Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
-мир
объективен и не зависит от
психологических установок
-предрассудки
преодолеваются согласованием
-мир
познаваем, а истина – это
абсолютное логически
ККИ
столкнулась с рядом
В неклассической фил. теория познания развивалась в 2 направлениях:
I-направление (попытка трансформации теории корреспонденции к новой интеллектуальной ситуации):
1)марксистская концепция
Говорит об объективности наших знаний, но одновременно они субъективны. И. исторически конкретна. В каждой относительной истине есть элемент абсолютной и наоборот. Важнейшим критерием истины является практика.
Относительная истина – неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания.
Абсолютная истина – знание, которое не может быть дополнено в ходе дальнейшего знания.
Все рассуждения по поводу соотношения абсолютной и относительной истины должны быть дополнены соответствующими суждениями.
Конкретность истины предполагает учет всех условий и обстановки, в которых находится объект познания.
1.логическая непротиворечивость
2.объективность
3.рациональное доказательство
4.эмпирическая проверка знаний
5.практика
2)семантическая теория истины А.Тарского
Предложил устранить противоречия в ККИ за счет разделения языка науки на объектный язык и метаязык.
II-направление (оформление новых неклассических концепций):
1)когерентная (лат. связь)
Акцент на логической непротиворечивости знания, которая и является критерием истины. Если теорию можно свести к системе взаимосогласованных логических высказываний, она является истиной.
2)конвенционалистская (лат. соглашение)
Рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов, отдающих предпочтение одной гипотезе в ущерб другой.
3)прагматическая (греч. дело)
Истина – это то знание (даже заведомо ложное), которое, придавая уверенность, обеспечивает успех и практическую эффективность человеческих действий.
Неклассическая философия релятивизирует (делает относительной) истину, рассматривает ее как зависимую от субъекта, от языка. Одновременно она преодолевает оппозицию «истина – заблуждение», предпочитая такие понятия как степень истины, правдоподобие, вероятность.
В постнеклассической философии проблема истины переносится в социально-политическую сферу. Истина понимается:
-как элемент идеологии
-к претензиям
на истинность ироничное
-всякая
позиция имеет право на
-истинным считается знание, которое способствует сглаживанию социальных конфликтов и достижению согласия (консенсус-теория истины)
Научная
истина имеет свою специфику: сформулирована
в виде логически непротиворечивой, эмпирически
обоснованной, и принципиально проверяемой
системы.
Понятие науки. Становление науки и основные этапы ее историч. эволюции.
НАУКА – это сфера человеческой деятельности, главной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Функции науки:
-культурно-мировоззренческая (произведенное знание является фундаментом современного мировоззрения и компонентом духовной культуры)
-производительная (достижения технологического прогресса – результат научной деятельности)
-социальная (вклад в решение социальных проблем, например глобальных проб. сов.)
Научное знание – принципиально новое знание об объективных существенных свойствах вещей и явлений и законах бытия.
Характеристика/критерии научного знания:
1)истинное и объективное
2)рационально (исключает субъективные, мифические элементы)
3)теоретически
обосновано и логически
4)выражено специальным научным языком
5)доведено
до сведения научного
6) должно
поддаваться общественному
1.научная деятельность
Представлена: субъектом, объектом, целью, средствами, результатом науч. деят.
Воспроизводство/подготовка субъектов – важнейший элемент научной деятельности.
2.научные институты и учреждения
Собственно сеть академий, НИИ, ВУЗов, лабораторий, профессиональных коллективов, обеспечивающих существование науки.
3.научное сознание
Под ним подразумеваются:
-типы познания (научное и обыденное)
-уровни
научного познания (эмпирический, теоретический,
метатеоретический)
-формы научного познания (проблема, гипотеза, теория)
-методы научного познания
4.научные отношения
Выражаются в виде внутри- и междисциплинарных взаимоотношений, взаимодействий преподавательских кафедр, коммуникаций между специалистами на конференциях, стажировках, в научных изданиях, мировой информационной сети.
Этапы исторической эволюции науки:
I-этап преднауки (до 17в.)
-знания как результат обобщения обыденного практического опыта
-отсутствие
системности, обоснований и доказательств
II-этап классической науки (17-конец 19в.)
-наука отделяется от философии
-становление теоритического естествознания
-разработка
категориально-понятийного
-открытие экспериментального метода
-институциализация науки
III-этап неклассической науки (конец 19-первая половина 20в.)
-активное дальнейшее развитие технических, гуманитарных и социальных наук
-рост научной информации
-специальная подготовка кадров
IV-этап постнеклассический (вторая половина 20-по сегодняшний день)
-наука становится основной непосредственной силой
-смена форм трансляции научного знания
-появление
специфических средств науки
Уровни научного познания и проблема их взаимосвязи.
Научное знание – принципиально новое знание об объективных существенных свойствах вещей и явлений и законах бытия.
Структура научного познания:
1.подразумевает наличие субъекта, объекта, цели, средств и результата познавательной деятельности
2.уровни научного познания
3.методы научного познания
4.формы научного познания
Уровни
1-уровень эмпирический
Направлен на отражение явлений объективной реальности при непосредственном соприкосновении с ней, получение эмпирических данных приборами, инструментами, в документах.
Предмет: внешние свойства и связи объектов.
Средства и методы: практические операции (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, описание).
Результат: эмпирические понятия, факты, зависимости.
2-уровень теоретический
Направлен на раскрытие наиболее существенных фундаментальных сторон объективной реальности. Теоретические исследования всегда проводятся на основе ряда специфических методов и методологических принципов, их обобщением и занимается данный уровень.
Предмет: внутренние связи и законы.
Средства и методы: опосредованное изучение (мысленный эксперимент, идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и историко-логический методы).
Результат: идеальные объекты, проблемы, гипотезы, теории.
3-уровень
метатеоретический/философско-
На данном уровне функционирует предпосылочное знание т.е. та интеллектуальная среда, в которой разворачивается теоретическая деятельность ученого и закладываются основания научного поиска.
Предмет: общие характеристики объектов науки и способов их познания.
Средства и методы: дисциплинарная и философская рефлексия (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, дедукция и индукция, моделирование, аналогия).
Результат: научные картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки.