Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение

Работа содержит 1 файл

эмоциональное развитие старш дошкольников на занятиях рисованием.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

Интерпретация рисунков дошкольников. Приведем основные параметры оценки, которые учитывались нами при отрицательном эмоциональ­ном фоне:

- рисунок начинается с изображения ног и ступней;

- фигура человека на рисунке очень маленькая;

- в рисунке присутствуют облака;

- у нарисованного человека покатые плечи;

- в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, ко­ричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет).

О положительном эмоциональном фоне свидетельствовали выбор ребенком ярких, насыщенных тонов, легкая или минимальная штриховка.

Об эмоциональной напряженности свидетель­ствовали:

- штриховка отдельных частей тела (в этом случае зашт­рихованные части рассматривались как источник негативных пе­реживаний);

- штриховка, выходящая за контуры фигуры;

- стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата также сви­детельствовали об эмоциональной напряженности ребен­ка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая де­таль;

- предпочтение красных тонов;

- Отказ от рисования тех или иных частей человеческой фигуры.

Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:

- выполнение изображения короткими штрихами;

- наличие штриховки, выходящей за контуры фигуры;

- изменчивый нажим карандаша;

- отсутствие изображения шеи.

На основе анализа выполненных работ мы также получили информацию об уровне самооценки.

О высокой самооценке свидетельствовали:

- крупный, пропорциональный рисунок (но не чрезмерно большой);

- сильный, уверенный нажим;

- длинные (но не чрезмерно) ступни, крупные плечи.

На уровень низкой самооценки указывали:

- расположение рисунка в нижней части листа;

- частые стирания;

- слабый нажим;

- изображение несоразмерно маленького туловища;

- изображение в последнюю очередь черт лица либо отсутствие их прорисовки;

- отсутствие изображения ног.

Показатели противоречивой самооценки (высокий уро­вень сочетается с неуверенностью в своих силах):

- расположение человека в верхней части листа;

- изображение маленькой фигуры (ребенок как бы надеется, что в маленьком рисунке будут меньше заметны дефекты) или чрезмерно большой (компенсаторная тенденция при­дать себе значимость, превозносить себя в воображении);

- уход от выполнения задания - ребенок предполагает, что не сможет нарисовать такого человека, какого хотел бы;

- штриховка ног, преувеличенный размер обуви.

Результаты диагностического исследования показали наличие:

- отрицательного эмоционального фона – у 13% дошкольников;

- положительного эмоционального фона – у 40% дошкольников;

- эмоциональной напряженности – у 20% дошкольников;

- эмоциональной неустойчивости – у 27% дошкольников;

- низкой самооценки – у 27% дошкольников;

- высокой самооценки – 27 % дошкольников;

- противоречивой самооценки – у большинства 46 % детей.

Таким образом, данные исследования показали эмоциональное неблагополучие у большинства дошкольников (60%), которое проявилось в отрицательном эмоциональном фоне, эмоциональной напряженности и эмоциональной неустойчивости. На фоне недостаточно благоприятного психологического климата в данном детском  коллективе, мы также выявили наличие у 46% дошкольников противоречивой самооценки, когда высокая самооценка сочетается с неуверенностью в своих силах и низкой самооценки у 27% дошкольников. 

 

2)                                  Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей

 

Опираясь на поставленные цели, целесообразно изучить то, насколько дети понимают и осознают эмоциональное со­стояние других людей и каким образом они выражают свои эмоции.

Для этого использовались картинки из журналов, фото­графии с изображением детей и взрослых, на которых были ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные кар­тинки и графическое изображение эмоций. С их помощью мы демонстрировали основные эмоции: радость, грусть, удивле­ние, страх, гнев. Исследование проводилось индивидуально, сначала ребенку предлагалось рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображе­нием детей и взрослых, затем задавались вопросы (Приложение).

Обработка данных. Оценивалось соответствие ответов детей заданным вопросам.

Все результаты данного опроса оценивались по 5-и бальной шкале:

- если ребенок отвечал правильно и без подсказок- 5 баллов (высокий уровень);

- если ребенок отвечал не уверенно и требовались наводящие вопросы- 3-4 балла (средний уровень);

- ребенок не может ответить- 0-2 баллов (низкий уровень).

Результаты исследования занесли в таблицу №2.

Таблица №2

Исследование  понимание дошкольниками  эмоциональных состояний людей

Шифр

Баллы

Уровень понимания эмоциональных состояний 

А

3

Средний

В

5

Высокий

Д

2

Низкий

Ж

3

Средний

З

4

Средний

Е

5

Высокий

К

2

Низкий

М

3

Средний

О

5

Высокий

С

5

Высокий

Т

4

Средний

Ф

4

Средний

Ч

2

Низкий

Ш

5

Высокий

Ж

4

Средний

Среднее значение

3,7

Средний


 

Результаты исследования понимания дошкольниками эмоциональных состояний людей показали:

- низкий уровень - 20% дошкольников;

- средний уровень – 47% дошкольников;

- высокий уровень – 33 % дошкольников.

Исследование понимания детьми базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления,  с помощью предъявления карточек с изображением на них этих эмоций показали, следующие результаты, которые представим в таблице №3 и в виде  графика (рис.1).

Таблица №3

Исследование понимания детьми базовых эмоций

Шифр

радость

грусть

страх

гнев

удивление

А

+

+

+

-

-

В

+

+

+

+

+

Д

+

+

-

-

-

Ж

+

+

-

-

-

З

+

+

+

-

-

Е

+

+

+

+

+

К

+

+

+

-

-

М

+

+

+

+

-

О

+

+

+

+

+

С

+

+

+

-

+

Т

+

+

+

+

-

Ф

+

+

+

-

-

Ч

+

+

+

-

+

Ш

+

+

+

+

+

Ж

+

+

+

+

-

Среднее значение (%)

100

100

86

47

40

 

Рис.1. График понимания детьми базовых эмоций

 

Таким образом, результаты исследования показали, что 33% дошкольникам доступно понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, однако, как показало исследование большинство дошкольников (47%) не достаточно понимают и смешивают некоторые эмоции, например гнев, удивление и грусть.  Также у 20 % детей выявили несоответствие понимания эмоций и словесного их объяснения. Согласно графику (рис. 1) мы видим, что дошкольникам (14%; 53%; 60;) не доступно понимание таких базовых эмоций, как страх, гнев, удивление.

 

3)                                  Методика исследования социальных эмоций

 

Перед проведением исследования  на выявление социальных эмоций с детьми проводилась предварительная работа, в ходе которой мы наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем провели беседу (Приложение).

При обработке результатов ответов особое внимание обращалось не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляли. В результате чего сделали выводы о сформированности социальных эмоций и их влияние на поведение дошкольников старшего возраста.

Результаты данного опроса оценивали по 5-и бальной шкале:

- если ребенок отвечал правильно и без подсказок- 5 баллов (высокий уровень);

- если ребенок отвечал не уверенно и требовались наводящие вопросы- 3-4 балла (средний уровень);

- ребенок не может ответить- 0-2 баллов (низкий уровень).

Результаты исследования занесли в таблицу №4.

Таблица №4

Исследование понимания дошкольниками социальных эмоций

Шифр

Баллы

Уровень понимания социальных эмоций

А

2

Средний

В

4

Средний

Д

2

Низкий

Ж

2

Низкий

З

3

Средний

Е

5

Высокий

К

2

Низкий

М

3

Средний

О

4

Средний

С

5

Высокий

Т

3

Средний

Ф

3

Средний

Ч

2

Низкий

Ш

4

Средний

Ж

5

Высокий

Среднее значение

3,2

Средний

Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием