Шпаргалка по "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 00:25, шпаргалка

Описание работы

шпоры маленькие

Работа содержит 1 файл

политология шпоры.docx

— 81.05 Кб (Скачать)
    1. Основные  пути и факторы  формирования политической элиты.

       Политическая  элита - это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

       Факты реальной жизни и многочисленные исследования подтверждают, что политическая элита - реальность сегодняшнего (и, вероятно, завтрашнего) этапа развития общества и обусловлена действием следующих  основных факторов:

  • Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике.
  • Закон разделения труда требует профессионального занятия управленческим трудом.
  • Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование.
  • Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.
  • Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями.
  • Политическая пассивность широких масс населения.
 
    1. Политика  белорусского государства. Сферы конфессиональных и национальных отношений

      Современный этап развития Беларуси характеризуется  динамизмом изменений во всех сферах общественной жизни. Коснулись эти  изменения и отношений между  государством и религиозными организациями. В Конституции Республики Беларусь, в законах и других нормативно-правовых актах наше государство взяло  на себя обязательство строить отношения  с конфессиями с учетом интересов  общества и самих верующих.

      Религиозные процессы и отношения тесно соприкасаются  с политической, правовой, экономической, этнокультурной сферами жизни белорусского общества. С конца 1996 года в стране начинает складываться новая модель государственного правового регулирования  государственно-конфессиональных отношений, в основе которой по-прежнему остаются конституционные принципы свободы  совести и советского государства.

      Как всякие отношения, взаимоотношения  государства религиозных организаций  требуют своего правового закрепления  и разрешения в соответствующих  нормативных правовых актах государства. За эти годы органы государственной  власти и местного самоуправления накопили большой (как положительный, так  и отрицательный) опыт взаимодействия с религиозными организациями. В  то же время законотворческий процесс  в сфере свободы совести и  вероисповеданий в современной  Беларуси нельзя считать завершенным. Логика развития событий и процессов, происходящих в религиозно-конфессиональных, межконфессиональных отношениях, требует  дальнейшего развития и совершенствования  сформировавшейся в 90-е годы XX века модели государственной религиозной  политики, в том числе и ее правового  обеспечения.

      Обретение Беларусью статуса независимого суверенного государства при  поликонфессиональном составе населения, изменение самого статуса религии  и ее институтов, верующих в обществе — перед органами власти встает задача выработки и последовательного  проведения в жизнь концепции  государственной политики по отношению  к религиозным организациям. Эта  политика требует выработки современной  модели государственно-конфессиональных отношений, а также анализа и  определения перспектив развития религиозной  ситуации. 

    1. Сущность  и признаки правового  государства

       Правовое  государство — демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с правом, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

       Признаки  правового государства:

     • Верховенство закона.

     • Развитая система прав и  свобод граждан и хорошо налаженный  механизм защиты этих прав  и свобод.

     • Четкое разделение государственной  власти делится на законодательную,  исполнительную и судебную власти. Органы разных ветвей государственной  власти действуют в пределах  своей компетенции, не подменяют  друг друга, устанавливают взаимный  контроль.

     • Сильная судебная власть.

     • Демократизм. 

    1. Политическая  социализация и политическое поведение.

       Политическая  социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки  воспринимают идеи, политическую позицию  и поведение, типичное для данной общности». Другими словами, политическая социализация сводится к усвоению политических ценностей и норм, необходимых  для адаптации в сложившейся  политической системе и выполнения различных видов политической деятельности. Политическая социализация является одним  из направлений общего процесса социализации индивидов. Основными агентами политической социализации выступают такие социальные институты, как образование, средства массовой информации, семья и другие. Большую роль в процессе политической социализации в современном обществе выполняют политологи и политология, как научная и образовательная  дисциплина.

       Политическое  поведение – многоаспектный процесс, предполагающий политическое участие  и определенный уровень политической активности. Особенности политического  поведения складываются под влиянием различных факторов, имеющих индивидуальную и групповую природу, а также  относящихся к характеристикам  политического устройства той или  иной страны и ее политической культуры. 
 

    1. Общественные  организации в  РБ

       По  данным Минюста РБ на начале 2005 г. в стране зарегистрировано 233 общественных организаций, в том числе: 17 политических партий, 45 профсоюзов, 17 союзов (ассоциаций).

       Коммунистическая  партия Беларуси (КПБ) – поддерживает политику президента А. Лукашенко, выступает  за воссоздание на добровольной основе государственного союза народов  бывшего СССР.

       Аграрная  партия (АП) – выступает за реформирование общества на принципах демократического социализма, интересы аграриев, обеспечение  приоритетного развития агропромышленного  комплекса.

       Беларуская  партия женщин «Надежда» выступает  за обеспечение более широкого участия  женщин в общественно-политической жизни, за улучшение условий труда  и быта женщин.

       Объединённая  гражданская партия (ОГП) – партия право-либерального толка, выступающая  за свободное развитие рыночных отношений  и ограничение роли государства  в экономике и других отраслях общественной жизни; находится в  оппозиции к нынешнему руководству  республики;

       Партия  Беларуского народного фронта (ПБНФ) – партия националистической направленности, находится в жёсткой оппозиции  к президенту.

       Консервативно-христианская партия Беларуского народного фронта (КХПБНФ) – националистическая партия, возникшая после раскола ПБНФ;

       Либерально-демократическая  партия Беларуси (ЛДПБ) – выступает  за свободное развитие рыночных отношений, в то же время по важнейшим вопросам поддерживает политику президента. Поддерживает тесные связи с одноименной партией  в РФ.

       В парламенте Беларуси представлены: Коммунистическая партия Беларуси, Аграрная партия и  Либерально-демократическая партия.

       Другие  крупные партии, действующие на территории страны: Беларуская экологическая партия «зелёных», Республиканская партия, Партия коммунистов Беларуси, Беларуская партия труда, Белорусская социал-демократическая  партия «Народная Громада», Объединенная гражданская партия, Беларуская патриотическая партия и др. 

    1. Политический  кризис

       Политический  кризис — кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами  или внутри государства. Внутренний политический кризис - ситуация в государстве, которая сложилась из-за невозможности  согласованных действий между политическими  силами, следствием чего является затруднение  всех законотворческих процессов и  ослабление государственного контроля.

       Некоторые военно-политические кризисы нового и новейшего времени: Англо-португальский  кризис 1889—1890; Танжерский кризис (1905-1906); Боснийский кризис (1908); Агадирский кризис (1911); Аландский кризис (1917); Судетский  кризис (1938); События 17 июня 1953 года в  ГДР; Суэцкий кризис (1956—1957); Второй кризис Тайваньского пролива 1958; Конголезский кризис (1960-1965); Берлинский кризис 1961 года; Карибский кризис (1962); Польский политический кризис 1968; Израильско-ливанский кризис (1982); Конституционный кризис в России (1992—1993); Межвоенный кризис в Чечне (1998); Аджарский кризис (2004); Политический кризис на Украине (2004-2008); Восточно-тиморский  кризис (2006); Приднестровский кризис 2006 года; Палестинский кризис (2006-?); Мусорный кризис в Италии (2007-?); Политический кризис в Кении (2007—2008); Грузино-российский кризис (2008); Политический кризис в Таиланде (2008). 

    1. Молодежная  политика в РБ

       Государственная молодежная политика – это система  социально экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых  граждан Республики Беларусь в возрасте до 31 года, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего  общества.

       Субъектами  государственной молодежной политики являются :

       а) молодые граждане в возрасте  до 31 года;

       б) молодые семьи, в которых  один из супругов находиться  в возрасте до 31 года.

       в) молодежные общественные объединения. 

       Ведению Республики Беларусь в лице ее высших органов государственной власти и управления в области молодежной   политики подлежит:

      1) установление общих организационных,  социальных, экономических, политических  и правовых начал государственной  молодежной политики на всей  территории РБ.

      2) определение основ правового  статуса молодых граждан, а  так же основ правового положения  молодежных общественных объединений  в РБ.

      3)законодательное регулирование  вопросов организации и деятельности  государственного органа РБ по  делам молодежи.

       Государственная молодежная политика в нашей стране строится на принципах:

  • сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
  • последовательности государственной молодежной политики;
  • научной обоснованности и комплексности государственной молодежной политики;
  • учета интересов и потребностей молодых граждан;
  • обеспечения защиты прав и законных интересов молодых граждан;
  • гласности государственной молодежной политики;
  • привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и всего общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"