Психологические особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение причин проявления детской агрессии и на основе полученных данных разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: к особенностям проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
-чувствительность, проявление нетерпения на любые действия;
- негативное восприятие запретов со стороны взрослых;
- в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста………. 7
Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе……..7
Предпосылки возникновения агрессии…………………………….15
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и их последствия…………………………………….26
Глава II. Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… .36
2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..............................36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………..42

Заключение………………………………………………………….......48
Литература……………………………………………………………….49
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

Второй тип (гиперсоциализация), вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлен на формирование сильной, волевой личности, но все же приводит к негативным результатам - озлобленности, стремлению делать запретное “исподтишка” и прочее. Здесь критика со стороны родителей обычно не является конструктивной и потому не приводит к положительным результатам. Критика в адрес ребенка формирует у него чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач.  Чаще всего, ребенок, занимающий такое положение в семье, оказывается несостоятельным и не способным занять высокое положение в группе. И эта несостоятельность приводит к тому, что агрессивное поведение ребенка служит ему для самоутверждения в группе.

Также, родители, предъявляя завышенные требования  к ребенку, не учитывают его особенностей и возможностей. И отсюда, по А.И.Захарову, чрезмерная загруженность ребенка занятиями. Причем занятия,  несоответствующие возрасту и интересам ребенка могут привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.

Третий тип (гиперопека) также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако, чрезмерный уход приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции.

Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. И, учитывая, что они неспособны постоять за себя, у них наблюдается косвенная  агрессия, т.е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, наказывают игрушки в игре и др.) [52].

Таким образом, неправильное отношение к ребенку в семье  также ведет к формированию агрессивных  тенденций в поведении ребенка.

С психологической точки  зрения особый интерес представляет изучение мотивов жестокого обращения  в семье, в том числе и по отношению к детям. Г. М. Миньковский подразделяет мотивацию этой жестокости на четыре блока.

1. Стремление взрослых  изменить поведение ребенка «любыми средствами». Такая мотивация сегодня прослеживается примерно в половине случаев жестокого обращения с детьми.

2. Месть, которая выступает  в качестве ведущего мотива  жестокого обращения в семье:  «Ребенку родители мстят за  то, что он родился, что о нем приходится заботиться, что он приносит только огорчения, что он чего-то требует и просит».

3. Разрядка стрессового  состояния, вызванного внешней  ситуацией, на более слабых  членах семьи. 

4. Во многих случаях  (более чем в 10%) мотивом жестокого обращения становится удовольствие от факта издевательства над ближним. В.Е. Каган отмечает, что этот мотив в ряде случаев маскируется социально одобряемыми «педагогическими» целями, что делает наказание еще более опасным педагогическим средством воздействия на личность. Кроме того, усиление роли такого мотива идет параллельно с ростом жестокости в преступлениях несовершеннолетних. Практика показывает, что в настоящее время мотивация значительной части этих преступлений сближается с преступлениями взрослых; агрессия и жестокость все чаще выступают как самоцель [42].

Жестокое обращение  с детьми способствует развитию у  них лживости, трусливости и ряда других черт, которые потом мешают социальной адаптации. В 10% случаев  в результате жестокого обращения  наносится стойкий ущерб физическому и психическому здоровью детей.

Огромную роль в распространении  жестокости и насилия играют средства массовой информации. Активно муссируя негатив в общественной жизни, мы забыли, что существует реальная и  позитивная жизнь отдельно взятой семьи, что ее интересы не исчерпываются широкими социальными проблемами: людям важно теплое отношение близких, любовь детей, надежность этих отношений.

Выступления на психолого-педагогические темы стали редкими и на фоне массивной  информации об ужасах преступности и агрессии малоэффективными.

Есть ли выход из сложившейся  ситуации? Безусловно. И в первую очередь необходимо вспомнить, что  каждый взрослый должен внести свой вклад  в жизнь ребенка [37].

Семья несет ответственность  в первую очередь за оказание ребенку моральной поддержки, за формирование у него чувства уверенности в себе и за воспитание активности при решении своих проблем.

Таким образом, к особенностям проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста можно отнести чувствительность, проявление нетерпения на любые действия; негативное восприятие запретов со стороны взрослых; в общении со сверстниками  выражается в виде драк, крика и пр.;  потеря контроля над собой, обвинение других в своих ошибках; вымещение на других предметах (книгах, игрушках и пр.) своих негативных эмоций. 

Опыт показывает, что  индивидуальные коррекционные программы  работы с агрессивными детьми могут  быть эффективными только при условии  полноценной системной диагностики  личности и глубоком понимании источников дезадаптации ребенка, склонного к агрессии. Содержание  разработанной нами авторской коррекционно-развивающей программы мы рассмотрим во втором параграфе нашего исследования.

 

 

 

 

 

 

Глава П.

Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста

 

2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

 

  Для выявления уровня агрессии у детей дошкольного возраста, мы использовали следующий диагностический инструментарий: опросник Басса-Дарки, проективная методика Р. Жиля, Проективная методика «Несуществующее животное», тест руки, методика «Агрессивность» (модификация теста Розенцвейга), тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях».

  Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
  7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (см.  Приложение 1).

При составлении опросника  авторы пользовались следующими принципами:

  1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения на ответ на вопрос.

Ответ оценивается по восьми шкалам (ключ см. Приложении 1).

Диагностика агрессивности  предполагает в узком смысле определение  с помощью наблюдения за поведением ребенка, опроса взрослых и сверстников  уровня выраженности и синдрома-структуры  агрессивности ребенка, а в более широком смысле — выявление новых признаков и видов, причин и факторов ее возникновения с целью поиска эффективных методов и приемов ее коррекции [50].

  • Методика Рене Жиля

  • Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.

    Стимульный материал методики состоит из картинок, на которых  изображены дети, дети и взрослые, а  также тестовые задания, направленные на выявление особенностей поведения  в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом.

    Рис. Образец рисунка  теста Рене Жиля

    В тестовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения  в некоторых ситуациях. Например:

    - С кем ты любишь  играть? С детьми твоего возраста, младше тебя, старше тебя?

    Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие психолога данные. Методика дает возможность описать систему  личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:

    1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7) учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым).

    2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка:

    1) любознательность; 2)стремление  к доминированию в группе; 3) стремление  к общению с другими детьми  в больших группах; 4) отгороженность  от других, стремление к уединению; 5) социальная адекватность поведения.  Помимо качественной оценки результатов все показатели получают свое количественное выражение. Несмотря на то, что необходима дальнейшая работа по изучению валидности и надежности теста, проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста.

    Цель методики состоит  в изучении социальной приспособленности  ребенка, а также его взаимоотношений  с окружающими.

    Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

    Простота и схематичность, отличающие методику Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого — ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

    Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно  разделить на две большие группы переменных.

    1) Переменные, характеризующие  конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

    2) Переменные, характеризующие  самого ребенка и проявляющиеся  в различных отношениях: общительность, осторожность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

    Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму  переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки.

    Особенности проведения процедуры обследования (см. Приложение 2)

  • Тест «несуществующее животное».

  • По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

    Инструкция: «Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием».

  • Показатели и интерпретация теса (см. Приложение 3).

  • Тест руки

    Проективная методика исследования личности. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения

    Области применения теста (см. Приложение 4).

    Информация о работе Психологические особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста