Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение

Работа содержит 1 файл

эмоциональное развитие старш дошкольников на занятиях рисованием.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

 

Нуль-гипотеза формулируется так: сравнение рядов до и после воздействия не дает оснований утверждать, что по измеряемому признаку произошли существенные изменения.

В выборку, подвергнутую изучению, вошло 8 дошкольников старшего возраста (экспериментальная группа). Начнем с параметрического метода. Будет применен критерий t Стьюдента, его формула для попарного сравнения такова:

Нужно вычислить все величины, входящие в эту формулу. Для получения S используется формула:

Извлекая корень из полученной величины, узнаем значение S. Остается произвести по формуле все вычисления.

Ниже приводятся ряды, полученные в эксперименте:

x =  1,9

(x)2 = 225; S² = 33-225/8  = 0,61

                                   8

S² ≈ 0,61;  S ≈ √0,61  ≈ 0,78;

Подставив в формулу полученные значения, найдем:

t =          1,9

       0,78/2,83 ≈ 6,8.

При вычислении t при попарном сравнении число степеней сво­боды равно п -1. По таблице уровней значимости для t находим, что для 7 степеней свободы t0,5 должно быть не менее 2,5. По­скольку получена большая величина (t ≈ 6,8), следует признать, что налицо статистически значимое влияние занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников старшей группы (экспериментальной).

Для сравнения результатов   экспериментальной и контрольной группы (после развивающих занятий) по методике «Изучения понимания эмоциональных состояний людей», было проведено еще одно исследование с применением параметрического метода.

Представим формулы для вычислений:

               

12

 



 

Материал, подлежащий обработке:

первая выборка ( экспериментальная группа), п = 8

 

Шифр

Х (баллы)

x - x

(x - x)2

Д

2

-1

-1

Ж

3

0

0

К

2

-1

-1

М

3

0

0

Т

4

1

1

Ф

4

1

1

Ч

2

-1

-1

Ж

4

1

1

 

∑ x =24;

x = 3;

∑ (x – x)² = 0

 

вторая выборка (контрольная группа ), п = 7

Исп.

Х (баллы)

x - x

(x - x)2

А

4

-0,7

-0,49

В

5

0,3

0,09

З

4

-0,7

-0,49

Е

5

0,3

0,09

О

5

0,3

0,09

С

5

0,3

0,09

Ш

5

0,3

0,09

 

∑ x =33;

x = 4,7;

∑ (x – x)² =-0,44 .

Ход вычислений показывает: S² = √ 0,26 · √-0,03= S = 0,1;  находим по формуле значение:  t = -17.

fd (число степеней свободы) =n1+n2 -2= 8+7 -2 = 13. По таблице уровней значимости t Стьюдента находим, что t0,5  не должно быть < 2,9.  В нашем случае t = -17 < 2,9, поэтому существенное различие двух групп испытуемых не было доказано, так как учитывалось то обстоятельство, что контрольная группа в ходе первой диагностики показала значительно высокие результаты по сравнению с экспериментальной группой.

Таким образом, результаты диагностического исследования показали, что занятия по развитию эмоциональной сферы, а именно развитию базовых эмоций с применением средств художественной выразительности показали свою высокую эффективность, так как у всех дошкольников, участвующих в эксперименте улучшилось эмоциональное самочувствие, выражающееся в положительном эмоциональном фоне. У многих дошкольников появилась адекватная реакция на различные явления окружающей жизни, они научились глубже понимать и чувствовать себя и других, о чем свидетельствовало наличие высокого уровня понимания эмоциональных состояний у 87,5 % дошкольников. Кроме того, в ходе математических вычислений с применением параметрического метода (критерия tСтьюдента) мы доказали статистически значимое влияние занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников старшей группы (экспериментальной), так как нами в ходе вычислений  была получена большая величина, чем того требовал критерий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе:

 

1. Результаты диагностики на констатирующем этапе исследования показали эмоциональное неблагополучие у большинства дошкольников (60%), которое проявилось в отрицательном эмоциональном фоне, эмоциональной напряженности и эмоциональной неустойчивости. На фоне недостаточно благоприятного психологического климата в данном детском  коллективе, мы также выявили наличие у 46% дошкольников противоречивой самооценки, когда высокая самооценка сочетается с неуверенностью в своих силах и низкой самооценкой у 27% дошкольников.

2. Исследование также показало, что большинству дошкольников не доступно понимание таких базовых эмоций, как страх, гнев, удивление. Кроме того, для большинства детей (53%) характерен средний уровень понимания социальных эмоций, что говорит о их недостаточно сформированном нравственном и социальном опыте, не умение чувствовать состояния других людей и сопереживать их эмоциям, поэтому на наш взгляд необходимо было научить детей выражать свои эмоции и чувства и правильно понимать собесед­ника, а также с помощью рисунка передавать эмоциональное состояние какого-либо персонажа.

3. Занятия, которые были организованы нами для развития эмоциональной сферы у дошкольников старшего возраста, показали свою высокую эффективность, так как дети научились распознавать свои эмоции и других людей,  овладели мимикой, пантомимикой, жестами, средствами художественной выразительности, повысился у детей положительный эмоциональный фон. Большинство детей научилось с помощью рисунка передавать эмоциональное состояние какого-либо персонажа. Полученные на занятиях умения и навыки дети использовали в играх с правилами, инсценировках, сюжетно-ролевых играх.

 

 

Заключение

 

Подводя итоги работы, мы пришли к выводу, что  исследование эмоциональной сферы дошкольников относится к числу важных проблем развития ребенка. Занятия, которые мы разработали и провели с детьми старшего дошкольного возраста, показали высокую эффективность.

Разработка таких занятий было необходимостью для создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создание оптимальных психологических условий для успешного развития их личности. Наши занятия учили детей жить и играть дружно, сплотили их, помогли чувствовать других, поддерживать и сопереживать. Принцип нашей работы при проведении занятий заключался в том, чтобы между нами и детьми установились доброжелательные, ровные отношения, способствующее сотрудничеству с нами и сплоченности всех участников эксперимента. А установленные традиции, спокойный и доброжелательный тон, «принятие» всего того, что принесут с собой дети, помогли дошкольникам войти в роли, и всем без исключения активно участвовать в занятиях.

Все проведенные нами занятия расположили, на наш взгляд детей  к общению, кроме того, дети овладели приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками, а это установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, принятию и соблюдению социальных и этических норм; сдерживание непроизвольных эмоций и желаний, способность к ответственному поведению.

Мы считаем, что подобные занятия оказывают положительное воздействие на  психику ребенка, улучшают эмоциональное и психическое самочувствие детей,  развивают эмоциональную сферу, снимают эмоциональное напряжение, нейтрализуют страхи и эмоционально-отрицательные переживания. На таких занятиях развивается «комплекс произвольности» - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.

Осуществляя наш заключительный – контрольный эксперимент, мы выявили положительную  динамику развития эмоциональной сферы у тех дошкольников, с которыми проводилась развивающая работа, поэтому  считаем, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Результаты проделанной работы позволили нам сформулировать рекомендации для психологов и воспитателей дошкольных учреждений:

1.                          Постоянно изучать эмоциональное состояние детей в дошкольном учреждении и учитывать его в учебно-воспитательном процессе;

2.                          Для  развития эмоциональной сферы детей использовать занятия, включая элементы рисования;

3.                          Изучать взаимоотношения родителей и детей в семье и оказывать индивидуально-консультативную помощь в коррекции эмоционального состояния детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1.      Алехин,  И. В. Психоло­гия: Практический курс. Психология развития. Ч. 2. / И.В.Алехин, Н.М.Матяш, Т.А.Павлова. -  Брянск: Издательство Брянского педагогического университета им. акад. И. Г. Петровского, 1999.

2.      Алехин,  И. В. Психоло­гия: Практический курс. Психология человека. Ч. 1./ И.В.Алехин, Н.М.Матяш, Т.А.Павлова. -  Брянск: Издательство Брянского педагогического университета им. акад. И. Г. Петровского, 1999.

3.      Алябьева,  Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учрежде­ний. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

4.      Арт – терапия в решении задач психологической коррекции / Е.Н.Мадонова // Журнал прикладной психологии. – 2005. - №5.

5.      Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы / Н.Григорьева // Дошкольное воспитание. – 2010. - №2.

6.      Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ.работников ДОУ / Т.А.Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 3-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2007. – 160 с.

7.      Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др. - СПб.: Акцидент, 1995.

8.      Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1999.

9.      Дриккер, А.С. «Энергетика» художественного воздействия / А.С.Дриккер // Человек. – 2006. - №6.

10. Дубовец, С. Развитие эмоций у детей / С.Дубовец // Дошкольное воспитание. – 2008. - №1.

11. Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н.Ежкова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1.

12. Игра: обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа,  1994.

Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием