Шпаргалка по "Русский язык и культура речи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Работа содержит 1 файл

Русский язык и культура речи.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

2) знание  значений употребляемых слов;

3) контроль  за соответствием слов явлениям  действительности.

Несоблюдение  хотя бы одного из этих условий приводит к разрушению или частичному нарушению точности речи.

Точность  речи связана с лексическим уровнем  языка, поэтому главное средство для достижения точности - это верное словоупотребление, а именно точный выбор слова из синонимического  ряда.

3. Логичность  речи - это качество речи, основанное на соотношении речь-мышление, не должны противоречить законам логики. Для достижения логичности речи важно уметь ясно и не противоречиво мыслить, выражать логику мысли в речи. Нарушение последовательности изложения, отсутствие переходов от одной части к другой приводит к разрушению логичности текста.

Алогизмы (логические ошибки) бывают и в пределах одного предложения.

Возможные причины алогизмов:

1) употребление  семантически несовместимых слов (большую половину);

2) логически  неправильное образование ряда однородных членов (здесь продают телевизоры, проигрыватели и торты).

3) пропуск  нужного слова; 

4) нанизывание  падежей;

5) ошибочное  употребление союзных средств. 

4. Чистоте  речи - отсутствие в ней элементов  чуждых литературному языку. Речь  засоряют диалектизмы,

просторечные  элементы, жаргонизмы, нецензурная  лексика, варваризмы. Неприятное впечатление  производит речь, изобилующее словами-паразитами, засоряя речь, они затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержание высказываний. Необходимо избавляться от всего, что загрязняет речь, и помогать избавляться от них другим людям. Нечистая речь - признак низкой речевой культуры человека.

Богатство и разнообразие речи

Богатство речи - это качество, которое предполагает большой активный запас языковых средств, прежде всего лексических. Выдающиеся писатели, просто, но высокообразованные граждане. С богатством речи связано ее многообразие. Это позволяет выражать мысль. Богатство языка - это основа для богатства речи.

Выразительность речи достигается за счет широкого выбора средств, наиболее яркие специальные стилистические приемы: тропы, фигуры речи.

Тропы - слова, употребленные в переносном значении: эпитет - определение, придающее  речи образность; метафора - скрытое  сравнение (металл в голосе); сравнение; метонимия - перенос названия одного предмета на другой; ирония - переименование по контрасту, подразумевающее противоположному смыслу, гипербола, литота...

5. Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости, то есть их способность соединяться друг с другом. Так, «похожие» прилагательные длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный по-разному «притягиваются» к существительным: длительный период, продолжительный период (но не длинный, долгий, долговременный период); долгий путь, длинный путь, продолжительные сборы, долговременный кредит. Нередко слова с одинаковым значением могут иметь разную лексическую сочетаемость (истинный друг - подлинный документ).

Соединение  слов в словосочетания может наталкиваться  на разного рода ограничения. Во-первых, слова могут не сочетаться из-за их смысловой несовместимости. Нельзя сказать фиолетовый апельсин, облокотился спиной, вода горит. Во-вторых, объединение слов в словосочетание может быть исключено в силу их грамматической природы (мой - плыть, близко - веселый). В-третьих, объединению слов могут препятствовать их лексические особенности. Так, принято говорить причинить горе, неприятности, но нельзя сказать причинить радость, удовольствие.

В зависимости  от ограничений, регулирующих соединение слов, различают три типа сочетаемости: семантическую (от термина семантика - значение слова), грамматическую (точнее, синтаксическую) и лексическую.

Семантическая сочетаемость нарушена, например, в  таком случае: Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. При нарушении сочетаемости в иных случаях возникает нежелательный подспудный смысл: Например: Необходимо ускорить урегулирование кровопролития; Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни народа.

В выступлениях ораторов часто наблюдается нарушение  лексической сочетаемости: Голос цифр неутешителен; В недалеком прошлом (в недавнем) у нас всем зажимали языки.

Нарушение лексической сочетаемости может  быть продиктовано сознательным стремлением  говорящего (пишущего) удивить слушателей (читателей) необычным соединением  слов. Тогда несочетаемость становится средством создания комического звучания речи. Множество ярких примеров сознательного нарушения лексической сочетаемости находим у Ильфа и Петрова: Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости - ему было 38 лет; Комиссия, увешанная бородами, прибыла в артель «Реванш».

Нарушение лексической сочетаемости как яркий  стилистический прием создания комического  эффекта лежит в основе различных шуток: Мы потерпели победу и больше не вправе медлить; Достигли зияющих вершин; Гения признали заживо; Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.

6. Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления.

Рассмотрим  несколько ситуаций.

Ученик, стоя у доски, оправдывается: «Я это  знаю, только вот сказать не могу».

Как вам  представляется, может ли такое быть? Некоторые скажут: «Такое может быть. Однако отвечающему у доски только кажется, что он знает. В действительности его сведения о предмете отрывочны, бессистемны, поверхностны. Вероятно, когда он читал учебник, слушал на уроке преподавателя, то не вник в суть вопроса, не понял логики предмета, не осмыслил, в чем его специфика, каковы отличительные признаки. В таком случае в памяти остаются какие-то отрывочные сведения, смутное представление и создается впечатление, что ты знаешь, но только сказать не можешь».

Другие  судят иначе: «Нет! Такого быть не может. Если человек разбирается в вопросе, хорошо изучил предмет, то он сможет и  рассказать о нем». Вот это правильно. Чтобы речь была точной, необходимо постоянно расширять свой кругозор, стремиться стать эрудированным человеком.

Вторая  ситуация. Народный артист Аркадий  Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики:

«Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения... В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу... Людей нужно водить в музеи и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались... Перехожу к спорту».

Нарушение логики в выступлении оратора  очевидно.

Но вот  пример из речи профессионального лектора, который, обучая лекторскому мастерству, сказал:

«Требования, предъявляемые к речи лектора, кратко можно свести к следующему:

1. Безукоризненное  знание грамматики русского языка.

2. Знание  литературы об ораторском искусстве,  о культуре речи.

3. Владение  орфоэпическими нормами, т. е.  четкое произношение каждого звука, каждого слова, каждой фразы, правильная постановка ударения, безукоризненное произношение звуков и прочее.

4. Умелое  использование языковых изобразительных средств».

Подумайте, в чем здесь проявляется нарушение  логичности? К чему/кому могут быть предъявлены требования, о которых говорит лектор? Только к самому лектору, а не к его речи, так как речь не может «безукоризненно знать грамматику», «знать литературу об ораторском искусстве», «владеть орфоэпическими нормами», «уметь использовать выразительные средства».

Логика  не нарушается, если сказать:

«Требования, предъявляемые к речи лектора, кратко можно свести к следующему:

1) она  должна быть грамотной, соответствовать  нормам литературного языка;

2) образной, выразительной;

3) информативной;

4) вызывающей  интерес».

Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи. Третья ситуация. Разговор подруг:

— Займи  мне двести рублей.

— Я  не знаю, у кого.

— Тебя прошу мне занять!

— Я  так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого?

Почему  ведущие диалог не понимают друг друга? Одна из них не владеет культурой  речи, допускает ошибку. Следовало  сказать: «Дай мне в долг» или  «Дай взаймы», «Одолжи», поскольку глагол занять имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». Таким образом, точность речи обусловлена точностью словоупотребления.

Задание 40. Прочитайте отрывки из статей В.Г. Белинского. Скажите, что он понимал под точностью речи?

1. Гоголь  не пишет, а рисует; его изображения  дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него мысль, и тщетно бы хотели вы придумать другое слово или другую фразу для выражения этой мысли (Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке).

2. Какая  точность и определенность в  каждом слове, как на месте  и как не заменимо другим  каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность! Читая строки, читаешь и между строками; понимая ясно все сказанное автором, понимаешь еще и то, чего он не хотел говорить, опасаясь быть многоречивым. Как образны и оригинальны его фразы: каждая из них годится быть эпиграфом к большому сочинению («Герой нашего времени», сочинение М, Лермонтова),

3. Каждое  слово в поэтическом произведении должно до того исчерпывать все значение требуемого мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое тут могло бы заменить его. Пушкин и в этом отношении величайший образец: во всех томах его произведений едва ли можно найти хоть одно сколько-нибудь неточное или изысканное выражение, даже слово... (Стихотворения М.Ю. Лермонтова).

Задание 41. Прочитайте отрывки из статей В.Г. Белинского. Скажите, в чем критик видит нарушение точности языка?

1. В  «Цыганах» есть даже погрешности в слоге. <...> Но два стиха —

Медведь, беглец родной берлоги,

Косматый  гость его шатра, —

можно назвать ультраромантическими, потому что все неточное, неопределенное, сбивчивое, неясное, бедное положительным смыслом при богатстве кажущегося смысла — все такое должно называться романтическим, тогда как все определенное и точно прекрасное должно называться классическим, разумея под «классическим» древнегреческое. Что такое беглец родной берлоги! Не значит ли это, что медведь бежал без позволения и без паспорта из своей берлоги? Хорошо бегство для того, кто взят насильно, при помощи дубины и рогатины? Этот медведь — похищенец, если можно так выразиться, но отнюдь не беглец. Что такое косматый гость шатра! Что медведь добровольно поселился в шатре Алеко? Хорош гость, которого ласковый хозяин держит у себя на цепи, а при случае угощает дубиною! Этот медведь скорее пленник, чем гость (Сочинения Александра Пушкина).

2. Можно  найти в книжке Лермонтова  пять-шесть неточных выражений,  подобных тому, которыми оканчивается его превосходная пьеса «Поэт»:

Проснешься  ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда, на голос мщенья,

Из золотых  ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый  ржавчиной презренья?

Ржавчина  презренья — выражение неточное и слишком сбивающееся на аллегорию (Стихотворения М.Ю. Лермонтова).

Точность  речи нарушается в результате недостаточного знания особенностей русского языка. Наиболее типичны из них: употребление слов в несвойственном им значении; неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; смешение омонимов, паронимов.

Каждое  знаменательное слово выполняет  номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать.

Информация о работе Шпаргалка по "Русский язык и культура речи"