Шпаргалка по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:25, шпаргалка

Описание работы

шпоры маленькие

Работа содержит 1 файл

политология шпоры.docx

— 81.05 Кб (Скачать)
 
 
    1. Политические  конфликты. Сущность, типы, этапы и пути регулирования

       Политический  конфликт – это разновидность (и  результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон, групп, индивидов, государств, оспаривающих друг у друга  властные полномочия или ресурсы. Каждая из сторон, участвующих в конфликте, преследует, как правило, не одну, а  целую совокупность целей. Он является одним из возможных вариантов  взаимодействия политических субъектов.

       Виды  политических конфликтов:

  1. Межгосударственный.

  2. Классовый.

  3. Этнический.

  4. Между ветвями власти.

  5. Между политическими элитами.

  6. Между политическими лидерами.

       Этапы формирования конфликта:

  1. Участвующие стороны пребывают  в состоянии квазигрупп (quasi –  лат. – якобы, как будто). Они  еще не консолидировались, так  как не осознали своих глубинных  интересов. 

  2. Осознание латентных, т.е. скрытых,  глубинных интересов. Квазигруппы  преобразовываются в фактические  группы.

  3. Столкновение групп, непременно  идентичных.

       Разрешение  конфликта является полным или частичным. Полное разрешение возможно лишь при  устранении его коренной причины. При  частичном разрешении конфликта  чаще изменяется только внешняя его  сторона, но при этом сохраняются  внутренние побуждения к продолжению  конфликта. 

    1. Гражданское общество. Основные условия формирования и функционирования.

       Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно  сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства  и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

       Важным  условием функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей богатство интересов  представителей различных групп  и слоев. Это многообразие не может  быть застывшим, закостеневшим и  в количественном, и в качественном отношении.

       Формирования  гражданского общества небезосновательно  рассматривается сегодня как  важный элемент укрепления демократических  начал функционирования современного российского общества. Но этот важный социально-политический аспект актуализации проблемы генерирует и две линии  восприятия и интерпретации сути задач, которые в существенной мере не совпадают между собой. Одна линия  отражает теоретико-методологический контекст данной проблемы, связанный  с выявлением объективных предпосылок  и условий формирования гражданского общества, раскрытием его сущностных признаков и свойств, и соответствующим  моделированием на этой основе алгоритма  движения общества к искомым качественным характеристикам и состоянию.

       Другая  линия, куда более энергично декларируемая  и представленная структурами власти, интерпретирует проблему как неотложную политическую задачу, доступную для  искусственного конструирования и  институционализации. Но те или иные параметры и свойства гражданского общества, взятые безотносительно их сущностного содержания и выражающие лишь его некоторые внешние признаки, в любой модели их институционализации  принципиально не могут содержательно  «объективировать» реальную гражданскую  жизнедеятельность и обречены оставаться формальными агентами соответствующего способа социального дискурса в  обществе. 

  1. Государственная политика и управление как категория  политической науки.

       Государственная политика – это совокупность взаимосвязанных действий государства, направленных на достижение определенных целей в обществе.

       Признаками  государственной (публичной) политики являются, во-первых, наличие официально признанных общественно значимых целей, во-вторых, использование этих целей  осуществления государством взаимосвязанных  действий.

       В русле либерального подхода действия государства по реализации публичной  политики могут быть рассмотрены  как услуги, которые оно оказывает  обществу в рамках своих функций  на основе общественного договора в рамках конституционных норм.

       В соответствии с характером и масштабами участия государства в обслуживании общества можно выделить три типа государств: государство – ночной сторож, полицейское государство  и государство всеобщего благоденствия. Государство – ночной сторож занято, прежде всего, поддержанием законности и правопорядка как условий, при которых граждане в состоянии сами позаботиться о собственном благополучии. Полицейское государство, напротив, активно регулирует все сферы жизни граждан с тем, чтобы любая сфера деятельности превращалась в служение государству. Государство всеобщего благоденствия (социальное государство) стремится перераспределять национальное богатство с тем, чтобы организовать для наиболее эффективное регулирование в тех сферах, в которые государство – ночной сторож не вмешивается: занятость, образование, здравоохранение и т.п.

       В соответствии с наборами функций, выполняемых  государствами, выделяют четыре направления  государственной политики:

 1) извлечение ресурсов (денег, людей, товаров и услуг) из внутренней и внешней среды;

 2) распределение (денег, товаров и услуг) между различными группами общества;

 3) регулирование поведения людей, т.е. использование методов убеждения и принуждения, а также иные способы привлечения людей к извлечению и распределению ресурсов;

 4) символические действия, предназначенные для поддержания духа общности – речи, церемонии, памятники и др. 
 

    1. Политические  партии. Сущность, структура, функции, типология.

       Политическая  партия  — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или  принять в ней участие через  своих представителей в органах  государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии  партии, перечень её целей и способов их достижения.

       Значимость  партий для политической жизни раскрывается в функциях, которые они выполняют  в отношении общества и государства. В их числе:

  • активизация и интеграция больших общественных слоев;
  • артикуляция, т.е. превращение размытых мыслей людей в конкретные пакеты требований и их озвучивания и агрегация интересов, то есть согласования требований определенных слоев населения, их оформление в политические программы;
  • политическая социализация и формирование общественного мнения;
  • разработка политической идеологии и программ развития общества;
  • рекрутирования в политическую элиту и выдвижения лидеров; во многих государствах правительства и представительные органы формируются из членов крупных политических партий, а президенты и премьер министры, как правило, возглавляют правящие партии;
  • мобилизация избирателей на выборах;
  • участие в борьбе за государственную власть через выборы;
  • осуществление государственного управления с приходом к власти или контроль за деятельностью власти;
  • рекрутирования новых членов партии.

       В структурном плане партия является сложным организмом, состоящим из следующих компонентов:

  • выше лидер и штаб, выполняющие руководящую роль: принимают важные решения; концентрируют в своих руках всю информацию о деятельности партий; манипулируют сознанием и поведением партийных масс;
  • бюрократический аппарат, осуществляющий связи между выше- и нижестоящими партийными структурами и выполняет приказы руководства.
 
    1. Мажоритарная  избирательная система  РБ. Характерные черты  и особенности.

       Мажоритарная  избирательная система — система  выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются  кандидаты, получившие большинство  голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

       Выборы  в Республике Беларусь проводятся в  соответствии со след. принципами:

  1. всеобщность выборов. Право избирать  имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. 

  2. выборы в Республике Беларусь  являются свободными, избиратель  лично решает, участвовать ли  ему в выборах и за кого  голосовать.

  3. Гласность выборов. 

  4. Выборы являются равными, избиратели  имеют равное количество голосов,  а кандидаты, избираемые на  государственные должности, участвуют  в выборах на равных основаниях.

  5. Выборы депутатов являются прямыми,  депутаты избираются гражданами  непосредственно. 

  6.Голосование  на выборах является тайным.

  7. финансирование выборов: расходы  на подготовку и проведение  выборов осуществляется за счет  государства, за счет средств  общественных объединений, ПУО. 

    1. Политический  процесс. Сущность, структура, стадии протекания

       Политический  процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между  политическими факторами, которая  проистекает в определенное время  и в определенном пространстве.

       Процесс выработки политических решений  дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные  звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

  • представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;
  • выработка и принятие политических решений;
  • реализация политических решений.

       Элементы  структуры частного политического  процесса:

  • причина (или причины) его возникновения
  • объект
  • субъект
  • цель
  • средства, методы, ресурсы, исполнители процесса

       Стадии  политического процесса:

  1. Формирование политических приоритетов

  2. Выдвижение приоритетов на авансцену  политического процесса

  3. Формулирование политических проблем  и принятие по ним политических  решений

  4. Реализация принятых решений

  5. Осмысление и оценка результатов  политический решений. 
 

    1. Государственная власть и ее институты  в РБ

       Республика  Беларусь — унитарное демократическое  социальное правовое государство. Главой государства является президент. Государственная  власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную. Форма  правления характеризуется как  смешанная республика, президентская  республика или суперпрезидентская республика.

       Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент  — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя  — Совет Республики.

       Исполнительную  власть осуществляет Правительство  — Совет Министров Республики Беларусь. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"