Шпаргалка по дисциплине философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка

Описание работы

Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.

Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.

Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

52. К-рно-истор. усл-я  разв-я р.Ф-фии  19в. Зап-во и  сл-во

В рус.Ф-фии  было 2.напр-я:1.деление на западнич-во и славянофильство, 2.материалистич.напр-е.

Западники:1)категорич.отриц-е рус.жизни,2)ставка на разум, науку, а не религию, чувства, веру. Основоп-к- ЧААДАЕВ-1ый ч-к в Р, к-й создал фил.труды. Он близок к декабристам, но в восстании не уч-вал. Размышляет о судьбе, перспективах разв-я России. Редактор журнала «Телескоп» осмелился опубликовать 1письмо Þ редактора в ссылку, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и на его произведениях запрет печатать. Гл.интерес Чаадаев проявлял к общ.жизни страны:1.отмечает отсталость рус.гос-ва в эк., соц-пол. плане. Гл.дело–в Р.нет независ-го от властей общ.мнения–величайш.трагедия рус.ч-ка.,2. заимствованный, подража-тельный хар-р к-ры. Причины отсталости: 1) религ.ф-р 2)география (огром-я S, упр-ть м. т-ко жесткой рукой, сильным ч-ком) 3)монголо-татарское иго 4)особое полож-е ц-ви. Зап. ц-вь от гос-ва отделена в 17-18 вв. У нас ц-вь объединена с гос-вом =>она не м. возразить, прислужница гос-ва. Мы д. упразднить самодержавие, а установить демокр. республику.

Славянофилы:1)самобытность веры, к-я проявл-ся в эк-ке-общинное, коллект. ведение х-ва. 2)наличие самодержавия (избранный д.стоять над всеми и выражать интересы всех)    КИРЕЕВСКИЙ: жил на западе.Сделал попытку издавать ж-л «Европеец». Книга «Курс Ф-фии», где он дает критику зап. цив-ции за госп-во ч.с=>эксплуатация, нерав-во,нет дух.ед-ва; за госп-во рац-зма. Европа от Византии унаследовала к-ру разума, рассудка. Рос.ч-к миролюбив, не завоеватель, покорный властям (допетровская Русь), а вся гадость пришла с Петром. Он предлагает вернуться к допетр.Руси, т.е. к исконному. Пр-п цельности и конкретности. Мир –ед. целое, в процессе позн-е д.б. цельным,а зап. ч-к познает мир рассудком.Пр-п соборности–ед-во на основе любви к богу.

53. Рус.материалистич.  Ф-я 19в (Герцен, Чернышевский)

В рус.фил-фии  было 2.напр-я: 1.деление на западнич-во и славяноф-во, 2.материалистич.напр-е. (Герцен, Черныш-й).

ГЕРЦЕН в своих работах:1)критикует зап-евр.матер-зм за метафиз-сть, ставит задачу соед-ть мат-зм с диал-кой (ее решил Маркс) 2)критикует гегелевскую Ф-фию, обратил вним-е на то, что его Ф-фия-пр\речива (м-ду м-дом и с-мой), за ид-зм. 3)Поставил ?о соотн-и Ф-фии и науки. С 1стор.есть ученые, к-е не знают Ф-фию, обобщить открытия не могут (Ф-фы не образованы, м.объединить) 4)Ист-я России-процесс,где гл.лицо,гл.движ.сила–народ,но он не образован. Задача: дать народу зн-я, чтобы он осущ-л рев-цию, т.к. вл. просто так никто не отдаст.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ: гл.вним-е уделял th мат-зма. 1) материя разнообразна.2) мир един, он т-ко материален.3)th позн-я– это процесс, истина всегда конкретна, верное зн-е, критерий истины- практика.

«Th разумного эгоизма»: есть мораль для героев, но есть мораль для простого среднего ч-ка. Мораль д.б построена на расчете, т.е.поступать хорошо и творить добро-выгодно.

Общ. процесс-это  прогресс, нельзя ист-ю сравнивать с  Невским проспектом, здесь возм-ны в-нты отступления в сторону, назад,но все же освобожд-е от рабства ч\з рев-цию.

56. Русский космизм  (Федоров, Чижевский,  Вернадский)

Осн-ль–Н.Ф.ФЕДОРОВ (библиотекарь,религ.Ф-ф). «техника есть временная побочная ветвь развития. Силы ч-ка д.б. напр-ны в др. сторону–улучшения себя. Ч-к м. научиться обновлять свой организм и обрести бессмертное космич-е бытие» он говорит, что: 1) " д. вернуть свой долг умершим–«воскресить» их.., 2)Осовоение космоса – ист-к энергии, сырья; землю еобходимо превратить в космич.аппарат (землеход) и Земля поедет туда, куда нужно, а не вокруг орбит. ЦИОЛКОВСКИЙ говорит о возм-сти и необх-сти выхода ч-ка в космос. Осн. идеи: 1)th бессмертного атома жизни (основа-учение о монадах). Атомы переходят из 1го состояния в др, из < совершеныых форм в более сов-е.Þ life непрерывна. В космосе $ много сущ-в, среди к-х есть «боги разных степеней», намного превышающие ч-ка по своему развитию. ВЕРНАДСКИЙ- th вечности жизни. Отрицает ее зарождение на Земле. Разработал конц-цию ноосферы (сфера разума), к-я постепенно форм-ся на планете, благодаря разумной деят-ти чел-ва. Со t границы ноосферы д. расшир-ся до космич-х масштабов. ЧИЖЕВСКИЙ аргументировано показ.мощное воздействие косм. сил (# солнца), на все процессы на Земле.

54. Русская религиозно-фил-ская 2ой пол. 19в. Ф-фия всеединства В.Соловьёва.

Он обеспокоен, что  рус.православие  консервативно, ц-вь сама по себе, народ сам по себе. Это снижало авторитет ц-ви в  глазах людей, он хотел соед-ть ч-ка и ц-вь. Вводит пр-п всеединства –целостная с-ма фил-фии. Он рассм-л мир как ед. развитие целого.Аспекты:1.онтологический–уч-е о мире. Мир д.б. целостным, единым, но это на самом деле не так. Никакой гармонии нет, мир полон вражды, ненависти, т.к. ч-к отпал от Бога и нах-ся в проц-се       эв-ции: -раст,-жив, -чел.мир. (это ступени к Господу Богу). Если ч-к б. питаться дух. идеямиÞбогочеловечество. 2. гноселогич.аспект.$ 3 сп-ба позн-я мира: 1)науч.позн-е-больш. роль органов чувств. 2) фил.3) мистическое, религ – ч\з веру. Они д.б. в ед-ве =>будет истиа.  3.Антропологический. Когда ч-к отпал от Бога – д. снова с ним.соед-ся. 2 ч-ка, 2 начала: 1)коллективное, общ.(не м.друг без др) 2)индивидуалист, заботится о себе, самоутв-ся за счет кого-то др. – это не по христиански, вызывает злобу и протест. Ч-ку нх-мо умерить эгоизм,идти на самопожерт-е во имя др.ч-ка.Чел.нравств-сть –это чувство стыда (до жив-го), и чувство жалости, сострадания (ниже жив-ного). 4.Социально–ист. аспект. Нужно объед-ся всем народам, нх-мо объед-ть все ц-ви (во главе – папа Римский) и гос-ва (во главе рус.царь); пророки (лучшие инетеллект.люди, 2моральный штаб»).

Но у " народа есть нац.идея. задача России – стать объединителем всех стран, Росси д.идти на опр.уступки.

58. Фил. напр-я сциентической  ориентации в зап.  Ф-фии 19-20 в.

Позитивизм-учение для научно-технич.интеллигенции. Ступени  разв-я: 1) классич. (Конт, Спенсер). Ф-фия  д.б. такой же как др.науки и  не лезть в науку. Конт: «Долой Ф-фию!»,имея в виду старую классич.фил-фию, созд. Ф-фию позит.зн-я. Истинная наука-точная, исходящ.из экспери-мента =>дает возм-ть выявить з-номерности. Иерархия науки:мат-ка,астрономия,физика,химия,биология, соц-гия. (Прежняя Ф-фия-метаф-ка, т.к.необ.зн-е о несущ-щих вещах. Задача позит.фил-фии-обобщение данных ест.наук, к-е ист-к ист.зн-я. Лозунг: наука-сама себе Ф-фия. Ист-я чел.духа: 1.теологич (ч-к объясняет мир ч\з сверхъест.ф-ры; 2.метафизич (ч/з вымышл.абстр.понятия); 3.позитивн(ч\з науч,об.объясн-е). 2) эмпирио-критицизм (махизм). Разраб-ка новой КМ (без Ф-фии). Физик Мах создает new th: наука не м.создать КМ. Вводит понятие «эл-т». Весь мир состоит из эл-тов (красн,сух,сладк…), т.е.эл-нт-это ощущ-е. Реш-е осн.?Ф-фии о позн-и мира невозм-но. Теория Я и НЕЯ (НЕЯ сущ-ет т-ко под вл-ем Я). 3) Неопозитивизм. Связан с разв-ем формальной и мат.логики.Осн.задача-отделить Ф-фию от науки, убрать все ненауч.предл-я. Все предл-я делятся на: 1.антинауч(бессмыслен). #Луна умножает воду., 2.вненауч. #в мире нет ничего, 3.науч. #вода кипит при 100град.

Пр-п  верификации, т.е.совпад-е данных науки с ощущ-ями. (проверка истинности ч\з эмпирич.проверку (эксперимент, наблюд-е, измер-е). 4) Постпозитивизм (Поппер, Кун). Науч.зн-е всегда разв-ся в рамках опр.школ, но рано\поздно факты взрывают. Рассм-ют разв-е науки скачкообразно,без премственности. Пр-п фальсификации (т.е.проверка истинности ч/з опровержение. Полож-е ненаучно если оно неопровержимо).

59. Проблема ч-ка  в зап-евр. Ф. 19-20вв («Ф  жизни», фрейдизм, неофрейдизм,экзистенциализм)

«Ф жизни»: Ф. Ницше. Воля у " своя. Воля к власти – это двигатель всей истории Þборьба за власть. Ч-к создает то, что ему не нужно. Полит. демократия для слабаков #Сталин, Македонский.  Рав-во муж и жен–признак деградации общ-ва. Преодолеть к-ру сможет т-ко сверхчел-к, он выше релгии, м. держать удар. Позитивизм – учение для научно-тех интелегенции. *Основатели: Кант, Спенсор. Надо освободиться от Ф-ии, это не наука. *Эмпирио кретицизм. New карта мира, без Ф-фии (Э.Марк). вводит понятие эл-та, Эл-т это ощущ-е. *Р.Ренарис. концепция принципиальной координации. Есть Я, есть не Я, к-е $ пока есть Я.

Неопозитивизм. Анализирует язык. Предлож-ия: 1) бессмысленные #луна умножает круг 2) ненаучные# в мире нет ничего кроме 3)научные #при 1000 кипит вода.

Верификация – совпадение науки с нашим ощущением. Постпозитивизм – внимание на развитие науч-го знания. Знание взрывается и образует new. Научные проблемы допускают частичное опровержение #ангел в ботинках. Экзистенцианализм-сущ-ние. Худож. интеллегенция (писатели, актеры). Сущ-ние: 1) неподлинное $-е (как все) 2)подлинное (свое одиночество в мире. Кажд. умирает в одиноч-ве). Пограничная ситуация – перед лицом неизбеж-го страдания Þnew взгляд на мир. Объ-ные обстоят-ва – выдумали лодыри, их не сущ-ет.

60.Современная  религиозная Ф.  Неотомизм.

Неотомизм- 1-о из самых влиятельных Ф-х течений запада. Зародилось в кон 19в. Восстанавливали католич-е школы хритст-ой Ф-ии в духе Фомы Аквинского. (Томас-это Фома по латински). Эта Ф-ия провозглашалась католиками как единственно верная, она была названа официальной основой католич-ва. Для неотомизма харак-но противостояние догматиков (приверж-цы традиц. теоцентрической ориентации) и реформаторов (за переориентацию Ф-ии на антропоцентризм, т.е. проблемы ч-ка). В связи с рев-циями 20в соt церковь повернулась к реформаторам. Неотомисты полагают, что Ф-ия д.служить теологии, раскрывать ее истины по ср-вам разума. Делаются попытки примерить веру и разум, но провозглашается, что вера должна вести, направляя разум. Церковь поддерживает th Дарвина, но говорит, что первоначало все равно Бог, он же явл-ся высшей формой, кот-я создает первичную материю. Материя-пассивное начало; форма-активное. Бессмертной формой ч-ка явл-ся душа. Она д. стремиться познать высшее в чувственном мире. Науке же доступны т-ко вторичные причины бытия и вш связи явл.й. Неотомисты явл-ся сторонниками солидаризма, т.к. т-ко в нем есть христианскя любовь к ближнему. Проблемы неотомизма: док-во сущ-ния Бога, сущ-сть ч-ка, добро – зло(происхожд-е и преодоление зла).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине философия