Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

         Направления философского познания Платона следующие:

     1. Учение об идеях-парадигмах зародило основы философского идеализма. «Царство идей» находится за пределами общества и в нем существует душа до рождения. Идеи – это всеобщие языковые нормы духовной культуры (законы государства, правовые стандарты, логические понятия и категории), кот. предшествуют материально-чувственным вещам природного космоса.

     2. Развитие представлений о душе  и человеческой психике. Каждый  рождается с определенным типом  души и способен лишь на  то, что изначально заложено в  душу.

     3 части души по  Платону:

  -разумная (философы и правители обладают мудростью)

-аффективная/яростная (воины их добродетель мужество)

-чувственная/вожделенная  (ремесленники и крестьяне привязаны  к земному)

     3. Учение об идеальном государстве  отражено в казарменном социализме. Все общее: жены, дети. Пары подбирают правители, детей воспитывают философы. До 20 лет изучение наук и физич. воспитание, затем часть отбирают в армию, а разумные обучаются далее до 35 лет и следующие 15 лет воспитывают детей.

III. АРИСТОТЕЛЬ – ученик Платона, является вершиной античной мысли, был учителем А.Македонского и часто забрасывал его письмами с философскими рассуждениями, был шовенистом и считал лишь греков достойными заниматься умственным трудом, много путешествовал, пытаясь добраться до края земли, основал первый лицей – Ликей (по названию храма Апалона Лекийского), рано умер (в 50 лет).

             Достижения  Аристотеля:

     1.Первый  систематизатор наук, разделил философию на 3 части:

1)теоретические  науки (цель знания):

    -философия                      -астрология                    -оптика

    -физика                             -космология

    -математика                     -психология

    -механика                         -биолгия

2)практические  науки (знания ради деятельности):

    -политика                         -экономика                      -этика

3)пойетические  науки (цель творчество):

   -поэтика                             -риторика                   -искусство ремесел

     2.Онтологическая  проблематика  отражена в учении о материи и форме (что первично – мрамор или идея памятника, занимал позицию идеалиста)

     3.Вклад  в гносеологию посредством   открытия диалектического метода мышления, разработал законы и правила мышления,  ввел ряд логических категорий, и, наконец, основал Логику.

     4.Антропология  представлена учением о 3 составляющих души:

                 -разумная                   -животная                      -растительная

Рассматривал  человека как «животное политическое».

     5.Рзработал  философию политики (определил структуру государства и анализировал основные формы правления – 3правильные и 3 неправильные). 

                                   ВОПРОС  №9

Средневековая фил.: предпосылки, этапы, особенности. Зарождается в недрах античной культуры  в связи с распространением в 5-15 вв. христианской веры. Эллинистическая фил. предается забвению и всецело утверждается власть Церкви.

      Предпосылки возникновения:

1. материально-экономические:

-переход  от рабовладельческого к феодальному  строю

-время  становления натурального хозяйства

-упадок  хозяйственной деятельности и  ремесел

-резкое  сокращение торговли

-упадок  городов

2. социальные предпосылки:

-появление  новых слоев населения (феодалы,  вассалы, крестьяне)

-новой  силой становится духовенство

-появление  монастырей, их вклад в военное  дело

-закладка  духовных основ общества

3. духовные (представлены двумя базами):

-христианство  – еретическое движение в иудаизме, становится официальной религией  на Халкедонском соборе и основной  духовной базой философии (т.к.  их идеи схожи).

-античная  флософия –  идеи неоплатонизма  и аристотелизма были восприняты  христианством, т.к. отражали идеалистическое  представлене окружающего мира.

-наука  и мифология не играли существенной  роли (т.к. наука до 16 века развивалась  в арабских странах, а этика  формировалась под влиянием религии).

      Этапы средневековой философии:

-апологетика              -патристика        -схоластика

      I.АПОЛОГЕТИКА (1-3вв.) – отрасль теологии, кот. носила фрагментарный полемический характер и была призвана защитить христианство; декларировалась абсолютная несовместимость веры с чувственным разумом и как следствие – неприятие философии.

      Деятельность  апологетов имела 2 направления:

1)критического  плана (опровержение других религий,  распространение христианства, защита  общин, удержание приверженцев);

2)теоретического  плана (обоснование основных положений  религиозных идей).

Представители:

-Тертуллиан – «верую, ибо абсурдно»

-Климент Александрийский

-Фенон Александрийский – основная доктрина о 3 смыслах бытия: духовный (филослфско-мистический), душевный (моральный), телесный (материя).

      II. ПАТРИСТИКА (3-8вв.) – тиолого-философское учение отцов церкви опиравшееся на идеализм греков (платонизм).

      Основные  задачи:

1)философия  должна разъяснять Библию, а Библия  подтверждать идеи платонизма;

2)защита  монотеизма и опровержение многобожия;

3)борьба  с мифологией и язычеством;

4)борьба  с дуализмом  и утверждение  идеализма.

Представители:

-Григорий Нисский

-Боэций

-Августин Блаженный:

      Гносеология: проблема соотношения веры и знания, попытки совместить фил. и религию  поставив Ф. в положение «служанки  богословия» и подчинив авторитету Священного Писания.

      Онтология: разработка принципа креационизм – сотворение Богом мира из ничего; учение о бытии Бога – пространство, время, движение, развитие соотносится с Творцом и отсюда новый для того времени категориально-понятийный аппарат.

      Антропология: соединение духовной и телесной природ в человеке мыслилось по аналогии с богочеловеческой личностью Христа, обожение/богоуподобление высшая цель существования.

      Фил. государства: государство рассматривалось  как земное небо, классификация форм правления.

      Фил. истории: впервые рассматривается  история человеческого общества, кот. развивается в соответствии с принципом провиденциализма (осуществление божественного плана спасения человечества) и эсхатологизма (учение о конце света).

      III. СХОЛАСТИКА (8-14вв.) – религиозная ф. основывалась на христианских догматах и идеализме древних греков (особый интерес к логике Аристотеля), сохраняется приоритет веры над разумом, но уже обнаруживается тенденция к усилению рационализма, особенностью этапа стало формирование 2 систем образования – монастырской и университетской.

      Основные 3 инструмента схоластики: лекция, семинар, диспуция.

Этапы эпохи схоластики:

1. ранняя (8-12вв.):    Пер Абеляр,   Ансельм Кентерберийский

2. зрелая (12-13вв.):  Сигер Брабантский

3. поздняя:  Дунс Скотт,

Фома  Аквинский:

Его учение наиболее зрелое, упор на развитие категориально-понятийного  аппарата.

      Онтология:  5 формально-логических доказательств  бытия Бога «все имеет причину, а  значит и первопричину и она –  Бог».

      Гносеология: проблема истины, критерии истины, существование  чувственного и интеллектуального познания.

Антропология: проблемы этики, человек высшее творение Божие и призван быть совершенным как и Творец.

      Ф. Государства и права: происхождение  государства, его функции, значение права для общества.

      Особенности средневековья: 

1)поиск  гармонии между верой и знаниями, религией и философской наукой;

2)формирование  онтологических представлений в  соответствии с христианством:

-теоцентризм (Бог высшая ценность, цель и Абсолют)

-креационизм (Бог создал природу из ничего)

-символизм (все видимые вещи являются символами небесного инобытия)

-провиденциализм (существование Божественного Проведения)

-эсхатологизм (ожидание Страшного Суда и грядущего «Царствия Божия»)

3)монотеизм (приходит конец политеизму – многобожию);

4)формирование  законов формальной логики в  гносеологии;

5)развитие  ф.государства, политики, истории. 

      Т.о. философская мысль средневековья  развивалась в одной плоскости  с христианским вероучением.

                                    ВОПРОС №10

Фил. эпохи Возрождения. Ее характерные черты  и роль в развитии европей. фил. традиции. Философствование эпохи Ренессанса (14-16в.) приобретает светский характер и претендует на абсолютную независимость от Церкви.

      Предпосылки:

1. материально-экономические:

-становление  раннекапиталистических отношений  и развитие мануфактурного производства

-активизация  технического изобретательства (горное  дело, металлургии, огнестрельного  оружия, судостроения)

-развитие  международной торговли 

2. социально-культурные:

-секуляризация/обмирщение  культуры

-переход  от деревенской культуры к  городской

-географические  открытия (Америки, морского пути  в Индию, кугосветное путешествие  Магеллана)

3. духовные:

-католическая  церковь постепенно утрачивает  идеологический контроль над  всеми сферами жизни людей

-религиозно-реформаторские  движения и возникновение протестантизма 

                              Периоды эпохи Возрождения:

      I.ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ

Начало  положили поэты, писатели, художники  и ученые для которых была характерна антисхоластическая направленность мысли, обращение к античной традиции, идея универсальной личности.

-гуманизм и индивидуализм – высшей ценностью объявляется человек, свободный и благородный, с ощущением своего я и своей незаурядности

-гуманистический антропоцентризм – человек поставлен Богом в центр мироздания, он берет на себя роль Творца, на смену идее «обожения» приходит идея обожествления человека; гуманисты рассматривают человека как высшую ценность и отстаивают блага земной жизни

-великие  гуманисты (Ф.Петрарка, А.Данте, Эразм  Роттердамский) породили культ  природы, тела, чувственности человека, источником духовности становятся  не Библия, а «писания человеческие»

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"