Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

      II. НЕОПЛАТОНИЧЕСКИЙ

Возвращение к античной идее тождества микро- и макрокосма, внимание с Бога переносится на проблему устройства Вселенной. Неоплатоники: Николай Кузанский, М.Фечино, Пико дела Мирандола.

      III.НАТУРФИЛОСОФСКИЙ

Характеризуется становлением ф. природы, стремлением  к ее пониманию и усилению власти над ней. Основу натурфилософии составил пантеизм – сохранял Бога в качестве творческого начала, наполняющего природу и человека духовной энергией.

      Деятели:

Леонардо  да Винчи выдвинул положение о наличии в природе естественной необходимости.

Н.Коперник, благодаря астрономическим открытиям, предложил идею гелиоцентризма, подорвав религиозную космологию и учение о творении.

Дж.Бруно выдвинул концепцию бесконечности миров во Вселенной, в каждом из которых есть свое Солнце.

 И.Кеплер установил точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него, космос был представлен как часовой механизм с математической гармонией чисел, доступный научному познанию.

      Ренессансная  культура дала немалый толчок для  развития европейской философской  традиции:

2)новый  статус науки как самостоятельной  формы знания с опорой на  реальный эксперимент;

2)формируется  ф. политики, у истоков которой  стоял Н.Макиавелли («Государь»), заинтересовавшийся  природой власти, механизмами ее  получения;

3)социальная  проблематика х-ся становлением  идеалов свободы-равенства-братства, разрабатываются социально-политические  утопии («Утопия» Т.Мора, «Город Солнца»  Т.Кампанеллы).

                                    ВОПРОС №11

Новоевропейская фил. Проблема метода (научного познания) в ф. Нового времени (17в). Эмпиризм и рационализм. В 16-17в государства Западной Европы вступили в полосу радикальных перемен, что повлекло за собой развитие философии Нового времени, основной чертой которой стал наукоцентризм – желание познать мир рациональными средствами науки.   

      Предпосылки:

1.материально-экономические:

-возникновение  централизованных буржуазных государств

-развитие  промышленного производства, требующего  научных знаний

2.соцеальные:

-классовое  общество: буржуазия, рабочие и  ученые (последние приобретают статус  высшей инстанции)

-христианство  по-прежнему существует, но духовенство  уже мало влияет на общество

3. духовные:

-благодаря  научной революции религия окончательно  теряет свои позиции

-наука  отделяется от философии, оформляется  естествознание

-изменение  статуса Бога, отразившееся в  деизме – Бог выполняет функцию первотолчка, после чего мир развивается самостоятельно

      Для ф. Нового времени особую актуальность приобретает гносеологическая проблематика:

      1.что есть объект и что есть субъект познания:

 В современной фил. приоритет в познании принадлежит субъекту/человеческому разуму, а в 17в. знание производно от объекта.

      2.истинность знания и заблуждение:

Истинность  м/б установлена с помощью:

1)метод  индукции – предполагает движение  мысли от единичного к общему

2)метод  дедукции – от общих положений  к частным выводам

3)экспериментальный  метод – на основе научного  эксперимента

Эти методы не привели к решению проблемы, а потому начинают разрабатываться  методологические принципы познания:

-принцип  критической подготовки сознания  и очищения его от предрассудков  при познавательных процедурх  (Бэкон);

-принцип  универсального сомнения (Декарт).             

      3.проблема источника знания (какой источник знания является приоритетным – чувственный опыт или теория)

      4.проблема метода научного познания, которая отражена в концепциях эмпиризма и рационализма:

      I.ЭМПИРИЗМ (emperia/опыт) – основой познания является чувственный опыт, а разум только обобщает и перекомпоновывает материал, полученный чувственным опытом; сам по себе разум не создает новых знаний. Представители: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк.

      II.РАЦИОНАЛИЗМ (racio/разум) – исходит из того, что чувства могут нас обманывать, разум же сам способен вырабатывать новые знания и контролировать разного рода  выводы. Представители: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц.

      Основные  черты философии 17в:

1)критика схоластики использование научного познания

2)формируется принцип автономии разума

3)некритическое следование  авторитетам

4)отсутствие систематических экспериментов и наблюдений, отсюда догматизм и умозрительность

5)наличие механико-математической модели бытия (метафизический подход к анализу действительности, т.е. с позиций механики и математики)

6)разработка методов познания и решения вопроса источника знания (преобладание дедуктивного метода) 

                 ВОПРОС №12

Немецкая  классическая философия  и ее роль в развитии мировой философской  традиции. НКФ занимает небольшой временной промежуток (основные произведения выходят в 1770-1831гг); ее образуют всего 5 авторов: Иммануил Кант, Г.В.Ф. Гегеь, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг, Людвиг Фейербах .

Однако, НКФ внесла качественно новый вклад в развитие европейской фил. традиции; являясь продолжением прогрессивных идей и концепций 17-18вв., она стала преддверием неклассического типа философствования. В учениях немецких мыслителей произошел синтез рационализма и сенсуализма, и таким образом была раскрыта диалектическая природа познавательного процесса.

      Предпосылки:

1.материально-экономические:

-формирование  капиталистического способа производства  в Германии

-одновременное  существование помещичьего землевладения,  остатков крепостного права и  цехового строя

2.социальные:

-наличие  буржуазии и пролетариата

-остатки  феодализма и влияния христианства

-большая  прослойка научной и творческой  интеллигенции

3.духовные:

-духовное  развитие общества опережает  время и экономику

-национальная  фил. традиция заложила в основу  философствования идеализм

I.КАНТ – родился в Кенинсберге (Каллиненград – город-побратим), стал 11 ребенком в семье, имел слабое здоровье, но благодаря режиму и хорошим привычкам дожил до 80 лет,  долгие годы возглавлял Кененсбергский Университет.

      В творчестве выделяют 2 периода:

1)докритический – уделяет много времени естествознанию, считает, что наука должна опираться на теоретические и эмпирические знания, а философия призвана их обобщить;

2)критический – начинается с написания 3 работ со словом «критика» в названии:

-1781 «Критика  чистого разума» - посвящена проблемам  познания

-1788 «Критика  практического разума» - посвящена  проблемам этики

-1790 «Критика  способности суждения» - проблемам  эстетики и онтологии в природе.

      Выделяют 2 основных вопроса китического периода:

а) теория познания:

      Кант  произвел революцию или «коперниканский  поворот» в гносеологии, поставив на первое место субъект познания; это  означало следующее:

-процесс  познания рассматривал как активную  деятельность субъекта

-определил  структуру познающего субъекта (выделил  этап чувств и этап рацио  в позновательном процессе –  дуализм Канта; ввел понятие о наличии априорных/доопытных форм чувственности и рассудка, которые образуют трансцендентальные, т.е. выходящие за границы опытного, формы сознания)

-ставил  вопрос о возможности познания  мира субъектом (был агностиком  и считал, что ничего нельзя  познать до конца, а потому  объективный мир рассматривал  как мир «вещей-в-себе», он открывает нам лишь те или иные свои феномены, но подлинная сущность остается тайной).

б) теория этики:

      Этика Канта названа жесткой или  регористической. Он утверждал, что сознание людей должен связывать некий моральный закон – категорический императив, который предполагает определенное представление о долге, достоинстве, ответственности. Формулировка закона звучит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты, в то же время, можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

      Кант  считал поступок моральным не тогда, когда есть к нему склонность, а когда он совершается из уважения к нравственному закону, кроме того субъект осознает, что он делает.

     Ряд нравственных обязанностей  по Канту, кот. легли в основу  европейской морали:

-забота  о сохранении своего здоровья

-забота  о чести и достоинстве

-забота  о совести и самопознании

-воспитание  в себе человеколюбия

-уважение  к другим

-воспитание  в себе приятности, мягкости, вежливости, терпимости и гостеприимства

-развитие  в себе чувства прекрасного

II.ГЕГЕЛЬ – самый сложный философ. язык не помешал ему стать вершиной классической диалектики.

а) суть бъективного идеализма Гегеля:

      Если  Кант исследовал объективный аспект познания, то Гегель исследует развитие духовной культуры человечества и вводит понятие Абсолютной идеи – это вся объективная реальность в ее полноте и развитии, некий мировой разум, предельно сжатый до совершенно чистой формы.

      3 этапа развития Абсолютной идеи/ чистого разума по Гегелю:

1)логика (Абсолют. идея находится в  рамках чистого мышления, на этом  этапе она развивается и видоизменяется по законам диалектики);

2)философия  природы (на 2 этапе Абсолют. идея  превращается в инобытие, т.е. развивается как категория природы);

3)философия  духа (Абсолют. идея развивается в истории человечества, затем она возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самопознания).

  б) основной заслугой Гегеля стала разработка идеалистической теории диалектики:

-представление  о существовании объективных  законов и принципов развития  и взаимовлияния в природе,  обществе, культуре

      3 закона диалектики/развития выведенные Гегелем:

1.закон  перехода количественных изменений  в качественные

2.закон  единства и борьбы противоположностей

3.закон  отрицания отрицания/двойного отрицания

-учение  о противоречии как источнике  развития и описание механизмов  разрешения противоречий (триада: тезис-антитезис-синтез)

- разработка  категориально-понятийного аппарата (количество-качество, сущность-явление  и т.д.)

III.ФЕЙЕРБАХ – родился в семье юриста, перевелся с богословского на философский факультет, за труд «Мысли о смерти и бессмертии» был отстранен от преподавания и всю жизнь занимался репетиторством; его фил. стала оппозицией идеалистическому направлению НКФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"