Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

а) Усмотрев в гегелевской Абсолютной идее аналог Бога,  Фейербах занимается проблемой критики религии в частности христианства, провозгласив, что «человек создал Бога», он рассматривает предпосылки, которые привели человечество к созданию религии.

б) Суть антропологического материализма Фейербаха в следующем:

-человек  рассматривается в единстве с  природой как ее часть и  продолжение

-психика  зависит от телесной организации человека, а движущей силой является стремление к счастью

-для  учения характерна недооценка  социального в человеке, которое  сводится к понятию рода и  межличностному общению; уже К.  Маркс в «Тезисах о Фейербахе»  говорит, что сущность человека  – это сущность общества.

      Основные  черты НКФ:

1)доминирование  гносеологической проблематики;

2)формируется  как система научного знания;

3)становление  и развитие диалектики (Фихте  сформулировал идею противоречия  – основу диалектического метода, а все мироздание рассматривал  сквозь призму деятельности);

4)идеалистическая  традиция;

5)концепция  антропологического материализма  Фейербаха;

6)разработка  Кантом проблем этики на основе  идеи свободы и долга;

7)создание (под влиянием Великой французской  революции) актуальной по сей  день концепции правового государства  (конечная цель исторического  прогресса – достижение всеобщего  правового состояния);

8)обращение  к проблемам философии истории  (Шеллинг выдвигает на первый  план принцип историзма в познании).

                                    ВОПРОС №13

Классика  и современность  – две эпохи  в развитии фил. Характерные  особенности и  основные стратегии  развития постклассической философии.

      Под классической философией, в широком смысле, понимают тип философствования, восходящий к античной традиции, своей законченной формы идеи древних достигли в философской мысли Нового времени, которую отождествляют с классикой в узком смысле слова.

      Постклассическая  философия – сложный феномен, объединяющий множество школ, направлений, концепций, относящихся к философии 20 века.

      Специфика классического и  неклассического  типа философствования:

           классический            неклассический
Онтология -рационализм («все действительное разумно, все разумное действительно»)

-объективизм (познание природной действительности)

-детерминизм (все причинно-обусловлено)

-иррационализм действитель-ти (смысл в нее вносится человеком)

-субъективизм (познавательный интерес направлен на человека, общество, науку)

-индетерминизм (приоритет случайных связей)

Гносеология -знание производно от объекта, субъект – наблюдатель

-поиск  абсолютной истины

-созерцательность фил.

-наукообразность, системность изложения

-творческая  активность субъекта в познании

-релятивизм – истина относител.

-практическая ориентация фил.

-многожанровость изложения

Антропология -антропология растворяется в онтологии и гносеологии

-разум определяет сущность человека

-«антропологический  поворот» (человек – главный объект фил.)

-критика  разума и рассмотрение человека в целостности (чувственно-телесная, индивидуально-творческая, социо-культурная сущность)

Социальная  философия -прогресс смысл истории

-универсализация исторических законов, европоцентризм

-критика идеи прогресса

-множественность типов исторического развития


      Основные  стратегии и направления  развития постклассической философии:

      1.Экзистенциализм/философия существования – пытается возродить онтологию в противовес методологизму и гносеологизму распостраненному в ф. нач. 20 в. и хочет понять бытие как нечто непосредственное, преодолеть интеллектуализм как традицию рационалистической ф. и науки; основная фил. проблема – человек, что обусловлено «антропологическим кризисом», связанным с крушением идеалов гуманизма и его веры в человека как разумное существо.

      Экзистенция (лат. существование) – базовое понятие, определяющее конкретное человеческое существование с акцентом на уникальность человеческого опыта. Осознание уникальности возможно в состоянии «пограничности» между миром сущего (сфера готовых истин и безликой толпы) и миром истинного бытия (трактуется у разных авторов как: Бог/ничто/бытие), а так же между жизнью и смертью (экзистенциальный выбор между своей и чужой человеч. ж.).

        В чел. нет ничего предзаданного,  он сам выбирает, кем ему стать.  Подведение всех под один знаменатель  оборачивается феноменом тоталитаризма и массы. Отсюда  свобода – основная характеристика экзистенции:

-негативная («свобода  от» бунта против  сущего, т.е. конформизм)

-позитивная («свобода выбора» своего мира, т.е. ответственность)

      Выделяют  следующие вехи экзистенциализма:

I.феноменология Э.Гуссерля и русский э. – Бердяев и Шестов (накануне 1-й мир. вой.)

II.немецкий э. (после 1-й мировой войны):

   а) религиозный э. – К.Ясперс (предшественником считают С.Кьеркегора; в центре внимания стоит проблема человеческой свободы, обрести которую по Ясперсу возможно лишь в Боге)

      б) атеистический э. – М.Хайдеггер (определение «атеистический» несколько условно, т.к. признание того, что «Бог умер» у Хайдеггера сопровождаетая утверждением абсурдности жизни без Бога)

III.французский э. (в период 2-й мир. войны) – Сартр, А.Камю, Г.Марсель                                                                     

      Таким образом фил. экзист. стала попыткой защиты человеческой индивидуальности в условиях омассовления культуры.

2.Позитивизм – возник в 1-й пол. 19в. в период формирования дициплинарной науки; представители: О.Конт, Дж.Миль, Г. Спенсор; основные идеи:

      позитивное» т.е. подлинное научное знание  может быть получено лишь естественными науками, которые основываются на опыте

      -ф.  должна перестать решать отвлеченные  вопросы, очиститься от метафизической  абстракции и заняться методологией  науки т.е. систематизацией научного  знания

      Конт  рассмотрел 3 стадии развития человечества:

-теологическую  (фиктивную)

-метафизическую (абстрактную)

-позитивную (научную)

3.Неопозитивизм – претендовал на статус ф. науки; формир. в 20-г 20в.; представлен 2 направлениями:

1)логический  п. (представители: М.Шлик, Р.Карнап; предлагал логический анализ языка науки; принципы:

-вертификации – предложения имеют смысл, только если допускают опытную прверку

-физикализма – теоретические предложения должны допускать сведение к физике

-конвенционализма – в основе утверждений лежат соглашения/конвенции, выбор которых основан на критериях полезности и простоты

2)лингвистический  п. (интерес смещается с языка  науки на обыденный язык, что  отражено в концепции «языковых игр» Л.Витгенштейна – высказывание часть деятельности, в процессе которой формируются значения терминов и выражений)

4.Постпозитивизм  – 60-70гг 20в.; переключается на исследование реальной истории науки; представ. К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд; получили ряд научных результатов:

-принцип фальсификации – научным считается знание, которое допускает свое опровержение, теория принимается учеными потому, что ее не удалось опровергнуть

-научное  знание несет отпечаток исторической эпохи и потому неоднозначно, обыденные  знания равноправны, т.к. необходимо разнообразие мнений

-науку  следует характеризовать как  деятельность научных сообществ, в основе которой лежат парадигмы – базисные знания и общие идеи, стабильные на всех этапах  научного исследования

-пролиферация теорий – когда решение и экспериментальная проверка исходной проблемы порождает движение к новым проблемам, в этом процессе всегда возникает несколько конкурирующих теорий

-в эволюции науки чередуются 2 этапа: «нормальной науки» (господство определенной парадигмы/научно-исследовательской программы) и «научной революции» (появляются новые факты/«аномалии», которые разрушают старую  и приводят к появлению новой парадигмы)

-научное творчество несовместимо с привязанностью к одному методу исследования, «допустимо все», обращение к любым, устаревшим или абсурдным идеям

5.Неотомтзм – направление неосхоластики, базируется на учении Ф.Аквинского, офиц. фил. католицизма.

Н.  резко  противопостав. себя как материализму, так и субъективному идеализму. Претендует на универсализм: синтез веры и разума, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Синтез осуществляется на жесткой догматической основе и обязательности Божественного откровения. Задача фил. – в раскрытии истин теософии.

Метафизика: наличие чистого бытия, которое отличается от сущего; сознавая, что из чистого б.  нельзя вывести представление о реальном б.,  неотомисты находят выход в постулировании трансцендентальных понятий; кроме того, есть учение об анологии сущего, обосновывающее возможность познания бытия Бога из бытия мира по аналогии.

Онтология: бытие любой вещи м/б понято только как участие в бесконеч.  Бытии Бога.

Натурфилософия: материя лишь пассивное начало, приобретает вид благодаря нематериал. форме, формой человека является бессмертная душа, Бог – форма форм.

Гносеология: расчленяя бытие на естественное и идеальное, неотом. считают, что оно имеет разумную природу и м/б постигнуто разумом. Смысл человеч. сознания – обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом. Граница научного познания – вопросы сущности бытия, а конечные причины всего сущего относятся к сверхъестественному, т.е. к Богу.

Антропология: свобода, самосознание, творчество, способность проявления в духовном акте подтверждаются лишь в соотнесении их с Богом.

Социал.-политич. ф.: выделяют 3 типа социал. организации: индивидуализм, коллективизм, солидаризм (последний основывается на принципах любви к ближнему, проповеди мира между классами).

6.Герменевтика (греч. разъясняю) – искусство и теория истолкования текстов,  в ходе  истории понятие постоянно трансформировалось:

-др. гр. Ф. – понимание иносказаний;

-неоплатоники  – интерпретация древних поэтов;

-христианство  – толкование Библии;

-эпоха  Возрождения – искусство перевода  памятников античности;

-уже  более широко проблема Г. была  поставлена в раннем немецком романтизме Ф.Шлегелем и разработана Шлейермахером, последний мыслил ее как искусство понимания «другого», где предметом выступает выражение, а не содержание;

-далее   Г. разрабатывалась в исторической школе, так В.Дильтей за основу берет понимающую психологию – кот. провозглашает непосредственное постижение целостности душевно-духовной жизни индивидуальности;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"