Агрессивность и конфликтность подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;
- рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;
- исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;
- проанализировать деятельность социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

Работа содержит 1 файл

диплом агрес и конфл подростков.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Главной целью любого общества, претендующего  на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий  для раскрытия возможностей человека, актуализации его способностей творчески  проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть личностью принятой и признанной обществом, стать подлинным субъектом своей судьбы. Данные процессы имеют особое значение в подростковой среде.

     Напряженная социальная, экономическая, демографическая, обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающих поколений. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность молодых людей, но и возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. Проблема конфликтности и агрессивности подростков – одна из центральных социально-педагогических проблем, которая вызывает серьёзную обеспокоенность как педагогов и родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей.

     Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющегося в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). По данным ООН, около 30% всех подростков принимают участие в противоправных действиях, а 5% - совершают преступления [32.C.97] - это так называемые трудные подростки, или, иначе, педагогически запущенные дети «группы риска». Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения подростков. Данные тенденции объективно отражают недостаточную изученность причин: и способов профилактики, преодоления агрессивности и конфликтности в подростковой среде.

     Проблема  агрессивности и конфликтности  заинтересовала западных исследователей еще в прошлом веке.  З. Фрейд разработал основы психоаналитического подхода в анализе агрессивности и конфликтности. К.Лоренц изучал экологический подход к изучению данной проблемы,. Д.Доллард, разработал  фрустрационную теорию агрессивности и конфликтности. В настоящее время изучением данной проблемы занимаются Р.С. Хоманс, К. Бютнер. 

     Анализ  психологических теорий Дж. Бугенталя, Л. Вингсвангера, Л.С.Выготского, К.Левина, А.Маслоу, В.А. Петровского, К.Роджерса, В.Франкла, А. Фрейд и других способствовал формированию более широкого взгляда на причины, особенности и последствия проявлений  агрессии и конфликтности.

     В России первые теоретические и экспериментальные исследования подростковых конфликтов и агрессии были проведены Л.С. Выготским. Однако в середине 1930-х годов теоретический уровень отечественной психологии начал быстро снижаться. В условиях сталинских репрессий изучать социальные условия формирования личности стало невозможно.

     В дальнейшем идеи Л.С. Выготскимого оказали сильное влияние как на общую, так и на возрастную психологию (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин).

     Сегодня проблемы подростковой конфликтности  и агрессивности занимают одно из первых мест в отечественных исследованиях. И здесь следует отметить таких  исследователей, как Т.Р. Румянцев ( разработал нормативный подход в изучении данной темы), А.И. Заграфов (изучал проблемы социализации подростков), В.В.Лебединский (разработал возрастные периоды агрессивности подростков), А.Д. Гонеев (изучал природу детской агрессивности).

     Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии и конфликтности, однако в научной литературе недостаточно исследованы виды подростковой агрессивности и конфликтности. Технологии социальной работы в данной сфере ориентированы, в основном, на социальную работу с проявлениями агрессивности и конфликтности со взрослой возрастной группой. Особенности работы в подростковой среде практически не затронуты..

     Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.

     Исходя  из поставленной цели, были   сформулированы следующие задачи:

     - изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;

     - рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;

     - исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;

     - проанализировать деятельность  социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

     Логика и структура данной  дипломной работы определяется поставленными целью и задачами и включает в себя введение, две главы с подразделами, заключение, список использованной литературы и приложения. 

      Данная  дипломная работа может быть использована психологами и социальными педагогами, работающими с подростками.   
 
 
 
 
 
 

1. Подростковая конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явление 
 

1.1. Социально-психологические особенности подросткового возраста 
 

     В современной психологии подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество [12.C.67]. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития – юность.

     Юность  - это определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: Л.Ф. Обухова выделяет подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя) [19.C.54]. Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному, например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16-18-летних считают юношами [3.C.104].

     Возрастные  категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское отрок (букв. - не имеющий права говорить) означало: раб, слуга, работник, княжеский воин [12.C.136].

     Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему («молодой человек», «парень» и т.п.) нередко содержит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности.

     Данная  неопределенная трактовка встречается и в периодизации жизненного пути. Представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией. Хронологический возраст, а точнее - предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.

     Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем, эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других - фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

     В отечественной психологии слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой - достижение социальной зрелости [21.C.94].

     Однако  новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного размера. Отсюда - удлинение периода «ролевого моратория» (когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно) и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов [30.C.153].

     Развитие  самостоятельности есть не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Всякое управление требует сведений, информации об объекте управления. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе. Уровень самосознания и степень сложности, интегрированности и устойчивости «образа» всегда тесно связаны с развитием интеллекта. В этом отношении ранняя юность также знаменует собой определенный рубеж.

     Социальное  самоопределение (все равно, идет ли речь о выборе профессии или мировоззренческом поиске) есть определение своего положения в мире, оно направлено не внутрь личности, а вовне. Но ответ на вопросы, кем быть и что делать, подразумевает также определенную оценку себя и своих возможностей.

     Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов: социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей; особенности социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структура и материальное положение семьи, его собственное социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза и т.д.). Отсюда - необходимость изучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии, психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др. [34.C.105].

     Психологическое развитие ребенка в социологии имеет  свое отражение в различных теориях. Одной из наиболее интересных является теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Согласно этой теории развития высших психических функций, всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая [7.C.136].

     В отличие от механистических концепций, рассматривающих развитие ребенка как результат воздействия «внешней», социальной среды, Выготский подчеркивал, что «среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка, - воздействия среды сами меняются количественно и качественно в зависимости от того, в каких ранее возникших психологических свойствах, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются» [9.C.168].

     Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и социального.

     Здесь возникает два вопроса: какова конкретно социальная ситуация развития к началу данного возраста и  какие психологические новообразования возникают у ребенка к концу данного возраста.

     Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, - то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка... В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития» [9.C.216].

     Идеи  Л.С. Выготского оказали сильное  влияние как на общую, так и  на возрастную психологию. Но практически  реализовать многие из них советским психологам не удалось. Уже в середине 1930-х годов теоретический уровень отечественной психологии начал быстро снижаться. «Личность старшеклассника» в данный период, зачастую, сводилась к роли учащегося; его внеучебная деятельность рассматривалась с точки зрения ее влияния на школьную успеваемость, дисциплину и т.п.

     Выход за ведомственные рамки произошел  в связи с новыми идеями, появившимися в философии и социологии личности, а также в общей и социальной психологии. Этому немало способствовали социологические исследования, которые стали проводить начиная с 60-х годов.

Информация о работе Агрессивность и конфликтность подростков