Психологические особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение причин проявления детской агрессии и на основе полученных данных разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: к особенностям проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
-чувствительность, проявление нетерпения на любые действия;
- негативное восприятие запретов со стороны взрослых;
- в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста………. 7
Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе……..7
Предпосылки возникновения агрессии…………………………….15
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и их последствия…………………………………….26
Глава II. Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… .36
2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..............................36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………..42

Заключение………………………………………………………….......48
Литература……………………………………………………………….49
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

(ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ)

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Психологические особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

 

                                                                                            

 

  

Выполнила:

Студентка 2 курса гр. ФЗО 209 Д

 

 

Научный руководитель:

кандидат психологических  наук,

доцент кафедры психологии

 

 

 

Оценка «__________________»

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2012 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

 

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования  проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста………. 7

    1. Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе……..7
    2. Предпосылки возникновения агрессии…………………………….15

1.3. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного  возраста и их последствия…………………………………….26

 Глава II. Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… .36

2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..............................36

2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………..42

 

Заключение………………………………………………………….......48

Литература……………………………………………………………….49

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Актуальность исследования. В последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке на эту тему написано огромное количество статей и книг, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. И, конечно, речь идет не о научной моде, а о специфической реакции психологического сообщества на беспрецедентный рост агрессии и насилия в «цивилизованном» двадцать первом веке. Невозможно сегодня представить себе такую газету, журнал или программу радио- и телевизионных новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. За последнее десятилетие во всем мире, особенно в странах СНГ, отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности и ассоциальности [12].

В связи с этим, перед  психологами и педагогами возникли вопросы, касающиеся детской агрессии. Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессии» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны, и представляют собой, главным образом, обзор зарубежных исследований.

И, тем не менее, можно  констатировать, что сегодня наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения детей достигнуты именно в психологической науке. Но вполне естественно, что в этой интересной, сложной и интенсивно изучаемой области все еще остается много нерешенных проблем, и нет ответов на многие вопросы. Этим и определяется актуальность выбранной темы.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Особую тревогу вызывает жестокость и агрессия детей. Феномен детской агрессии беспокоит родителей, воспитателей, педагогов, а также вызывает все больший научно-практический интерес у исследователей. Становление агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста - это сложный и многогранный процесс, в котором действуют множество факторов. Рассмотрением различных аспектов агрессивного поведения в дошкольном возрасте занимались как отечественные, так и зарубежные ученые Р. Бэрон, К. Левин, Н.Д. Левитов, Е. Е. Маккоби,  Д. Ричардсон,  Р. С. Сирс и др. [7, 49, 47]

Агрессивное поведение  определяется влиянием семьи и общением со сверстниками. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, а так же стиль семейного руководства. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочнению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказание часто не эффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение [8].

Ребенок получает сведения об агрессии так же из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других людей. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе, с другой стороны, эти агрессивные дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности его членов.

 В связи с активным ростом в современным обществе различных отклонений в поведении детей, возникает существенная психолого-педагогическая проблема исследования связанная с тем, что недостаточно изучены психолого-педагогические причины агрессивного поведения детей, условия, механизмы, а  также средства ее профилактики и коррекции.

Объектом исследования является  агрессивное поведение детей.

Предметом исследования является изучение психологических особенностей проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного исследования является изучение причин проявления детской агрессии и на основе полученных данных разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.

 В соответствии с объектом предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: к особенностям проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести:

-чувствительность, проявление  нетерпения на любые действия;

- негативное восприятие  запретов со стороны взрослых;

- в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.

- потеря контроля над  собой, обвинение других в своих  ошибках;

- вымещение на других предметах (книгах, игрушках и пр.) своих негативных эмоций. 

Для проверки выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
  2. Исследовать предпосылки возникновения агрессии.
  3. Выделить особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного  возраста и их последствия.
  4. Подобрать комплекс методик по изучению агрессивного поведения детей старшего дошкольного  возраста.
  5. Разработать авторскую коррекционно-развивающую программу по снижению уровня агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач в научной работе использовались следующие группы методов: теоретические: метод анализа литературных данных по проблемам психологии человеческой агрессивности.

 В процессе исследования использовались следующие методы психологического измерения: опросник Басса-Дарки, проективная методика Р. Жиля, Проективная методика «Несуществующее животное», тест руки, методика «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга), тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях».

Структура и  объем работы:   работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.

Теоретико-методологические основы исследования  проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста

 

    1. Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе

 

Проблема детской агрессии остается одной из наиболее актуальных междисциплинарных научных проблем, что объясняется распространенностью  и социальной значимостью данного  явления.  
Основные понятия в теории агрессии связаны с категориями агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.

Агрессия (от латинского аgгеssio — нападать) — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. [3].

 В отечественной  литературе агрессию рассматривают  как индивидуальное или коллективное  поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. Агрессивное поведение рассматривается как специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе, или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Готовность же субъекта к агрессивному поведению рассматривается, как относительно устойчивая черта личности - агрессивность.

В. И. Овчаренко [26] определяет, что агрессия выражается в стремлении к наступательным и насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба, или уничтожение объекта в наступлении.

По мнению Т. Г. Румянцевой, [37] можно различать агрессию на индивидуальном уровне, на уровне внутригосударственных отношений, агрессию, как понятие современного международного права, обозначающее инструмент внешней политики, а также агрессию в животном мире и агрессию в человеческом мире.

Агрессия рассматривалась  нами в рамках различных подходов, но мы остановились на анализе психоаналитического, фрустрационного и бихевиористского подходов.

Психоаналитический подход. 3. Фрейду принадлежит заслуга превращения  агрессии в объект научного психологического анализа. Психоанализ вскрывает неосознанную внутреннюю реальность путем истолкования доступных для наблюдения и внешне незначительных данных. 3. Фрейд сделал вывод, что агрессия по сути своей является не реакцией на раздражение, а представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой конституцией человеческого существа, самой природой человекам. Взгляды 3. Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из инстинкта смерти, но и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. 3. Фрейд полагал, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и уменьшать вероятность появления более опасных действий. Совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. У 3. Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, и он утверждал, что это действие является минимальным и кратковременным по своей природе [40].

Идеи 3. Фрейда в детской  психологии были развиты Анной Фрейд. Она утверждала, что агрессия взаимосвязана  с сексуальностью, поэтому проявления агрессивного инстинкта последовательно подчинены либид-ному развитию: кусание, плевание, желание все «присвоить» себе как оральную агрессию (поэтому эту стадию называют иногда каннибалической). Мучение, разрушение, жестокость у детей, с ее точки зрения - это проявления так называемого анального садизма. Властолюбие, хвастовство, зазнайство, утрирование агрессии может иметь место на фаллической стадии, но на латентной стадии агрессия отступает на задний план, а с наступлением предпубертатной и пубертатной стадий вновь появляются также диссоциальные начала, такие, как нарушения общественных норм и правил. А. Фрейд считала детскую агрессию нормальным явлением, которое обязательно присутствует в психической жизни каждого ребенка. Иногда агрессия внешне может не проявляться, но вытесненная в бессознательное, она косвенным образом может влиять на поведение ребенка. Агрессивные желания могут переходить в свою противоположность, превращаясь в реактивные образования. Вследствие несогласованности между внутренним стремлением к удовольствию и внешним учетом реальности и ограничения, очень многие дети дошкольного возраста естественным образом непослушны и упрямы. Поэтому предварительным условием социализации индивида и служит переход от принципа удовольствия к принципу реальности. А.Фрейд считает, что всплеск агрессии наблюдается на анально-садистической стадии развития, затем она сама спонтанно «связывается» и усмиряется посредством слияния с либидо, ограниченного смещения и сублимирования. Вмешательство воспитательных мероприятий в естественный отвод агрессии может помешать этому процессу или опрокинуть его. Если ненависть или агрессия против внешнего мира не могут проявиться со всей полнотой, они направляются обратно на собственное тело ребенка и непосредственно доступные ему предметы: ребенок бьется «головой об стену», портит мебель, часто наблюдается самовредительство. В этом случае, как считает А. Фрейд, ребенку надо дать возможность вновь направить агрессию на внешнюю цель. Ими могут стать старые ненужные вещи и игрушки. На следующей, фаллическо-эдипальной стадии развития буйная агрессия и утрирование мужского поведения могут быть следствием страха кастрации у мальчиков и пенисовой зависти у девочек. Приступ ярости может в действительности оказаться приступом страха, когда фобическим детям мешают осуществлять их защитные действия. Такие состояния могут быть ликвидированы двумя способами: либо путем восстановления фобической защиты (например, избегать вызывающих страх обстоятельств), либо путем аналитической работы (нахождение, толкование и разрешение причины страха).  
В детстве любая форма агрессии всегда может в определенном отношении усилиться и завладеть психикой ребенка. В некоторых случаях такое явление обусловлено конституционально-генетически. Например, у детей алкоголиков и маниакально-депрессивных больных на первом месте находятся оральные стремления; у навязчиво-невротических больных детей особую роль играют анальные тенденции, которые затем вторично еще усиливаются действиями родителей при воспитании опрятности. А. Фрейд опровергает мнение, что агрессивные тенденции лишь отрицательно влияют на социализацию индивида. По ее мнению, агрессивные стремления, если они вступают в нормальные взаимоотношения с либидо, побуждают к социализации личности. Так, грудной ребенок нуждается в активных стремлениях, чтобы обеспечить обращение к внешнему миру. Агрессия у него — лишь форма активности. У маленького ребенка агрессия усиливает желание стать большим, независимым и поставить себя на место родителей. Образование «Сверх-Я» связано с агрессией, поскольку направленные наружу агрессивные побуждения как бы из внешнего мира и переходят в распоряжение «Сверх-Я [40].

Информация о работе Психологические особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста