Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.

Работа содержит 1 файл

политология 1-5 (1) шпоры.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

Как средство идейного обеспечения групповых интересов  политическая идеология является по преимуществу инструментом элитарных  слоев, которые с ее помощью консолидируют  групповые объединения граждан, обеспечивают связь с низами, выстраивают определенную последовательность действий в политическом пространстве. Выступая средством идейного воплощения интересов группы, идеология схематизирует и потому в определенной степени огрубляет действительность. Созданный таким способом образ групповых целей и ценностей может быть использован для примитивизации политического сознания граждан, манипулирования и даже обмана населения. Но в целом позитивная направленность такой схематизации состоит в том, чтобы зафиксировать определенные критерии оценки политической реальности, создать нормативную модель восприятия мира политики, сделать сложную ситуацию политической динамики простой и понятной для обычного человека. Поэтому с помощью идеологий политические цели группы символизируются и получают индивидуальные значения, а политические действия приобретают конкретную направленность. В результате снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического взаимодействия в группе

Таким образом, через идеологию канализируются массовые эмоции, чувства протеста или солидарности, негодования или поддержки.

Консервативная идеология.Она во многом близка идеологии либерализма. числу базовых ценностей консервативная идеология относит частную собственность, рыночные механизмы

Коммунистическая идеология.По своему характеру — это леворадикальная идеология, устранением частной собственности, переустройством капиталистического и других эксплуататорских обществ в бесклассовый строй свободных от угнетения и равноправных тружеников

Социал-демократическая (социалистическая) идеология.По своему характеру она является левоумеренной, поскольку исходит из эволюционности общественного развития, отказа от революционного насилия

Национал-патриотическая идеология.Она служит воплощением идейной ориентации на особый путь исторического развития России, ценности самобытной российской цивилизации, сильной государственности, соборности, народности 

13.Советская официальная  идеология 

Идеология эта формировалась  на основе учений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и в общих чертах была закончена в 30-е годы. Вплоть до 50-х годов идеология советского марксизма воспринималась подавляющим большинством советского общества как нерушимая, абсолютная истина. Начиная с 60-х годов эта официальная идеология стала сдавать свои позиции, сначала в среде интеллигенции, затем и более широких слоях советского общества. К 80-м годам в нее практически никто в СССР не верил, так что упразднение этой идеологии в позднюю перестройку было лишь официальным утверждением уже свершившегося факта и поэтому было воспринято обществом безболезненно. Причем и в годы ее господства, и в последующее время она практически, за редкими исключениями, не становилась объектом научного объективного изучения, тем более с применением марксистского метода, в основном преобладают либо славословия, либо поношения. Согласно этой идеологии, вся история человечества, начиная с разложения первобытной общины, есть история борьбы трудящихся и паразитов-тунеядцев (рабов и рабовладельцев, крестьян и феодалов, рабочих и капиталистов). Трудящиеся производят материальные блага, паразиты себе их присваивают, лишая трудящихся продуктов их же собственного труда, по праву частной собственности. Источник исторического процесса – материальное производство, осуществляемое коллективами трудящихся. Именно этим трудом создаются новые производительные силы, порождающие новые экономические формы и общественные отношения. Это вызывает необходимость перемены устаревших политических и идеологических форм (государства и духовной культуры), что и происходит в результате революции. Таков закон соответствия производительных сил и производственных отношений – главный закон истории. Законы истории жестки, механистичны, универсальны, они исключают всяческие случайности и отклонения и действуют везде одинаково, независимо от цивилизационной или этнической специфики.

Все народы должны пройти тот путь, который уже прошел Запад  – от первобытного общества через  рабовладение и феодализм к капитализму, а затем совершить коммунистические революции. Основной лейтмотив истории составляет постепенное приближение трудящихся классов к политическому и экономическому освобождению по мере развития производительных сил, научно-технического прогресса. Крепостной крестьянин более свободен, чем раб, так как имеет небольшую собственность и считается человеком, а не тягловой скотиной, капиталистический рабочий боле свободен, чем феодальный крестьянин, так как формально, юридически считается членом гражданского общества. Закабаленность капиталистического рабочего лишь экономическая, сбросить эту последнюю форму зависимости пролетариат сможет в результате коммунистической революции.

В ХХ веке возникло первое государство, где трудящиеся – городские  рабочие и беднейшие крестьяне, то есть деревенский пролетариат победили в результате социалистической Революции и выгнали или уничтожили своих паразитов (капиталистов, помещиков, купцов, дворян). Таким образом, Советский Союз есть государство рабочих и крестьян, свободно трудящихся, созидающих новое общество и идущих к коммунизму. Примеру Советского Союза после 2 мировой войны последовали некоторые другие страны. Однако сохранились еще страны, где власть осталась у паразитов-капиталистов, возглавляемые странами Западной Европы и США. Рано или поздно и там капиталистические режимы рухнут, и пролетарии и крестьянство тоже возьмут власть в свои руки. Коммунизм – столбовая дорога цивилизации, которую не минует ни одна страна.

Поскольку социалистическая революция произошла в России – аграрной, полуазиатской неразвитой стане (которая оказалась “слабым звеном” в цепи империализма), то СССР был вынужден за несколько десятилетий догнать индустриальный уровень развития Запада (ступившего на путь индустриального развития несколько веков назад). И это ему удалось. СССР уверенно лидирует в соревновании двух систем – капиталистической и социалистической и демонстрирует социальные преимущества социализма (свободы, творческое саморазвитие личности, социальная справедливость и равенство). Запад же стагнирует, погрязает в имущественном неравенстве, богатстве одних и нищете других, чувствует свой скорый конец и оттого преисполняется агрессии и экспансионизма. Он желает либо победить СССР и мир социализма военным путем, тем самым, приостановив поступь общественного прогресса, либо, если это будет невозможно, уничтожить вместе с собой весь мир в огне атомной войны. Советский Союз же ведет миролюбивую политику, направленную на сотрудничество со всеми прогрессивными силами планеты и уверенно идет к неминуемой победе социализма.

Такова в общих чертах была официальная идеология ССР – советский марксизм, тиражируемая в бесчисленных книгах, фильмах, спектаклях, преподаваемая в школах и в институтах, с детских лет входившая “в плоть и кровь” советского человека. Для пропаганды этой идеологии в СССР существовал целый социальный институт пропагандистов и агитаторов, но совершенно понятно, что если бы эта идеология не разделялась массами, если бы она не отвечала внутренним импульсам общественного сознания, то никакие агитаторы ее бы не удержали (и так, собственно, и произошло в “застой” и перестройку).  

14.Сущность политической власти

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий соц. отношения  и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие  на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государствово. Аристотель, утверждал в своей работе «Политика», что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления...». В том же трактате разводил господскую и семейную власть с понятием власти общественной или политической. Но уже в раннюю эпоху истории политической мысли была замечена и обратная сторона феномена власти. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Ф. Гегель, определяя государственную власть как «всеобщую субстанциональную волю». Вместе с тем, для пользы гражданского общества и оптимизации управления, он считал необходимым известную специализацию власти, деля ее на законодательную, отражающую общие интересы, правительственную, связывающую общее с отдельными, особенными случаями, и, наконец, княжескую власть, объединяющую всё в единую систему государственного механизма. Также в Новое время понимание государственной власти как целесообразного механизма нашло развернутое обоснование в теории «общественного договора». Т. Гоббс писал о необходимости организации общей власти путем соглашения «каждого человека с каждым другим» для преодоления естественного состояния «войны всех против всех». По мнению Гоббса, общая власть «может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло свести все воли граждан в единую волю». Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». Ницше утверждал, что жизнь это воля к власти.. Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Они находят их источники в структуре бессознательного, формирующийся под воздействием социальных условий, связанных с ранним детством, сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх, услужливость и повиновение. С социальными факторами, но иного, не культурного, а больше экономического свойства, связывает генезис власти марксистская традиция. «В сущности власти нет ничего материального, она есть не что иное, как манера мыслить». М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти.

Взаимодействие политической и других властей.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных  признаков:

  1. легальностью в использовании силы в пределах государства;
  2. верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. П. В. может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;
  3. публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам;
  4. моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;
  5. многообразием ресурсов. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ, и особенно гос-во, использует не только принуждение, но и эк-кие, соц-ые и культурно-информационные ресурсы.

Ресурсы политической власти

Т.о. ресурсы власти - это  все те средства , использование  которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь ( оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом  и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они  могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Структурные основания  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ - законы, суд, государственный  аппарат, отряды принуждения, партийная  дисциплина, авторитет лидера, центральные  и региональные структуры. Руководствуясь антрополигическим принципом, выделяют такие типы оснований ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ как страх, интерес, убеждение.

Реализация, осуществление  власти подразумевает взаимодействие между многими ее составными элементами. Законное право разрабатывать и  претворять в жизнь решений, от которых  зависит создание и распределение ценностей, является самым важным атрибутом государственной власти. ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. Экономические ресурсы материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами власти. Так, например, доход и богатство, являсь экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам); господство, руководство, организация и контроль. Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства и общества,

Легитимность  власти

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства  общества) и представляющих её организаций  и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Базовым элементом существования  и функционирования власти, а также  закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ.

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Легитимность может  проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

Исторически сформировались несколько типов легитимности:

«ЛЕГАЛЬНЫЙ тип легитимности - узаконенность власти конкретными  правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции;

Основа – общее  понимание норм, установленных законом;

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ тип  легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или  веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью;

Основа – идеологические ценности;

ТРАДИЦИОННАЯ легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в  соответствии с традициями и традиционными  ценностями масс;

Основа – традиции, традиционное сознание;

СТРУКТУРНАЯ легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;

Основа – специфические  политические структуры;

ПЕРСОНАЛЬНАЯ (ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;

Основа – личный авторитет  правителя;

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соглашение или навязывание  обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.»

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"