Психологические особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение причин проявления детской агрессии и на основе полученных данных разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: к особенностям проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
-чувствительность, проявление нетерпения на любые действия;
- негативное восприятие запретов со стороны взрослых;
- в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста………. 7
Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе……..7
Предпосылки возникновения агрессии…………………………….15
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и их последствия…………………………………….26
Глава II. Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… .36
2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..............................36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………..42

Заключение………………………………………………………….......48
Литература……………………………………………………………….49
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

В то же время наказание, заставляя ребенка раз за разом  переживать озлобленность, обиду, мстительность, враждебность, создает условия для формирования агрессивности как устойчивой черты личности.

Некоторые психологи  считают, что наказание может  быть эффективным только при соблюдении таких условий, как позитивное отношение  наказывающего к наказываемому, принятие наказываемым норм наказывающего, использование умеренных доз наказания, понятность, признание справедливости наказания наказываемым.

В целом можно согласиться, что допустимыми наказаниями  являются демонстрация неодобрения, отстраненность, кратковременный перерыв в общении.

Однако при этом необходимо акцентировать внимание не столько на самих формах наказания, сколько на том стиле эмоционального общения взрослого и ребенка, который сложился в семье и выступает как фон семейного воспитания.

Любое наказание воспринимается ребенком как неблагополучие во взаимоотношениях, в первую очередь со взрослым, как увеличение психологической дистанции с окружающими.

Чем меньше связующих  нитей, чем меньше доверия, безопасности присутствовало в отношениях между  ребенком и взрослым ранее, тем меньше вероятность конструктивного поведения ребенка в ситуации наказания. В подобных случаях у ребенка возникают чувство незаслуженности, несправедливости наказания, обида, озлобленность, агрессия по отношению к окружающим.

Таким образом, о предпосылках агрессивного поведения говорят следующие его источники:

- многовековые традиции патриархального воспитания;

- многовековой культ жестокости по отношению к низшим социальным слоям, по отношению друг к другу;

- низкий уровень общей и правовой культуры общества;

- бессилие при определении и достижении позитивных воспитательных целей, что способствует увеличению численности детей «группы риска» и лиц со сниженными умственными возможностями;

- стрессовое состояние родителей, в том числе вызванное нестабильностью социальной обстановки.

 

1.3. Особенности проявления агрессивного поведения  детей старшего дошкольного  возраста и их последствия

 

Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в  семье на ребенка стали разрабатываться  в рамках психолого-педагогического подхода (Е. А. Аркин, А. В. Запорожец, В. К. Копырло, А. Н. Леонтьев, Н. И. Лисина А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.). [4, 19, 47]

Авторы, занимающиеся, этой проблемой отводят важную роль раннему  опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия с взрослыми сводится к следующему: мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

А. А. Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетным для ребенка взрослым. Отсюда родители являются  эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение [4].

Передавая социально  полезный опыт, родители, порой передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным «руководством к действию». Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.

Сами же родители, как заметил Э. Берн, всегда довольны,  хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.

Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают  влияние два основных фактора:

  • образец отношений и поведения родителей;
  • характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

В частности, была установлена  связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или сверстников.

Р. С. Сирс, Е. Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании также выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:

  1. Снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;
  2. Строгость наказания родителями агрессивным проявлений ребенка.

Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны  ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, как будто любое поведение детей прилично, не делая свое отношение  к агрессии  более ясным. Однако, когда ребенок совершал проступок, он был строго наказан. Строгость родителей, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно [55].

Кроме того, склонный к телесному  наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению  к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия - средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут  забыть причину, породившую подобные действия родителей.

Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения, т.е. после сурового наказания ребенок рассержен или расстроен. Он из-за боли может забыть, за что его наказали. И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. Т.е. они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают [19].

Формирование агрессивных  тенденций у детей происходит несколькими путями:

  1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.
  2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований видно, что:
  • родители, которые очень редко подавляют агрессивность у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность;
  • родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность;
  • родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение [43].

Критерии агрессивности 

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается с взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок  агрессивен можно лишь в том случае, если в течении не менее, чем шести  месяцев в его поведении проявлялись хотя бы четыре из восьми перечисленных признаков [22].

Ребенку, в поведении которого наблюдается  большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста-психолога  или врача.

Ученые выделяют следующие  типы агрессивности у детей.  

Гиперактивность - агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными  и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в  атмосфере вседозволенности, попадая  в коллектив сверстников, могут  становиться агрессивными.

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и  игровые ситуации с правилами.

Агрессивно-обидчивый  и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка  может быть связана не только с  недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.

Необходимо помочь ребенку  разрядить психическое напряжение, повозится вместе с ним в шумной игре, поколоть что-нибудь. И стремиться избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

Агрессивный ребенок  с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто  грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.

Необходимо попытаться решить проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

Агрессивно-боязливый  ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка  от мнимой угрозы, «нападения».

Необходимо работать со страхами, моделируя, т.е. создавать опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевать ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

        Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто  раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные  слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Необходимо стараться стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалеть, гладить кошек и собак, ухаживать за животными; обращать внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулировать желание помочь. Если это не поможет, необходимо приучать ребенка нести ответственность, «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди извинись», «погладь по голове», «пожми руку», «предложи игрушку обиженному» и т.п.) [58].

Говоря об отношениях «родители-ребенок», мы говорим о взаимоотношении между ними и о положении, которое занимает ребенок в семье. Как отмечают Хансон и др. в своих исследованиях, что если у ребенка (независимо от того, в какой возрастной группе он принадлежит) плохие отношения с одним или обоими родителями, если ребенок чувствует, что его считают никуда не годным, или не ощущает родительской поддержки, он, возможно, окажется втянутым в преступную деятельность, будет ополчаться на других детей, сверстники будут отзываться о нем как об агрессивном, он будет вести себя агрессивно по отношению к родителям.

Отношения родителей  к своему ребенку можно описать  двумя парами важных признаков:

  • неприятие - расположение;
  • терпимость- сдерживание.

Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия. В. И. Гарбузов выделил три типа негативных отношений родителей к ребенку:

  1. Тип А - отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения)
  2. Тип Б - гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность)
  3. Тип В - гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать.

Первый тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, «стены» за которую можно спрятаться. Кроме того, отвержение разрушает механизм идентификации (ребенок не принимает родительские убеждения). При холодных эмоциональных отношениях он не имеет позитивных поведенческих моделей реагирования. Это снижает способность саморегуляции ребенка.

Так, Г. Эберлейн определяет агрессивность как «отчаяние ребенка, который ищет признания и любви».

Информация о работе Психологические особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста