Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:51, шпаргалка

Описание работы

Политология — это совокупность знаний о политике и организации политической мысли. Политология — это наука о политике.
Политика — историческое явление т.к. на определенном этапе развития общества политики не было люди были социально однородными. Политика появилась только тогда, когда появилось государство по мере развития труда, появления разделения труда. Политология как наука появилась одновременно с появлением политики. Как учебная дисциплина начала изучаться 1857 в Колумбийском университете. По постановлению ЮНЕСКО 1948году политология стала изучаться во всех учебных заведениях. В СССР с 1987 года, с тех пор как Хрущев объявил перестройку.

Работа содержит 1 файл

политология 1-5 (1) шпоры.doc

— 658.50 Кб (Скачать)

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности , которыми, порой,конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства  при такой форме правления  обладает определенными серьезными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты,награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министрформально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием паХарактеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной  республики имеет право вынести  вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе  парламента партия президента получит  большинство, то сохранится «бицефальная»  исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент  смешанной республики имеет право  вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С  другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку  парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой  с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва,Словакия, Азербайджан и Россия.

рламента.


23)  Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Вся полнота власти в  государстве с данной формой правления  принадлежит одному человеку – монарху. Это означает, что от монарха зависит  окончательное решение абсолютно  любого вопроса. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, в первую очередь представительными органами государства, конституцией.

Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон и т.д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи.

Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве  случаев наследником являлся  старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания.

Основное в характеристике монархической формы правления – народ не имеет отношения к формированию власти.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у  монарха, различают абсолютную (неограниченную) и ограниченную монархию.

Главная отличительная  черта абсолютной монархии – сосредоточение всей полноты власти в руках монарха; юридических ограничений полномочиям монарха не существует. В настоящее время абсолютная монархия – довольно редкая форма правления. Некоторые государства, несмотря на провозглашение в различной степени ограничений власти монарха, все-таки сохраняют основные черты абсолютной монархии, например: Кувейт, Бруней, Катар, Бахрейн.

В ограниченных монархиях  власть монарха юридически ограничена, – как правило, и законодательно, и существованием представительного  органа. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

В парламентарной (или  конституционной) монархии власть монарха  ограничена практически во всех сферах деятельности. Монарх в парламентской  монархии играет в основном представительную роль, является "символом нации". Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть осуществляется правительством, которое формируется парламентом и ответственно перед ним. За монархом сохраняются определенные полномочия, он назначает главу правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не может отклонить кандидатуру того или иного члена правительства, если она прошла через парламент. Монарх издает указы, но они обычно готовятся в правительстве и подписываются главой правительства или соответствующим министром, без подписи главы правительства или министра указы монарха не имеют юридической силы.

Далеко не всегда в  парламентарных монархиях среди  государственных органов доминирует парламент. В странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) парламентарная модель отношений между парламентом и правительством превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте большинством полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета.

Парламентская монархия характерна для современных индустриально развитых государств с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Япония и др.) Однако фактическое положение монарха и аристократии не является там только номинальным, поэтому форме правления этих государств присущи и элементы дуалистической монархии.

Дуалистическая  монархия – промежуточный вариант между абсолютной и парламентской монархиями, первоначальная форма ограниченной монархии. Это такая форма правления, при которой уже в той или иной мере проведен принцип разделения властей: у монарха остается исполнительная власть, а законодательная принадлежит парламенту. Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как своего рода выражение компромисса между монархом и народом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим.

В настоящее время "классических", "чистых" дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему  и ответственное только перед  ним правительство, не существует.


24)

Политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

В обществе и государстве  существуют достаточно много типов элит. К основным относятся:

1 Политическая элита - это группа людей, обладающая инструментами власти. Имеет сложную структуру и внутренне дифференцированна. Критерием для выделения основных видов политической элиты является объем властных функций. Виды политической элиты: высшая, средняя, административная.

2 Экономическая - социальный слой, включающий представителей крупного капитала, крупных собственников. Осуществляет свое экономическое господство и экономическую власть, определяя решение таких проблем, как занятость, уровень жизни, заработная плата, доходы населения.

3 Военная - играет важнейшую роль в жизни общества, в политических процессах, используется как решающее средство в политике.

4 Научная и техническая - включает одаренную часть интеллектуальной элиты. Роль ее определяется степенью воздействия на развитие науки и техники, научный и технический процесс.

5 Культурная и духовная - включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства,просвещения, литературы, представителей творческой интеллигенции. Роль ее определяется характером и степенью воздействия на развитие искусства, литературы, образования, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.

6 К другим типам элит относятся теневая и контрэлита (элита оппозиции) - часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции.В политологии есть такое понятие как властвующая элита. К ней относятся все типы элит, которые влияют на власть и на принятие ею решений. 

25) Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источников руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.

Из выше сказанного следует, что элита охватывает наиболее влиятельные  круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материальные ресурсы, технико-организационные средства, средства массовой информации. Это профессиональные служащие, политики и идеологи и т.д. Но политическая элита – это не просто арифметическая сумма правителей и властителей. Это образование более сложное.

Суть не только в том, что ее члены  концентрируют в своих руках  власть путем монополизации права на принятие решения, на определение целей, но это прежде всего особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, идеологов и т.д. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другие группы, стабилизировать и укрепить позиции элиты как таковой, а следовательно, и позиции каждого ее члена.

Особенности политических элит в России

Говоря о российской властвующей политической элите, в первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе и сущности своей  не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"