Психологические особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение причин проявления детской агрессии и на основе полученных данных разработка коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте.
В соответствии с объектом предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: к особенностям проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста можно отнести:
-чувствительность, проявление нетерпения на любые действия;
- негативное восприятие запретов со стороны взрослых;
- в общении со сверстниками выражается в виде драк, крика и пр.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста………. 7
Проблема агрессии в психолого-педагогической литературе……..7
Предпосылки возникновения агрессии…………………………….15
1.3. Особенности проявления агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста и их последствия…………………………………….26
Глава II. Диагностический инструментарий и коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………………………… .36
2.1. Методики диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..............................36
2.2. Коррекционно-развивающая программа по работе с агрессивным поведением детей старшего дошкольного возраста…………………………..42

Заключение………………………………………………………….......48
Литература……………………………………………………………….49
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

1). Агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм).

2). Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию: функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные  реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение  нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности, и  он нуждается в помощи окружающих.

Одной из причин появления  агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка  его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

  • внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
  • обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
  • организаторские способности;
  • широта кругозора;
  • позитивная оценка взрослого и т. д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления  агрессивности у дошкольника  может быть ощущение тревоги и  страха нападения. Стимулируется она  тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям [35].

Иногда агрессивность  является способом привлечения внимания окружающих, причина ее — неудовлетворенная  потребность в общении и любви.

Факторы, провоцирующие агрессивность у ребенка. По результатам наблюдения за поведением ребенка в различных ситуациях, а также в процессе беседы с родителями и педагогами можно выявить круг причин, или факторов, провоцирующих агрессивность. Основаниями для классификации детской агрессивности на виды и причины могут служить следующие признаки:

Наследственно-характерологические:

  • наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;
  • психопатонодобное, эпилептойдное, аффективновозбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников;
  • наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.

Резидуально-органические:

  • минимальная мозговая дисфункция;
  • травмы головного мозга и т.п.

Социально-бытовые:

  • неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе;
  • неадекватно-жесткий родительский контроль;
  • враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
  • конфликт между супругами;
  • ситуации налаживания совместной деятельности, провоцирующие конфликт и агрессивность;
  • необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений и пр.

Ситуационные:

— реактивность, или ответная агрессивность, на присутствие новых взрослых или сверстников;

  • чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
  • введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения заданий ребенком);
  • новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
  • нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др. [8].

Соотношение понятий «жестокий», «преступный» и «агрессивный». В предисловии к книге К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми» А. Г. Асмолов пишет: «Вряд ли сегодня кого-либо удивишь сухими статистическими сводками, свидетельствующими о росте преступности среди детей и подростков. Мы настолько привыкли к все нарастающей волне детской преступности, что не заметили, как оказались во власти абсурдной логики общественного воспитания трудных детей, логики, которая основывается на формуле: ответим на рост правонарушений несовершеннолетних ростом исправительных учреждений. Парадоксальность ситуации состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия».

При оценке агрессивного поступка важно учитывать, что агрессия у детей имеет динамику, и обострение агрессивного поведения отмечается именно в периоды кризиса личностного развития, в периоды наибольшей эмоциональной нестабильности. В это время ребенок максимально чувствителен к внешним воздействиям, а, следовательно, и агрессия наказывающего взрослого с легкостью фиксируется в сознании ребенка как допустимая форма социального поведения [19].

Особого внимания заслуживает привычная  агрессия ребенка, воспитывающегося в такой микросреде, где агрессия выступает единственным средством адаптации к ее нормам и правилам. Сегодня такая среда в жизни детей встречается достаточно часто.

Почему же мы, взрослые, так остро  реагируем именно на детскую агрессию?

Действительно, с одной стороны, дети, особенно младшего возраста, — существа преимущественно эмоциональные. Характеристики эмоциональной сферы, в том числе агрессия и враждебность по отношению к окружающему миру, могут служить основными показателями психического развития ребенка, как в норме, так и при различного рода отклонениях. Существует обоснованное мнение, согласно которому агрессивные дети, взрослея, чаще демонстрируют асоциальное поведение, протест против социальных норм, склонность к алкоголизации и т.д. [20].

Многие взрослые (в  том числе и педагоги) упрощенно  воспринимают процесс включения  ребенка в мир социальных отношений, понимают детство как возраст  беспечности и беспредельного оптимизма. Такое восприятие детства приводит к тому, что взрослый лишает ребенка права на так называемые негативные эмоции или формы поведения (гнев, страх, агрессию, избегание и т.п.). В результате, вместо того чтобы обучить ребенка конструктивным способам выражения и преодоления переживаемого негативного состояния, взрослые налагают запреты и ограничения.

Представляется недостаточно обоснованной попытка определить агрессию только как внешние действия. Уже  в раннем возрасте поведение начинает регулироваться социальными нормами  и правилами, представлениями о  возможном наказании или ощущением превосходства «противника» и т.д. Эти и другие условия общественной жизни ребенка приводят к существованию значительной области агрессивного поведения, которое недоступно для непосредственного восприятия окружающих. Примеры такой агрессии известны многим — это агрессивные фантазии, мечты и т.д.

Некоторые американские исследователи агрессии отмечают, что  для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и  то, как он переживается. Однако правомерность  включения в понятие «агрессия» ее мотивационных характеристик вызывает большие сомнения.

Как известно, любое поведение  человека мотивировано. Но это не дает оснований для упрощенного понимания  всех возможных мотивов агрессии как единого, универсального (например, намерение, желание действовать агрессивно). Мотив характеризует побуждения, потребности личности, а агрессия — это форма поведения личности.

Более того, при определении  понятия «личность» ведущей является категория «отношение», при определении  понятия «поведение» — категория  «взаимодействие», из чего следует отсутствие абсолютной идентичности личностных и поведенческих характеристик.

Таким образом, под агрессией  мы понимаем поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей [39].

«Агрессивность» можно  понимать как относительно устойчивую черту личности, которая проявляется  в готовности к агрессивному нападению.

Из всех возможных  мотивов агрессивного поведения агрессивность, в силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, способна предопределять общую тенденцию поведения, более того — жизненный путь личности, и поэтому заслуживает особого внимания. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т.д.

Возможна агрессия без  агрессивности, в то же время агрессивность  может проявляться не только в  открытом агрессивном поведении.

Виды агрессивного состояния. Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются  с самого раннего детства. На становление  агрессивного поведения ребенка  оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы [49].

В настоящее время  появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

Существует также непосредственная связь между проявлениями детской  агрессии и стилями воспитания в  семье. Так, Раншбург Й. и Поппер П. отмечают, что если ребенка строго наказать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Агрессия возникает  на фоне определенного психического состояния, в данном случае - агрессивного. В соответствии с традиционной номенклатурой выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния.

Познавательный компонент  помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать «наступательные» средства.

Говоря об эмоциональном  компоненте агрессивного состояния, прежде всего, выделяют гнев, который часто (но не всегда) сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях — сила и уверенность.

Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Так, по мнению Н. Д. Левитова, «в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев — инициативность и смелость... Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств».

Вместе с тем агрессия, возникая на самых ранних этапах развития ребенка, долгое время не осознается им в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения. Более того, детская агрессия часто отражает неспособность ребенка адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия агрессивных действий, справиться с эмоциями и т.д.

Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния  связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько  в умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиями.

Убедительно выглядит мнение Н. Д. Левитова, который, разрабатывая вопрос о возможных биологических источниках агрессии, подчеркивал существование связи между агрессивностью и повышенной возбудимостью нервной системы при слабом действии активного торможения. Свойства нервной системы передаются по наследству, поэтому может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в сторону повышенной и слабоконтролируемой возбудимости. Далее, он полагал, что оборонительный рефлекс относится к природным, поэтому могут быть природными и те задатки к наступательным действиям, которые в зависимости от общественных условий развиваются как в социально оправдываемую «боевитость», так и в агрессивность. Существенную роль биологических условий развития в возникновении агрессивного поведения показал анализ дисгармонического развития [11].

В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.

Информация о работе Психологические особенности агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста