Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

-в  феноменологии Гуссерль выделил «нетематический горизонт», который дает «предварительное знание» о предмете, горизонты предметов сливаются и образуют «жизненный мир», кот. делает возможным понимание индивидов;

- Хайдеггер объяснял реальность «жизненного мира» как языковую реальность, язык как исторический горизонт определяет судьбу бытия, «не мы говорим языком, а он нами», бытие говорит ч/з поэтов, их многозначное слово призвана истолковать Г.

      Разработка  фил. герменевтики б/начата Э.Бэтти, главной задачей он видел раскрытие исторических текстов и «перемещение в чужую субъективность». Гадамер понимает Г. как учение о бытии, и история есть своеобразная игра в стихии языка.

      Общей чертой вариантов ф. герменевтики является недоверие к свидетельствам сознания и логики, а обращение косвенным свидетельствам языка.   

7.«Философия жизни» – (на стыке19-20вв) иррационалистическая оппозиция классике и своеобразный протест против господства методологизма и гносеологизма; центральным понятием становится «жизнь», как некая интуитивно постигаемая реальность, не тождественная ни духу, ни материи.

Теория  познания: динамика жизни постигается в акте интуиции, кот сближается с даром художественного проникновения, это приводит к возрождению культа творчества и гения; подчеркивается несовместимость научного и философского подхода к миру, а наиболее адекватной формой познания является художественный символ, т.о. творчество выступает как синоним жизни.

      Воззрения представителей ф.ж. весьма различны (биологически-натуралистический, историцистский, пантеистический варианты истолкования жизни) потому легче ограничиться рассмотрением концепций, оказавших влияние на формирование антропологически ориентированных течений современной философии.

1.А.Шопенгауэр. Жизнь понимается как природная реальность, противостоящая искусственным схемам логики. В качестве субстанции жизни выступает воля, понимаемая как слепой порыв, она первична по отношению к разуму, истории и культуре. Универсальная мировая воля объективирует себя в многообразии отдельных воль, обреченных на борьбу за место под солнцем. Выход из тупиков воли возможен на пути ее «оборачивания»/преодаления инстинкта жизни. Нравственной пружиной выступает сострадание, забвение своих нужд и забота о страдании другого.

2.Фр.Ницше. Шопенгауэровскую  волю к жизни конкретизирует как волю к власти; поэтизирует силу; делит общество на тех, кто подчиняется и кто повелевает. Произвел критическую переоценку всех культурных ценностей и идеалов: наука и искусство уводят в мир искусственной гармонии, мораль вырастает из усилия слабых, религия призывает к смерти, «Бог умер». Новые ценности основаны на приоритете жизни и силы, их носителем станет грядущий сверхчеловек. Нравственность прагматична (добро и истина – то, что усиливает жизненное начало, зло и ложь – ослабляет). Характерна склонность к примитиву, сведение любой идеи к «витальным влечениям». 

                                    ВОПРОС №14

Марксистская  философия. Ее сущность и историч. судьба. Этапы в развитии М.ф. Структура  М.ф. Марксизм – это направление классической ф., основанное на материализме и разработанное К.Марксом (1818г, из семьи адвоката, учился в Берлинском Университете) и Ф.Энгельсом (1820г, текстильный фабрикант, занимался коммерцией в Манчестере, доходы шли на революцию).

М.ф. не следует отождествлять с идеологией коммунизма, которая состоит из 3 частей:

      I. собственно марксистская философия

      II. политическая экономия

      III. учение о научном коммунизме

            Предпосылки возникновения  марксизма:

1.маиериально-экономические:

-развитие  промышленного капитализма в 40гг. 19в.

-ускорение  темпов материального производства и роста производительности труда

-промышленная революция в Англии и Германии

-утверждение  капиталистического способа производства с присущими ему противоречиями и формами эксплуатации

-учащение  и обострение конфликтов между производительными силами и производственными отношениями

2.соцеально-политические:

-наличие революционного рабочего класса и его освободительное движение

-буржуазная революция 16-19вв.  в ряде стран Европы

-революционные  восстания и забастовки во Франции и Германии в 30-40гг. 19века

-чартистское движение в Англии

-обострение классовой борьбы и ее открыто политический характер

3.Духовные:

      а)естественнонаучные:

-открытие клетки Шваном и Шлейденом

-эволюционная  теория Ч.Дарвина

-закон сохранения и превращения энергии Р.Майера

-высокий уровень развития естествознания в целом

      б)философские:

-французский  утопический социализм

-английская  политэкономия

-развитие материализма в философской жизни

-идеи немецких классиков: теория познания и этика Канта, диалектика Гегеля, материализм Фейербаха

      Этапы развития марксистской философии:

1.Ранняя (до 50гг. 19в.):

«Нищета философии» (критика на ф. нищеты, основы политэкономии)

«Святое семейство» (историческая роль пролетариата)

«Немецкая идеология» (конц. матер. понимания  истории – 1 открытие, основа теории науч. комунизма)

«Тезисы о Фейербахе» (критика послегегелев. ф.: «Философы лишь различным образом  объясняли мир, но дело заключ. в  том, чтобы изменить его»)

«Экономическо-философские  рукописи» (первые экономические исследования)

      Основные  проблемы этапа:

-критика идеализма (особенно гегелевского) и формир.  материалистич. оппозиции

-рассмотрение проблемы человека, формир. материалистич. взглядов на общество

-формир. материалистич. представлений о развитии истории

-закладка  основ экономического и соцеально-политического учения (ф. государства)

2.Зрелая (с 50гг. до конца 80гг.):

«Капитал» (прибавочная стоимость – 2 открытие; матер. диалектика как метод политэкономии)

«Роль труда в процессе превращения  обезьяны в человека»

«Происхождение  семьи, частной собственности и  государства»

3.Западная и восточная марксистская философия:

Представители восточной ветви (90гг. и до середины 20гг.): Ленин, Троцкий, Богданов, Бухарин, Плеханов.

4.Сталинский (с середины 20гг. до 1953г.):

Развитие  фил. затормозилось,  период ознаменовался  репрессиями философов 30-х гг.

5.Предвоенный (50-80гг.): советская марксистская философия.

6.Постмарксистский (50-80гг.):

      а)в  рамках запада возникли следующие направления:

-гуманистическое  (проблема человека и общества)

-сциентистское  (попытка преобразовать недостаточно  научный традиционный  марксизм  в  строгую теорию)

-антисциентизм  (против науки) 

      б)в  рамках востока:

-комунитаризм:

    *франкфуртская школа на Майне                      *феноменологическая

    *фрейдо-марксистская                                        *будапештская школа

    *экзистенциалистская марксистская школа     *группа «Праксис»

                  Основные черты  и проблемы марксистской философии:

1.Концепция  социально-исторической практики (общественная практика – деятельность людей по преобразованию природных объектов; в структуре практики 2 стороны: субъектная-человек и объектная-предмет).

2.Кон.  отчужденного труда (при капитализме происходит отчуждение от: результатов труда, творческой природы и родовой сущности, от другого человека)

3.Кон. материалистич. понимания истории (базис всех отношений составляют экономические отношения, экономика определяет политику)

4.Теория  общественно-экономических формаций (Маркс выделил, в зависимости от формы собственности: античную, феодальную, буржуазную  формации, которые путем социальной революции сменит коммунистическая, она предпол. отсут. эксплуатации человека чел. превращ. труда в 1 потребность, всестороннее развитие индивидов)

5.Теория  классов и классовой борьбы.

6.Матариалистическая  концепция сознания (сущность человека – совокупность всех общественных отношений, причем господствуют производственные отнош.:

-о. к  средствам производства

-о. обмена  продуктами производства

-о. распределения  продуктов

Человек (рабочий) предстает в качестве: товара, рабочей силы, общественно-исторического  существа.)

7.Диалектико-материалистическая  теория познания (до сих пор использ. в обучении).

8.Материалистическая  концепция диалектики (учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении)

9.Проблемы  материи и ее структуры.

                                    ВОПРОС  №16

Философия и национальное самосознание. Основные идеи и этапы  развития ф. в Беларуси. Беларусская ф. имеет свою специфику:

1.Отсутствие  самостоятельной государственности (территориально бел. земли входили состав др. государств: ВКЛ, Речи Посполитой, Российской Империи).

2.Ситуация  пограничья  между цивилизованным Западом и Востоком.

3.Трудности  национальной идентификации мыслителей (в равной степени принадлежат культурам других стран: С.Будный, К.Лыщинский, С.Полоцкий, Г.Конисский, М.Смотрицкий). 

4.Написание  философских текстов преимущественно на латинском либо польском, а не на национальном языке.

5.Только  со второй половины 19 в. актуализируются  понятия белорусской национально-культурной  идентичности, повышается статус  языка.

6.В целом  развитие  бел.фил. осуществлялось  в контексте эволюции европейской  культуры. 

      Основные  идеи и этапы развития философской мысли  в Беларуси:

1.Предфилософский. Восходит к культуре Киевской Руси периода принятия христианства (10-12вв.). Начало положила полоцкая княжна Рогнеда, основавшая первый монастырь. Климент Смолятич, Кирил Туровский, Ефросиния (Предслава) Полоцкая способствовали распостран. христианских идей, книжного просвещения, образования. Кроме того влияние на духовную жизнь людей оказала народная фольклорная культура.

2.Гуманистическое и реформационное движение:

      а)Белорусский Ренессанс/Возрождение. Период представляют: Ф.Скорина, Н.Гусовский, С.Будный, В.Тяпинский, Л.Сапега.

      Культура  приобретает черты  европейского гуманизма, однако ренесансную идею индивидуальной свободы  Ф.Скорина  трансформирует в идею общего блага, кот. достижимо в обществе с помощью закона и права. Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, а придал ей окраску социального служения. Кроме того в центре внимания была проблема исторического предназначения человека, гносеологиеский оптимизм с представлением о безгранич. возможностях в деле преобразования природы и общества на началах разума, натурализм как принцип интеграции человека и мироздания. 

      Стремясь  сделать культурно-исторические ценности достоянием всего народа, бел. мыслители  выбирают простой и доходчивый стиль изложения. И потому в отличие от заподноевропейского, бел. гуманизм вышел за рамки духовных элит и проявился широким социальным движением.

                        Периоды белорусского Возрождения:

      I.Раннее Возрождение (интенсификация ремесленного производства, торговли; формирование гражданского самосознания; идея рационального переустройства общества).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"