Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

БИЛЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 161.22 Кб (Скачать)

-мир  объективен и не зависит от  психологических установок субъекта, сознание является его отражением

-предрассудки  преодолеваются согласованием мышления  с опытом (эмпиризм), либо с логическим  мышлением (рационализм)

-мир  познаваем, а истина – это  абсолютное логически непротиворечивое  знание 

      ККИ столкнулась с рядом неразрешимых проблем. Начиная с И.Канта, философия  приходит к выводу, что объект познания зависит от познавательных возможностей  и интересов субъекта, а истина описывает не столько объективное положение дел, сколько сферу человеческой субъективности. Не в пользу ККИ сыграл кризис в физике (теория относительности, квантовая физика).

            В неклассической фил. теория познания развивалась  в 2 направлениях:

      I-направление (попытка трансформации теории корреспонденции к новой интеллектуальной ситуации):

1)марксистская концепция

Говорит об объективности наших знаний, но одновременно они субъективны. И. исторически  конкретна. В каждой относительной  истине есть элемент абсолютной и  наоборот. Важнейшим критерием истины является практика.

      Относительная истина – неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания.

      Абсолютная  истина – знание, которое не может быть дополнено в ходе дальнейшего знания.

Все рассуждения  по поводу соотношения абсолютной и  относительной истины должны быть дополнены  соответствующими суждениями.

      Конкретность истины предполагает учет всех условий и обстановки, в которых находится объект познания.

                              Критерии истины:

1.логическая  непротиворечивость

2.объективность

3.рациональное доказательство

4.эмпирическая проверка знаний

5.практика

2)семантическая теория истины А.Тарского

Предложил устранить противоречия в ККИ  за счет разделения языка науки на объектный язык и метаязык.

      II-направление (оформление новых неклассических концепций):

1)когерентная (лат. связь)

 Акцент  на логической непротиворечивости знания, которая и является критерием истины. Если теорию можно свести к системе взаимосогласованных логических высказываний, она является истиной.

2)конвенционалистская (лат. соглашение)

Рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов, отдающих предпочтение одной гипотезе в ущерб другой.

3)прагматическая (греч. дело)

Истина  – это то знание (даже заведомо ложное), которое, придавая уверенность, обеспечивает успех и практическую эффективность человеческих действий.

      Неклассическая  философия релятивизирует (делает относительной) истину, рассматривает ее как зависимую от субъекта, от языка. Одновременно она преодолевает оппозицию «истина – заблуждение», предпочитая такие понятия как степень истины, правдоподобие, вероятность.

      В постнеклассической философии проблема истины переносится в социально-политическую сферу. Истина понимается:

-как  элемент идеологии

-к претензиям  на истинность ироничное отношение

-всякая  позиция имеет право на существоавние

-истинным  считается знание, которое способствует  сглаживанию социальных  конфликтов  и достижению согласия (консенсус-теория истины)

      Научная истина имеет свою специфику: сформулирована в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной, и принципиально проверяемой системы. 

                                    ВОПРОС №32

Понятие науки. Становление  науки и основные этапы ее историч. эволюции.

НАУКА – это сфера человеческой деятельности,  главной функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

      Функции науки:

-культурно-мировоззренческая (произведенное знание является фундаментом современного мировоззрения и компонентом духовной культуры)

-производительная (достижения технологического прогресса – результат научной деятельности)

-социальная (вклад в решение социальных проблем, например глобальных проб. сов.)

      Научное знание – принципиально новое знание об объективных существенных свойствах вещей и явлений и законах бытия.

      Характеристика/критерии научного знания:

1)истинное  и объективное

2)рационально  (исключает субъективные, мифические  элементы)

3)теоретически  обосновано и  логически непротиворечиво,  эмпирически проверено

4)выражено  специальным научным языком

5)доведено  до сведения научного сообщества  и принято им

6) должно  поддаваться общественному контролю

                                    Структура науки:

      1.научная деятельность

Представлена: субъектом, объектом, целью, средствами, результатом науч. деят.

Воспроизводство/подготовка субъектов – важнейший элемент  научной деятельности.

      2.научные институты и учреждения

Собственно  сеть академий, НИИ, ВУЗов, лабораторий, профессиональных коллективов, обеспечивающих существование науки.

      3.научное сознание

Под ним  подразумеваются:

-типы познания (научное и обыденное)

-уровни  научного познания (эмпирический, теоретический, метатеоретический) 

-формы научного познания (проблема, гипотеза, теория)

-методы  научного познания

      4.научные отношения

Выражаются  в виде внутри- и междисциплинарных  взаимоотношений, взаимодействий преподавательских  кафедр, коммуникаций между специалистами  на конференциях, стажировках, в научных  изданиях, мировой информационной сети.

                  Этапы исторической эволюции науки:

      I-этап преднауки (до 17в.)

-знания  как результат обобщения обыденного практического опыта

-отсутствие системности, обоснований и доказательств 

      II-этап классической науки (17-конец 19в.)

-наука  отделяется от философии

-становление теоритического естествознания

-разработка  категориально-понятийного аппарата  и формирование научного языка

-открытие  экспериментального метода

-институциализация науки

      III-этап неклассической науки (конец 19-первая половина 20в.)

-активное  дальнейшее развитие технических, гуманитарных и социальных наук

-рост научной информации

-специальная  подготовка кадров

      IV-этап постнеклассический (вторая половина 20-по сегодняшний день)

-наука  становится основной непосредственной силой

-смена форм трансляции научного знания

-появление  специфических средств науки 

                                    ВОПРОС №33

Уровни  научного познания и  проблема их взаимосвязи.

Научное знание – принципиально новое знание об объективных существенных свойствах вещей и явлений и законах бытия.

      Структура  научного познания:

1.подразумевает наличие субъекта, объекта, цели, средств и результата познавательной деятельности

2.уровни научного познания

3.методы научного познания

4.формы научного познания

                        Уровни  научного познания/исследования:

      1-уровень  эмпирический

Направлен на отражение явлений объективной реальности при непосредственном соприкосновении с ней, получение эмпирических данных приборами, инструментами,  в документах.

Предмет: внешние свойства и связи объектов.

Средства  и методы: практические операции (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, описание).

Результат: эмпирические понятия, факты, зависимости.  

      2-уровень  теоретический

Направлен на раскрытие наиболее существенных фундаментальных сторон объективной реальности. Теоретические исследования всегда проводятся на основе ряда специфических методов и методологических принципов, их обобщением и занимается данный уровень.

Предмет: внутренние связи и законы.

Средства  и методы: опосредованное изучение (мысленный эксперимент, идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный и историко-логический методы). 

Результат: идеальные объекты, проблемы, гипотезы, теории.

      3-уровень  метатеоретический/философско-мировоззренческий 

На данном уровне функционирует предпосылочное знание т.е. та интеллектуальная среда, в которой разворачивается теоретическая деятельность ученого и закладываются основания научного поиска.

Предмет: общие характеристики объектов науки и способов их познания.

Средства  и методы: дисциплинарная и философская  рефлексия (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, дедукция и индукция, моделирование, аналогия).

Результат: научные картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"