Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в старшем дошкольном возрасте, когда эмоциональный мир дошкольника становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха и от голода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей эмоционального развития старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности……………………………………………………………………..7
1.1. Значение эмоций и основные характеристики эмоционального развития старших дошкольников…………………………………………………...7
1.2. Особенности эмоционального развития дошкольников 5-6 летнего возраста в процессе изобразительной деятельности…………………..13
1.3. Создание условий для эмоционального развития средствами изобразительной деятельности…………………………………………..21
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..32
Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития старших дошкольников с помощью рисования………………33
2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ………………………………………………………………………………34
2.2. Эмоциональное развитие дошкольников с использованием средств художественной выразительности……………………………………………..43
2.3. Исследование эффективности проведенных занятий по развитию эмоциональной сферы у дошкольников 5-6 лет………………………………49
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..56
Заключение……………………………………………………………………..57
Список используемых источников………………………………………….59
Приложение

Работа содержит 1 файл

эмоциональное развитие старш дошкольников на занятиях рисованием.doc

— 727.00 Кб (Скачать)

Систематическая постановка воспитателем социально-нрав­ственных задач и опыт решения их ребенком (при наличии других воздействий взрослого) должны привести к тому, что отношения к другому человеку станут предметом внимания и осознания ребенка. Он научится выделять их среди других предметов, явлений действи­тельности. Наконец, ребенок начинает осознавать отношения между людьми самостоятельно, без помощи взрослого. Ставя и решая за­дачи, он получает новый стимул к личностному совершенствованию.

Одним из исходных моментов организации практики детей по ре­шению такого рода задач, по мнению Л.Павловой, является создание в практиче­ской деятельности собственно материальных ус­ловий для реального взаимодействия ребенка со сверстником. Деятельность детей может протекать без взаимодействия вообще, а если оно имеет место, то побуждает детей к установлению взаимо­отношений разного типа и разной социальной значимости [34, с.14].

В зависимости от содержания стоящих перед воспитателем це­лей (например, научить действию или научить отношению) он может изменять условия деятельности детей и тем самым изменять тип их взаимодействия.

Одним из таких условий для взаимодействия детей, согласно исследованию Л.М.Шипициной, А.П.Вороновой и др., является спе­цифическая материальная оснащенность детской деятельности, например наличие общего для нескольких детей инструмента (кисточки), материала (бумаги, краски и т.д.) или заготовки, единого фона для деятельности (панно для узора или одного большого листа картона для выполнения работы двумя или более детьми) [33. с.131].

Как считает Воронова, такое оснащение деятельности представляет со­бой созданное искусственным образом затруднение. Но оно, как пра­вило, приводит к необходимости обращаться друг к другу, устанавливать эмоциональный контакт со сверстниками. Например, двум детям дается один лист большого формата, на ко­тором нарисованы черно-белые рисунки. Они должны, распределив между собой конкретные рисунки, раскрасить их цветными каранда­шами. Подобные задания предлагаются детям трех и шести лет, вы­полняющим работу парами [Там же, с.132]. Возникает вопрос, какой же выход они находят?

По мнению Л.М.Шипициной, дети трех лет не обнаруживают положительных эмоций по по­воду того, что они будут работать вместе. Это - или безразличное отношение, или отрицательное: проявляют недовольство, жалуются взрослому. Такого рода реакции возникают в связи с тем, что дети еще не умеют делить «поле» деятельности и средства, которыми она осуществляется. Совершенно иначе работают в таких условиях дети шести лет. Во-первых, между ними по ходу деятельности развертывается очень активное общение. В содержание его входят самые разнообразные высказывания: о деятельности, которую каждый из них выполняет, о партнере по работе и даже о том, что непосредственно к работе не относится. Во-вторых, преобладающими все же являются высказы­вания по поводу деятельности и характера взаимоотношений между ними в этой деятельности. Основная направленность действий и способы воздействия на сверстника более разнообразны и динамичны, чем у трехлетних детей [Там же, с.134].

По данным исследования Н. Карпекиной, одним из условий, способствующих развертыванию взаимодействия и взаимоотношений между детьми, является характер предъяв­ляемых детям заданий. Как отмечает Карпекина, и педагоги, и дети привыкли к тому, что практические задания при обучении тем или иным умениям, навы­кам, как правило, одинаковы у всех. Вместе с тем в целях воспита­ния у детей внимания, чуткости и отзывчивости к другому следует шире использовать подбор заданий на основе принципа различия, несходства (разное предметное содержание, разный способ выпол­нения, разная степень трудности). С этой целью можно к основному заданию добавить детали, скрытые трудности, неожиданные мо­менты [16, с.71-85].

Согласно исследованию В. Квин, постановка воспитателем социально-нравственной задачи является одним из действенных средств положительного эмоционального развития дошкольников. Так например, как считает Квин, в очень простой ситуации завершения детьми какого-то практического задания воспитатель может сказать ребенку с неустойчивыми эмоциями: «Ты закончил. Можешь идти одеваться и готовится к прогулке. А можешь остаться помогать своим товарищам. Выбирай сам, что ты хочешь». Ставя ребенка перед задачей выбора, необходимо учитывать возрастные возможности и не допустимо установление слишком трудных для дошкольников заданий [17, 248].

В плане приобретения ребенком опыта решения социально-нрав­ственных задач одно из важных звеньев - воспитание способности переживать за другого человека. Для того чтобы у ребенка воспитывать высшие, социальные эмо­ции (сопереживание, сочувствие), необходимо знать особенности и других проявлений его эмоциональной чувствительности. Так, по мнению Н.Ежковой, воспита­телю очень важно понимать, умеет ли ребенок переживать свое горе, неудачу, потерю, неуспех и как он их переживает; может ли он пора­доваться удаче, успеху, приятной минуте, как ребенок страдает, когда ему плохо, и как он радуется, когда ему хорошо [11, с.20-27].

Для правильной ориентации воспитателя очень важно знать характер переживаний ребенка в ответ на действительную неудачу, неуспех, ошибку, трудности при выполнении им практических за­даний. Как правило, дети реагируют на них по-разному. Одни, по мере того как не справляются с заданиями, кажутся пассивными, вялыми, безразличными, их действия становятся однообразными, совсем непродуктивными, они отказываются продолжать работу. У других под влиянием неудач и неуспехов возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности, с элементами агрессив­ных реакций, адресующихся трудному действию. Воспитателю очень важно поддержать ребенка в трудной и критической ситуации и направить его деятельность в правильное русло.

При организации практической деятельности детей также очень важно дифференцировать эмоциональный отклик ребенка на разные состояния сверстника: неудачу, неблагополучие, трудности и на его успех, удачу. Надо быть готовым к тому, что в том и другом случае он может быть разным. Радость другого заставляет ребенка остро почувствовать собственную слабость, неумение, и поэтому в этих ситуациях часто вместо радости дети проявляют зависть, раздраже­ние, обиду.

Творчески организуя разнообразные ситуации деятельности, воспитатель должен стремиться пробудить у детей доброту и чут­кость, поддерживая всякого рода благородные порывы детской ду­ши. Если же ребенок не обращает никакого внимания на состояние сверстника, необходимо воздействовать не торопясь: сначала кос­венно побуждать к отклику, затем включать непосредственно в акт содействия другому (и при этом как будто оставлять возможность самостоятельного принятия решения). Следует не упускать из вни­мания эмоционально особо чувствительных и отзывчивых детей, направляя их внимание с собственных переживаний на деятель­ность.

Завершающим звеном в процессе решения ребенком социально-нравственных задач, как считает И.А.Кутузова, являются оценочные воздействия взрослого. Оценка взрослого чрезвычайно важна для ребенка, часто усмат­ривающего в ней отношение к себе со стороны взрослого. Следовательно, прибегая к оценке как средству воздействия на ребенка, воспитатель должен иметь в виду, что оценка деятель­ности и оценка отношения могут взаимно влиять друг на друга; оценивание результативности деятельности может в определенных условиях ухудшить взаимоотношения детей. Поэтому в воспитательных целях, во имя сохранения или нала­живания доброжелательных отношений, иногда следует не спешить с оценкой тех или иных качеств деятельности детей. Отношение ре­бенка к другому должно стать объектом оценки взрослого, его вни­мания и заинтересованности [15, с.72].

Пристально следя за фор­мированием эмоционального климата в группе, воспитатель должен, прежде всего, замечать и поощрять всевозможные «ростки» положи­тельных проявлений детей в отношениях друг с другом: добрые на­мерения, чувства, дела, поступки. О них нужно говорить вырази­тельно и развернуто, в то время как отрицательным проявлениям в отношениях уделять внимание следует по-другому.

Таким образом, мы считаем, что широкое включение в педагогический процесс, в по­вседневную жизнь детей разнообразных занятий по изобразительной деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детской деятельности, их широкое использование в оформлении помеще­ния дошкольного учреждения наполняют жизнь детей новым смыслом, создают обстановку эмоционального благополучия, вызывают чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками, объ­единяют всех общими радостными переживаниями. Занятия по изобразительной деятельности создают основу для полноцен­ного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Педагог должен помогать дошкольникам осуществлять такое общение. Вместе с тем общение детей в процессе де­ятельности оказывает положительное влияние и на осуществление самой деятельности, делая ее более привлекательной для ребят, удовлетворяю­щей потребность в общении и направленной на формирование личности каждого дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе:

 

1. Развитие эмоциональной сферы зависит от характе­ра общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходи­мое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредствен­ного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи. В таких совместных действиях для ребен­ка и открываются новые формы общения со взрослыми. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а так­же стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отноше­нием к ним.

2. Изобразительная деятельность  дает ребенку прямые средства конструктивного выражения эмоций, она помогает развивать визуальную восприимчивость ребенка, учит его видеть более детально, глубже осознавать форму и пространство, лучше ориентироваться в окружающем мире. Графическая экспрессия предоставляет личности  своеобразный, отличный от словесно-логического, канал передачи накопленной информации.  Изобразительное искусство – главное средство эмоционального развития.

3. Занятия по изобразительной деятельности создают основу для полноцен­ного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Педагог должен помогать дошкольникам осуществлять такое общение. Вместе с тем общение детей в процессе де­ятельности оказывает положительное влияние и на осуществление самой деятельности, делая ее более привлекательной для ребят, удовлетворяю­щей потребность в общении и направленной на формирование личности каждого дошкольника.

 

Глава 2. Практическое исследование возможностей эмоционального развития  старших дошкольников с помощью рисования

 

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Для достижения поставленной цели можно использовать различные способы, в качестве основных методов, позволяющих выявить особенности эмоционального развития и оценить эмоциональное состояние ребенка, изучить осознание эмоциональных состояний других людей, а также выявить социальные эмоции, нами использовались следующие методы диагностики:

1. Проективная методика  для выявления эмоциональных особенностей дошкольников «Рисунок человека»;

2. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей;

3. Методика изучения социальных эмоций.

Диагностику с использованием указанных методов мы провели в  октябре 2010 учебного года с дошкольниками старшей группы «Капелька» (15 человек) на базе МДОУ №76 «Солнышко». Комплексное применение методик позволило заинтересо­вать ребенка и настроить его на совместную работу.

Практический эксперимент по исследованию  у   дошкольников 5-6 лет эмоциональной сферы проходил в три этапа:

I. Констатирующий эксперимент;

II. Формирующий эксперимент;

III. Контрольный эксперимент.

 

2.1. Диагностика эмоциональной сферы дошкольников 5-6 лет в условиях ДОУ

 

1)                                  Проективная методика  «Рисунок человека» для выявления эмоциональных состояний у дошкольников

 

Для исследования у дошкольников старшей группы положительного или отрицательного эмоционального фона, эмоциональной напряженности, а также эмоциональной неустойчивости было предложено детям нарисовать рисунок человека.

При интер­претации рисунков мы учитывали изобразитель­ный опыт «художника», так как графическая деятельность де­тей дошкольного возраста может быть плохо сформирована.

Все результаты, полученные нами,  мы занесли в таблицу №1.

Таблица №1

Результаты исследования эмоциональных состояний у дошкольников

Ф.И.ребенка

Шифр

Возраст

Эмоциональный фон

Уровень самооценки

1

Чеботарев Ю.

А

5,5

Эмоциональная напряженность

Противоречивая  самооценка

2

Демочкина Н.

В

5

Положительный

Высокий

3

Лянгузов С.

Д

5,1

Отрицательный

Низкий

4

Макарова М.

Ж

5,8

Эмоциональная неустойчивость

Противоречивая самооценка

5

Сафронова А.

З

6

Эмоциональная неустойчивость

Низкий

6

Протасов Д.

Е

5

положительный

Высокий

7

Волков Н.

К

5,4

Отрицательный

Низкий

8

Васильев Е.

М

5,3

Эмоциональная напряженность

Низкий

9

Мотова В.

О

5

Положительный

Высокий

10

Чемеков В.

С

5,4

Положительный

Противоречивая

11

Никифоров Д.

Т

5,5

Эмоциональная неустойчивость

Противоречивая

12

Савинов С.

Ф

5,7

Эмоциональная неустойчивость

Противоречивая

13

Власова Т.

Ч

6

Напряженность

Противоречивая

14

Варданян Г.

Ш

5,5

Положительный

Высокий

15

Гусева М.

Ж

5,3

Положительный

Противоречивая

Информация о работе Эмоциональное развитие старших дошкольников на занятиях рисованием