные фокусы внимания коммуникатора, позволяют выработать практические рекомендации по оптимизации деятельности того или иного СМК.

 

 

  1. Подходы к исследованию аудитории массовой коммуникации. Аудитория массовой коммуникации и социологические способы ее изучения. Виды исследований аудитории.

Исследования, направленные на выявление  закономерностей, существующих в данной системе социальной информации. К  ним относят исследования места  СМК в общественной жизни, в образе жизни различных групп населения, специфики отношения аудитории  к различным информационным каналам.

Одним из условий обеспечения успешной коммуникации является необходимый  уровень языковой компетенции аудитории  и определенное единство представлений  участников общения о его потенциальном  содержании. Среди подходов в этой области выделяются процедуры лингвосоциопсихологического  исследования массовой коммуникации. Социологический анализ писем в  адрес конкретного СМК направлен  в первую очередь на изучение социальных и социально-психологических характеристик  документов и самих авторов, как  создателей этих текстов.

Эмпирические исследования массовой аудитории бывают двух типов –  количественные и

качественные. К количественным методам относятся опросы (анкетирование, интервьюирование), дневники радиослушателей и телезрителей, блиц-опросы, данные аудиометров.

Анкетирование – Анкетирование предполагает минимальное участие исследователя и проводится, как правило, заочно, что дает возможность опрашивать большие общности людей.

Интервьюирование –  интервьюер и интервьюируемый находятся в непосредственном контакте. Перед интервьюером стоит задача свести к минимуму возможность собственного влияния на выбор или формулировку ответа.

Блиц-опросы представляют собой сбор информации по поводу какого-нибудь конкретного события или лица.

Дневники телезрителей и радиослушателей, а также аудиметры - направлены на то, чтобы выявить, во-первых, информационные предпочтения массовой аудитории, во-вторых, рейтинг и шер той или иной программы или канала.

Рейтинг – это количество людей, наделенных определенными демографическими и социальнопсихологическими характеристиками, людей, которые слушали или смотрели данную передачу в конкретное время.

Шер – величина аудитории каждого канала в конкретный временной период, которая исчисляется от общего количества людей, имеющих в этот момент включенные теле- или радиоприемники, шер показывает распределение зрителей или слушателей между каналами в фиксированный момент времени.

Аудиометры – специальные счетчики, которые подключаются к телевизору или радиоприемнику с согласия их владельцев, автоматически фиксирующие просмотр и прослушивание передач.

К качественным: наблюдение, анализ писем и документов, анализ звонков в редакцию, встречи с представителями аудитории, фокус-группы.

Анализ писем и звонков  в редакцию способствует выявлению той или иной социально значимой проблемы, определению популярности самого издания, а также способствует возможности редакции скорректировать свои действия в соответствии с ожиданиями аудитории с целью наиболее полного воздействия на нее.

Анализ документов -  используется в расследовательской журналистике и применяется главным образом к анализу единичных документов.

Наблюдение, основанное на фиксации фактов и событий очевидцем. Структурализованное (контролируемое) или неструктурализованное; включенное или невключенное; полевое или лабораторное; систематичные или несистематичные.

Метод фокус-групп применяется для получения информации от ограниченного количества. Цель- получение по обсуждаемому вопросу всего спектра мнений участников.

В процессе исследования массовой аудитории  для получения максимально полной информации о ней практикуется одновременное  применение нескольких методов исследования, как количественных, так и качественных.

 

51.Медиаметрия. Показатели, используемые в медиаметрии

В эмпирических иссл мк выделяются два  осн направ – социометрия и  медиаметрия, объектами которых  являются соответственно масс.аудит  и средства мк. Социометрия и медиаметрия  охватывают в своих исследованиях  все звенья коммуникативного акта и  представляют собой исследования коммуникатора, каналов СМК, информационного сообщения  и массовой аудитории.

К направлениям исследований СМК относятся  следующие.

1. Медиаизмерения, - получение информации о контактах аудитории с конкретным СМК. После обработки данных, полученных в ходе медиаизмерений, можно получить показатели, используемые для медиапланирования и оптимизации затрат на рекламу.

2. Мониторинги: мониторинг рекламы (для оценки объемов расходов на рекламу), аудит тиражей печатных изданий (для проверки объявленных тиражей), мониторинг эфира (фиксация факта и времени выхода программы в эфир). Последнее особенно актуально в медиаисследованиях и является их неотъемлемой составляющей.

3. Качественное изучение аудитории СМК. Такие исследования позволяют определить отношение телезрителей к телепередаче, оценить дизайн программы, программную сетку канала. Сюда же можно отнести исследование стиля жизни целевых аудиторий, выявление ценностных ориентаций, сегментирование аудитории СМК.

Традиционными направлениями социальных и социально-психологических исследований для большинства исследовательских  центров СМК в нашей стране являются:

  1. Исследование свободы слова и печати, взаимоотношений журналистики с институтами власти и гражданского общества, соответствия модели СМК потребностям социальной системы.
  2. Исследование аудитории СМК, определение ее типологии, состава, читательских и зрительских интересов, тенденций развития и т.д.
  3. Исследование журналистских кадров, новой типологии СМК, процессов коммерциализации прессы, телевидения и радиовещания.
  4. Исследование текстов прессы, телевизионных и радиопередач и эффективности их воздействия на аудиторию.
  5. Исследование и обучение новым технологиям и их внедрение в деятельность СМК.
  6. Обеспечение рекламных кампаний и кампаний паблик рилейшнз.

Центральными характеристиками коммуникативного поведения, которые изучаются в  ходе маркетинговых исследований аудитории  массовой коммуникации, зачастую являются частота чтения печатных изданий, частота  просмотра передач телевидения, частота прослушивания радиостанций, посещение кинотеатров, просмотр видеокассет, ориентация на наружную рекламу.

 

52.Эффективность массово-коммуникативной  деятельности

Проблема эффективности  СМК связана со способами изучения, «замера» реальной эффективности деятельности (тех или иных коммуникативных  акций, функционирования отдельных  каналов массовой информации, типов  изданий, взаимодействия СМИ и т.д.).

Способы оценки эффективности:

1. Выделение различных  этапов «контакта» с источником  информации (первый контакт с

источником, контакт с  содержащейся в нем информацией, причем информацией разного

типа, усвоение информации в  той или иной форме, выработка  отношения к принятой

информации, освоение и запоминание  информации).

2. Определение возможных  «конечных эффектов», объединенных  в пять групп: когнитивные,  ценностные, организационные, коммуникативные,  создания эмоционально-психологического  тонуса. Виды результатов деятельности СМК:

1. Последовательное и целенаправленное  достижение отвечающих общественным  потребностям результатов в области  «принятия решений».

2. Формирование общественно  приемлемого индивидуального сознания  человека, его

жизненной позиции.

Эффективность определяется как отношение результата и цели. Цель вырабатывается и

формируется людьми. Если при  этом недостаточно учтены объективные, реальные предпосылки, то цель может  иметь субъективный характер. Цели могут быть «слишком большие» или  «слишком маленькие», «легко выполнимые»  или «заведомо невыполнимые», соответствующие  или несоответствующие объективным  потребностям. Цель реальна тогда, когда  она максимально глубоко и  точно отражает потребности. Рассмотрение цели как основания для расчета  эффективности требует учета

потребности аудитории (и  ее различных социальных слоев) в  информации, а также реальные возможности  их удовлетворения в данное время. Это  исходный тезис в изучении эффективности  массово-коммуникативной деятельности.

Реальная эффективность – конкретные результаты деятельности СМК.

Потенциальная эффективность – способность системы СМК или отдельных ее компонентов выполнять стоящие перед ней задачи.

 

53.Периодизация исследований  эффектов массовой коммуникации. Современные подходы к исследованию  эффектов массовой коммуникации  на уровне группы, общества

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"