Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.

Работа содержит 1 файл

политология 1-5 (1) шпоры.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

1. Политология,  как наука, ее предмет и место  в современном обществознании.

Политология — это  совокупность знаний о политике и  организации политической мысли. Политология  — это наука о политике.

Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе  развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.

 Политология как  наука делится:

1. Теоретическая изучает сущность политики, её природу, её роль для человека и общества, политические взаимоотношения между личностью обществом и государством. Политика влияет и исследует закономерности развития общества, политические процессы происходящие в обществе и политические явления.

2. Прикладная исследует  частные политические проблемы, формирует знания направленные  на решение конкретных задач  общества избирательные компании, повышение имиджа политических  лидеров и политическая реклама

 Предметом изучения политологии являются закономерности развития и тенденции развития политики. Как научная дисциплина политология охватывает существующий в государстве политический порядок, политический процесс, и такие проблемы как: политическое господство, политическое управление, политическое неравенство и другие проблемы.

 Предметом политологии  являются закономерности взаимоотношений  социальных субъектов по поводу  политической власти.

 Объектом является  — гос-во, власть и властные  отношения. Объектом является  политика, политическая сфера жизни общества.

 Современное обществознание  рассматривает политологию, как  интегративную дисциплину, включающую  знание таких дисциплин как:

 Политическая социология.

 Политическая философия

 Теория государства  и права

 Политическая география

 Часто в политологии  используются знания таких дисциплин,  как антропология, демография, этнография, биология, экология.


2. Политика: многообразие  трактовок, структура и функции.

 Современное понимание  политики многозначно. Политика  может определятся следующим образом:

 Политика — особый  вид межгрупповых отношений, связанных  с использованием больш. группами  людей институтов публичной власти  для реализации их жизненно  важных интересов.

 Политика — предложения  людей, разработка политического  курса и убеждений, что он правильный.

 Политика — это  особый вид деятельности, связанный  с участие людей во власти, с руководством другими людьми, с распределением материальных  ресурсов и урегулированием конфликтов.

 Политика — особая  сфера деятельности людей, связанная с борьбой за захват, удержание и использование власти.

 Структура политики:

1политическая власть  как возможность и способность  навязывать свою волю другому

2политическая организация  совокупность государственных и  негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества

3политические отношения  или формы взаимосвязи субъектов  политики: отношения согласия, партнерства,  конфликта, господства и подчинения  между участниками и политической  жизни

4политическая культура  тип отношения к полит. явлениям, обнаруживающийся в поведении

5политическое сознание  политическая психология и политическая  идеология, мотивы политического  участия

6субъекты политики  индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие  в процессе реализации гос. власти.

 Функции политики:

1-функция обеспечения  целостности и стабильности общества  политика осуществляет эту функцию  благодаря способности улавливать  тенденции общественного прогресса  и в русле этих тенденций  формулировать общие цели, разрабатывать  проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы.

2-функция мобилизации  и обеспечения эффективности  общей деятельности помимо формулирования  целей поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его соц потребностей, изменения его соц статуса с помощью власти

3-управленческая и  регулятивная функция политики  политика не только выражает  властно значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие , оказывает на них влияние путем принятия политических решений.

4-функция рационализма  представляя групповые и индивид.  интересы, политика вырабатывает  общие правила и механизмы их представительства и реализации, тем самым рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их

5-функция полит.социализации  открывая широкие возможности  реализации групповых и индвивид. интересов ,политика включает  личность в соц. отношения, передавая опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функция.

6-гуманитарная функция  эта функция выражается в создании  гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка,  гражданского мира и организованности.


3. Субъекты  и объекты политики.

 Субъекты политики  — это социальные и национальные  общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической  жизни, принимать политические  решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

 С определенной  долей условности политических  субъектов можно классифицировать  на три группы. Первая — субъекты социального и национального уровня первоисточники власти: социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вторая — институциональные носители политической власти: государство и его органы, политические партии, общественно-политические организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь. Третья группа — функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, средства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.

 Объекты политики  — это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане  и их объединения, на которые  политика воздействует в определенных  целях. В демократических странах  существует тенденция сближения  и частичного совпадения субъекта и объекта политики. 

4. Методы политологии: исторический, нормативный, институциональный, сравнительный, социологический, бихевиориальный.

 Метод политологии  — совокупность приемов и способов  построения научного знания и  его применения в исследовании политических явлений.

 Современная наука  рассматривает политологию как  интегративную дисциплину, включающую  знание таких дисциплин как  политическая социология, политическая  философия, теория государства  и права, политическую географию  и другие дисциплины. Этим во многом обуславливаются методы, используемые для исследований.

 Исторический: Основан  на политических явлениях и  процессах во времени и пространстве. Анализ изменений политических  норм, отношений, институтов в  контексте связи прошлого, настоящего и будущего. Политика рассматривается с т.з. возможности исп-я положит-го опыта прошлого для решения соврем. проблем. Одним из первых его начал использовать Макиавелли.

 Нормативный: Политические  влияния рассматриваются с тз  соответствия их нормам морали, справедливости, общего блага. Предполагает выработку идеального политического порядка и необходимость подведения под него реально существующих отношений. Недостаток — оторванность от существующих реальностей, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась многочисленными человеческими жертвами.

Институционный: Основан  на функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и  т.д. Анализ официальных структур и  формальных правил принятия решений.

Сравнительный: Сопоставление  однотипных политических явлений в  различных странах.

Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы  у разных народов дает возможность  выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности.

 Социологический:  Основан на зависимости политики  от социальных факторов: экономики,  социальной структуры, культуры  и т.д. Анализ политики как  сферы целенаправленных взаимодействий  социальных групп, преследующих свои интересы. Характер интересов обусловлен социальными факторами. Выявление взаимосвязи политики и др. сфер жизни. Установление, в чьих интересах гос-во осуществляет соц политику.

Бихевиористский: Основан  на личностном измерении политики, поведении отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации. Выявление мотива полит поведения, вне моральной оценки+внедрение точных наук.


5. Политические  учения античности. Платон и Аристотель: модели государственного устройства и управления.

 Платон большую  часть своей жизни разрабатывал  модель идеального гос-ва. Своё  учение об идеальном государственном  устройстве Платон излагает в  трёх диалогах:

1 Политик посвящён  истории общества. Бог непосредственно управлял людьми. Не было ни государства, ни собственности, ни необходимости трудиться, поскольку люди могли питаться плодами земли.

2 Государство. 3 хороших  формы правления — это монархия  власть одного, аристократия правление  мудрых, лучших с одобрением народа и демократия власть народа. 3 плохих формы правления — это тирания крайняя степень единоличной власти, олигархия власть немногих, богатейших и тимократия власть честолюбцев, государственный строй, в котором главенствующей чертой является соперничество и честолюбие. Постепенно тимократия вырождается в олигархию..

 В гос-ве должно  быть 3 класса:

1. Правители осущ. контроль  эконом. жизни

2. Воины, стражи защищают  страну от внешних и внутренних  врагов

3. Ремесленники, земледельцы  производят материалы для общества, поддерживают идеал справедливости и добра.

 Основной принцип  — принцип справедливости. Каждый  занимается своим делом! 2 первых  класса не должны иметь имущества  и семьи, как источников зла.

 Платон, несомненно, брал  за идеал государственное устройство Спарты.

3 в Законах Платон  предлагает идеальное государство,  кот. должно представлять собой  небольшой земледельческий полис.  Она делится по жребию на  равные участки так, что каждый  гражданин получает два участка  — один в городе, а другой в сельской местности. Население живёт сельских хозяйством, которое осуществляется руками рабов.

 Аристотель Политика  в государстве видит множество  классов и групп: земледельцев, ремесленников, торговцев, наемных  рабочих, военных, затем должностных  лиц и судей.

Выделил 6 форм политического  устройства: К правильным относятся: Монархия, Аристократия идеальная форма  правления = несправедливость принадлежания  власти 1 лицу,и глупость многим-деление  и ссоры, Полития — строй, где  власть держат все сословия все классы. К неправильным относятся: Терания — борцы с королевской властью диктатор, Демократия, Олигархия.

 В идеальном государстве  Аристотеля сохраняются семейные  и государственные отношения.  Государственный строй должен  быть организован таким образом,  чтобы можно было избежать партийной борьбы- такова основная мысль Аристотеля.

 В принципе, и Платон, и Аристотель преследуют одну  и ту же цель, они боятся, что  частная собственность породит  вражду между людьми, и стремятся  либо отменить, либо как-то ограничить её.


6. Политические  учения в эпоху Средневековья  и Возрождения.(Блаженный Августин, Фома Аквинский, Макиавелли)

Европейская политическая мысль эпохи средневековья. Церковь  в эпоху средневековья  (с VI в. по XV в.), играет ту же роль, которую в  античности выполняло государство, т.е. составляло высшую общественную связь, выступая стержнем средневековой культуры и мировоззрения. Государство же рассматривалось не как самостоятельный союз, а в его отношении к другому союзу, к церкви. Поэтому центральной проблемой для средневековой политической теории выступает вопрос: какая власть (организация) должна иметь приоритет – духовная или светская, соответственно церковь или государство; как и насколько должны быть разделены их компетенции. Идеологи церкви, обосновывая ее политические притязания, утверждали, что свою власть светские правители получили «через посредство церкви», авторитет которой происходит «непосредственно от Бога».

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"