Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

                                    ВОПРОС  №1

Пон. и структ. мировоз. Уже на ранней ступени социального развития человек, под воздействием жизненных потребностей, формирует определенное мировоззрение – систему обобщенных взглядов на мир и место в нем человека, на отношения людей к окружающей их действительности и к самому себе. В этих представлениях отражались попытки объяснить причины явлений природы и процессов социальной жизни, фиксировались нравственные нормы, регулирующие жизнедеятельность людей.

     Структурносодержательные  характеристики мировоззрения предполагают 3 вида анализа:

     - аксиологический (ценностный подход  к мировоз.)

     - гносеологический (со стороны познавательной  деятельности)

     - историкогенетический (историческая  типология мировозз.)

I. Аксиологический анализ – включает следующие основные компоненты (7): знания, идеалы, ценности, эмоции, убеждения, сомнения, волю.

     Знания  – формируют целостный образ реальности и реализуют функции миропонимания. В миропонимание входят не все знания, а та часть, кот. составляет ассоциативно-ценностные ориентации субъекта. Знания бывают:

     -повседневные  – основываются на обыденном  сознании и здравом смысле;

     -научные  – характеризуются осмыслением  фактов в системе понятий и  включаются в состав теории, образуют  высший уровень научного знания;

     -профессиональные  – зависят от особенности той  или иной профессии.

     Идеалы – (греч. образец) это образы цели нашей деятельности, определяющие характер поведения человека или социальной общности. 

     Ценности  – определяют правила и принципы социальной жизни чел., выполняют нормативно-регулирующие функции, выражают особое отношение ко всему происходящему в соответствии с его идеалами; классифицируются по сферам человеческой  жизнедеятельности:

                     -производственно-потребительская  сфера (материальные ценности);

                     -социальная сфера (семейные, сословные  и др.);

                     -духовная сфера (религиозные,  художественные).

     Эмоции – (лат. потрясение) особая группа психических состояний и процессов, кот. связаны с инстинктами, потребностями и мотивами; субъективная реакция чел. или социальной общности на воздействие внутренних и внешних раздражителей (проявляются в виде страха и т.п.).  

      Убеждения – имеется несколько значений, но здесь как синоним уверенности, чувство отсутствия сомнений; характеризуют высший уровень развития мировоз.

      Сомнения – в истинности чего-либо, состояние душевного разлада; характериз. несформировавшийся уровень развития человеческого самосознания.

      Воля – деятельная сторона человеческого сознания; рассматривается в 3 аспектах:

                         - желание действовать (хочу);

                         - выбор направления действия (могу);

                         - в его специфике (надо).

II. Гносеологический анализ – представлен 2 уровнями:

     1)обыденно-практический (чувственное познание) – складывается из: мироощущения--мировосприятия--миропредставления. (Пример: «Я вижу мел». Здесь характерен феномен восприятия предмета, образующийся на уровне образного мышления.) Основные х-ки: стихийность, эмоциональность, необоснованность, отсутствие системности. 

     2)рационально-теоритический (мыслительная деятельность) – складывается из: понятия--суждения--вывода. Имеет следующие формы: мироосознание, миропонимание,  убеждение (высший уровень мировоззрения). Основные х-ки: осознанность, обоснованность, логичность, рефлексивность (возвратность).

                                    ВОПРОС  №2

Истроич. типы мировоззр. Их сравнительный  анализ. Мировоззрение всегда связано с историческим пространством эпохи, а потому наиболее важной классификацией является историческая типология мировоззрения, которая выделяет:  мифологическое, религиозное, научное и философское мировоззрение.

      1.Мифологигический – первый, возникший на ранних этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны:

1)образно-ассоциативная форма отражения действительности;

2)чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира;

3)фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни (вера во множество сверхъестественных существ);

4)синтетичность (когда сознание не фиксировало различий между реальностью и воображением, окружающие предметы мыслились как двойственные по своей природе, т.е. человеческие и божественные одновременно);

5)синкретизм (единство человека и природы).

       Мифологич. мировоз. основано  не на рациональном познании, а на  интуитивной, чувственной вере: в истинность мифов, незыблемость ритуала и, базирующиеся на них, нравственные запреты и социальные нормы поведения.

     2.Религиозное – знаменует отход от политеизма (многобожия), зарождается в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм).

     В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека. При этом вера в Бога не сводится к принятию религиозного ритуала, а предполагает личное и глубокое интимное соединение с Богом. Характеристики:

1) иррациональное  мышление: основывается на вере, и не требует доказательств с позиций рацио;

2) мир  удваивается: никогда не смешивается земное и сокральное /священное;

3)фонтазийность (эпиляция к фантазии и чувствам);

4)массовость (носит массовый характер);

5)обрядовость и культовость (обязательность духовной практики и участия в обрядах);

6)догматизм (обязательное наличие правильных/догматических знаний о божественной реальности);

7)символизм (перенос на предметы скрытого духовного смысла).

     3.Научное – возникло на основе абстрактного мышления еще до возникновения философии как преднаука. Характерные черты:

1)предполагает  обоснованность (объективность, а не субъективность знаний);

2)системность (т.е. систематизация знаний);

3)наличие  особого языка, средств, методов и орудий познания;

4)научность и непротиворечивость (проверяемость полученных знаний с помощью практики и логики).

     4.Филосовское. Ориентировано на свободный интеллектуальный поиск истины и характеризуется:

1)аксиологичностью (отражает ценностное отношение к действительности и подчеркивает значение  практического разума);

2)рефлексивностью (т.е. возвратностью в осмыслении предельных оснований бытия: природы, общества, человека, а так же человеческой культуры в целом; это знание о знании; склонность к анализу);

3)теоритичностью (представления о мире и человеке обосновываются с использованием теоретических понятий и категорий).

     В отличие от мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения. Великое открытие древних мудрецов, в том, что установление истины становилось возможным без непосредственного обращения к опыту, а в форме логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, используя силу разума и логики. Познавательное искусство такого рода древние греки стали называть теоретическим. Т.о. философия явилась той формой культуры, в рамках которой впервые стало оформляться и развиваться теоретическое мышление, в процессе которого вырабатывается целостная и обобщенная система знаний о мире и человеке.

                                    ВОПРОС №3

Историч. динамика предмета ф. Основные фил. проблемы. Ф. зародилась в 6в. до н.э.  когда в важнейших регионах Древнего мира – Китае, Индии и Греции – шел процесс становления великих цивилизаций, приходящих на смену первобытнообщинному строю. В наиболее развитых государствах Ближнего Востока (Сирии, Иудеи, Египте) также сложились предпосылки возникновения философии, но эта возможность не реализовалась из-за нашествия персов.

     Философия (дословно – это любовь к мудрости, истине) – система взглядов на мир в целом, на причины, закономерности и движущие силы его развития, а так же на  отношение человека к этому миру. Каждая наука изучает мир по-своему, Ф. рассматривая мир в целом, анализирует все 4 объекта:

                 -природу             -человека

                 -общество           -человеческое мышление

  Таким образом, предметом философии являются:

1)законы (общие и специфические) и закономерности;

2)причины,  источники, движущие силы развития.

      В структуре философского знания выделяют:

1.Фундаментальные проблемы, которые отображают «вечные вопросы»:

-«мир»/проблема  универсума (первоначала, конечность  и бесконечность, единство и  множественность, формы и способы  бытия)

-«человек»  (смысл жизни, свободен или  не свободен, отличия человеч.  существов. от других типов  бытия)

-«бытие  человека в мире» (познание  и преобразование бытия; проблема  отношений человек-сознание и  мир-материя – это  основной  вопрос по Фридриху Энгельсу)

2.Прикладные, возникшие под влиянием социальной потребности фил. дисциплины:

     а) теоретические

-онтология – учение о принципах и фундаментальных законах бытия

-гносеология – теория познания

-эпистемология – философия науки

-антропология – учение о человеке

-аксиология – о ценностях

-праксеология – философия деятельности и преобразующей активности человека

-диалектика – теория развития

-методология – формирование обобщенной научной модели мира

     б) практические

-социальная ф. (учение об обществе)

-ф.  истории                     -ф. искусства

-ф.  религии                       -ф. политики

-ф.  культуры                   -ф. любви

     Динамику  ф. можно проследить по следующим  этапам:

-древняя  философия                          -немецкая классическая ф.

-средневековая                                   -марксистская

-ф. возрождения                                 -неофилософия (неклассика)

-ф. 17 века                                           -западная ф. (неклассика)

-ф. прсвещения  (нет билета)

     Для  Древней ф. х-на следующая проблематика:

1)космологический характер (рассматривает мир в целом, в том числе и человека, как Космос, анализирует их с точки зрения гармонии);

2)онтологичность (центрация вокруг проблемы первоначала, субстанции, бытия и материи);

3)гносеологический рационализм (установка древних греков на рационально-логическую аргументированность знаний и развитие теоретического мышления как средства  познания бытия);

4)антропологическая проблематика (рассматривает человека с позиций его этических характеристик, понятие древних о добродетелях);

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"