Шпаргалка по дисциплине философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка

Описание работы

Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.

Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.

Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

Связь общ.созн-я и бытия Ид-сты:гл.роль в жизни общ-ва-общ.созн-е. Мат-сты:не созн-е людей опр-ет бытие,а бытие  опр-ет созн-е.Аргументы: -общ.созн-е  отр-ет бытие; -в усл-ях общ.бытия  д-ют з-ны,не зависящие от общ.созн-я. В то же t общ.созн-е обладает относит.самост-тью:1.общ.созн-е м.отставать от общ.бытия (#консерватизм мышл-я:подход к new усл-ям со старыми мерками), 2.общ.созн-е м.опережать общ.бытие(#предвидение),3.общ.созн-е м.оказ-ть обр.возд-е на бытие,м.ускорять\тормозить. Стр-ра общ.созн-я: 2 ур-ня: 1.обыденное(форм-ся в повседн.жизни,как пр-ло стихийно. Ему соотв-ет общ.психология(чувства,эмоции больш.соц. групп),2.теор. -неидеологич.формы общ.созн-я (#мат-ка, физика), -общ.иделогия-классовое теор.созн-е,т.е.сквозь призму классовых интересов.

Общ.психология-питат.среда  для иделогии,а идеология формирует  психологию. 

25. Политическое и  прав. созн-е.

Пол.созн-е-поздняя форма,возн-ет в классовом общ-ве. Т.к.у классов разн.интересы.

Объект  отр-я: соотн-е класс.интересов.Интересы отд.ч-ка не учит-ся в пол-ке. Способ отр-я: пол.проги,конституции, декларации и т.п.,в к-х хранятся пол.идеи.

Ф-ции  пол.созн-я: -познават (дает зн-я о пол.действит-ти),     -интегрирующая (объед-ет людей #пол.партии),-прогностич (м.предвидеть пол.события),-оценочная (критерий- ответ на ?: соотв-ет или нет интересам дан.класса,гос-ва тот\иной пол.процесс\событие).

Прав.созн-е-возн-ло с рожд-ем гос-ва.

У гос-ва есть особый интерес,к-й он фикс-ет в  праве. Когда мы создаем отн-я, гос-во оформляет их юрид-ки. Права порождают обяз-ти(но они не=).Если право к одним справедл., а к др.-нет,то и разн.оценка=>возн-ет прав.созн-е.

Объект  отр-я: соотн-е интересов ч-ка с интересом гос-ва,зафикс.в праве. Способ отр-я: прав.норма. Специфика прав.нормы:*д-ет т-ко в усл-ях гос-ти; *м.б.т-ко одна; *строго формализована (письм.форма,чтобы без двойн. толкования). Ф-ции прав.созн-я: -стимул-ет деят-ть по изм-ю общ-ва, -от ур-ня правосозн-я зависит исполн-е з-нов,       -регулят.(рег-ся отн-я м-ду людьми),-оценочная(зак.\незак.). 

26 Формир-е эстетич-го  отнош-я к миру. Природа эстетич-х  ценностей. Прекрасное  и безобразное,  возвыш. и низменное,  трагическое и  комич-е.

В отличие  от живот-го ч-к видит красоту  и м. ее творить. Откудо возникло чувство  красоты?: 1)от Бога, 2)Ч.Дарвин: эстетич-е созн-е есть и у живот-х (в зародыше). Не всякое удовольствие эстетично #ребёнок засыпает, а не кричит «браво». С т.зр. науки созн-е ч-ка первобытного: хорошо (святое, красивое)и плохо (дьявольское, уродливое).По мере совершенствования ч-ка выдел. 2 направл-сти: 1)познават-ная-инфа о предмете самом по себе. Знания о мире. 2)ценностная -каково значение предмета для меня?

II раздел-е созн-я- разные виды ценностей: *утилитарные-практич.польза,чел+природа,*морал.-чел+чел,*интеллект-чел+образов-е,*полит,*правов, *религ и др, *эстетич.–форм-ся во всех сферах #лицо, одежда.Носитель эстет.цен-сти- содержательная форма.Чтобы возникла эст.цен-сть, д.б. эст. ситуация (чтоб кто-то эту красоту, форму оценил). Эст. ситуация–совок-ть усл-й, в к-х реализ-ся сп-сть формы стать носителем эст.цен-сти.Усл-я:1)прямой чувственный контакт ч-ка с предметом,2)особая позиция ч-ка без вш ф-ров.

III dif " вида ценностей по с-ме прекрасное – безобразное. 2 подохода к опр-ю: 1.природники:прекр.-объ-но #симметрия, гармония, 2.общественники:красота – субъ-ная оценка ч-ка #мёртвая кошка.  Все восприн-ся с т.зр. нашего идеала:то что ему соотв-ет-прекр., нет-безобр.На идеал ч-ка влияет:1)раса #черный Иисус, 2)нац. ф-р #китайцы на лицо, 3) классовые ф-ры #розовые щеки у крестьянок, белые–у дворянок. В иск-ве отличают: красоту явл-я и красоту произвед-я иск-ва.

Возвышенное и низменное. Прекрасное – кач-во и кол-во в пропорции. Низменное– нарушение прекрасного #длинный дядька. Возвышенное (в различн. эпохи понимается по-разному)-безмерное, м.б. и непропорц-ное #Илья Муромец. В иск-ве возвыш.и низм. поним-ся по-разному #Маша, ты платила членский взнос? Трагич. и комич.:  (это всегда действие, но не предмет) трагич.- действие, в к-м происх-т гибель и страбания к-либо (для шахидов-смерть-идеал); комич.-дей-е, в к-м уничтож-ся реальность (не идеал), когда она уродлива-её высмешка.

27. Происхожд-е, сущ-сть  и осн.ф-ции искусства.

Иск-во-одна из форм общ.созн-я (40-14е тыс. до н.э.-эпоха  верхнего палеолита).HomoSapiens-иск-во-показать ч-ку окр. мир с  т.зр. ценности для ч-ка. Объект отраж-я – ценность бытия; способ отр-я– худож-й образ. Особ-ти худ.образа:1) единство общего и единич-го (общее ч-з ед-ное),2)ед-во объ-ного и субъ-ного (если нарисовать точно-это картинка, если самовыраз-ся-то никто не поймёт,ибо это личная т.зр. д.б. и умение, и личное восприятие), 3) ед-во эмоц-го и рац-ного(произвед-е д. отражать чувства ч-ка)  Ф-ции искусства: 1)коммуникативность (интернац-е ср-во общ-я), 2)познават, 3)воспитат,4)гедонистич. (дает удов-вие, насл-е) соверш-во, когда ничего нельзя отнять-Эксюпери.,5) самореализ-я ч-ка,6) компенсаторная: в иск-ве есть то, чего в life не хватает.

 
 
 

28. Наука и ее роль  в жизни общ-ва:

Стороны рассмотр-я Н: 1)совок-ть знаний 2)форма общ-ного созн-я.Объект отраж-я – з-ны развития природы,общ-ва, мышл-я.В соотв. с объектом м.классиф-ть Н: 1)естественные –жив. и нежив. природа, 2) технич-е-изуч-т примен-е з-нов природы в технич.устр-вах, 3)общ-ные(эк-ка,соц-гия,пол-гия)–з-ны развития общ-ва,4)Н о познании и чел мышлении.

Способ  отражения – с-ма научных абстракций. Ф-ции Н:  1.информац-я–сбор,накопл-е,систематиз-я знаний, 2.объяс-нительная– проникает в сущ-сть проц-сов,3.прогностич-я – предвид-е явл-й, 4.методологич.-нахожд-е сп-бов преобраз-я окр.мира,5.практическая\конструктивно-созидательная. В науке есть катгории: истина и заблужд-е (несоотв-вие действит-сти).  3)отрасль (сфера) духовн. пр-ва (2,5 л. назад) предпосылки:1) накопление эмпирич-х знаний, 2) отделение умствен-го труда от физ.(рабовлад. строй),3) формир-е абстрактного мышления (не «на пальцах»). Пр-пы Н: 1)объ-ность – что предмет представляет сам по себе без отнош-ия к нему ученого,2) причинность (нет безпричин-х явл-й),3) системность (все утвержд-я упорядочены), 4) обоснованная доказательность. Стр-ра Н: 1) объект Н – часть действит-ти к-ую изучает Н, 2)субъект Н – кто изучает #коллектив людей,3) с-ма м-дов и приемов позн-я,4) язык Н-точные понятия без 2-го толкования, 5) совок-ть основных з-ов,   в к-х отраж-ся то, что изучает Н. З-номерности развития Н: 1)причинная обуслов-ть (практика – движ-щая F науки) 2)относит-я самостоят-сть Н - у Н есть внутр.логика (не всегда жестко связана с практикой) 3) ед-во колич-х и качеств-х изм-й в развитии Н: new факты уклад-ся в new th. Если нет- научная рев-ция 4) развитие Н путем дополнения старых знаний 5) диф. (выдел-е) и интеграция (объед-е) Н # биохимия 6) взаимод-вие м-дов разных Н (возможно не всегда #крабовая лягушка) 7)материализ-я науч-го знания 8) ускорение темпов Н-го развития, все меньше t от разработки для внедрения ее в пр-во 9) философизация Н:1.Ф. создает общую картину мира,2.Ф дает ученому знания познават-го процесса,3.Ф дает Н общие пр-пы позн-я #связи, развития, 4.Ф формирует мировоззр-е ученого #допустимо ли клони-рование,5.Ф вып-ет прогностич-ю ф-цию. #неуничтожмость мира (фил)-сохранение энергии (физ),6.Ф м.б. критерием истины. Если грубо истину нарушать, то th неверна.   Стадии (этапы) развития Н: 1)постановка проблемы. Н проблема-это осознание недостаточности им-щегося знания. Н.проблема (не знаем как решить)¹ Н задача (знаем). Размышление над проблемой приводит к гипотезе, 2)Гипотеза- предложение, треб-ее доказ-в, 3) th – обоснованная с-ма основных понятий и положений отраж-х закон-сти развития объ-ного мира. Методы Н познания: 1) эмпирический: наблюд-е -получ-е первичной инфы; сравн-е (с др); измерение (срав-е с эталоном); эксперимент (изуч-е объекта путем созд-я new усл-й); моделир-е (если эксперим-т невозможен)–получ-е инфы путем изуч-я модели; аналогия-вывод о св-вах 1-го предмета, исходя из св-в др. 2) эмпирич и th. методы: абстрагирование -выделение конкрет cв-в; обобщение–распростр-е cв-в на опр. группу предметов; анализ (мыслен.разделение предмета на части)и синтез (наоборот); индукция-дедукция. 3) th. м-ды: идеализация #абсолют. черное тело; формализация –отраж-е предметов в знаковой форме #вода-Н2О; восхождение от абстрактного к конкрет-му # конкрет-абстракт-конкрет’ ; историч-й и логический: " явлении им. свою историю и логику. 

29. Личность и общ-во.Типология  и ролевые ф-ции Л.

Л-сть – совок-ть соц. качеств ч-ка (как + так и -). Ч-к становится л-стью ч\з категорию соц.ролей. " ч-к занимает опр.место в общ-ве. Есть предписанные статусы (дворянин), естественные (мужчина), профессион-е (врач). Статус опр-т интересы ч-ка. Соц. роль – это совок-ть действий, к-е осущ-ет чел-к, к-й занимает дан.статус. Ч-к может вживаться в соц.роль или дистанцинировать (не растить помидоры на даче). Выполн-е соц. роли зависит от: пола, возраста, жизн.опыта, пристижности роли, межролевой конфликт (у ч-ка много соц. ролей, кот-е м. противоречить #мент-вор). Социализация – усвоение соц.ролей. Она формирует опр. позицию ч-ка # пассив-актив.

Индивид-принадл-ть жив.существа к какому-н. виду.

Ч-к-принадл-ть жив.существа к опр.виду (Хомосапиенс) 3 т.з.на соотн-е биол.и соц.в ч-ке: 1.абс-ция биол.начала (Фрейд). Особое знач-е жив-ного начала. 2.социологизм (полный отрыв личности от прир.начала. Дюркгейм). 3. ч-к-сплав соц-ного и жив-ного. Индивид-ть-совок-ть черт, к-е присущи дан.ч-ку и к-е отличают его от др.людей. 

33. Диалектика Гераклита.  Элейская школа  (Парменид, Зенон).

Далее центр фил. мысли переместился в  Эфес. Там жил Гераклит Эфесский, сын царя, к-й отказался от трона.

ГЕРАКЛИТ: Все вещи возникают из ед. 1начала – огня; из огня не только вещи, но и души; весь мир нах-ся в дв-и; причина дв-я – борьба пр\полож-тей; пр-п относит-ти (самая прекрасная обезьяна безобразна рядом с ч-ком).

Антипод Гераклита был в г.Эллес (Парменид и Зенон).

ПАРМЕНИД: мир– это шар, где нет пустоты  и дв-ние не возможно. Есть 2 пути: путь мнения и путь истины,к-е дают 2КМ:мир ед. и вечного бытия и кажущийся мир мнения. Путь мнения-исходя из органов чувств.Путь истины ведет к миру умопостигаемому (превосх-во разума над чувствами).

ЗЕНОН, ученик Парменида, считал, что не м.б. ¥-ного множ-ва вещей. «Их = столько, ск-ко есть». Первые логич.док-ва т.з.эллейцев – апории Зенона, к-е напр-ны против очевидного,от противного. Осн.апории против дв-я: 
1.«дихотомия» (дел-е пополам). Чтобы пройти расст-е, надо сначала пройти его пол, еще его пол.и т.д. Т.е.пройти эти точки ни в какой конеч.промежуток времени нельзя. 2.«летящая стрела» (стрела на самом деле в каж.момент времени покоится, т.е.нет дв-я). 3.«Ахиллес и черепаха» (впереди Ах.-черепаха, он никогда ее не догонит, т.к.пока он бежит до места, она проползает опр.расст-е…).4. «Стадион» (2 тела дв-ся навстречу др.др.и отн-но др.др: 1 из них затрач. на прохожд-е мимо др.ст-ко же времени,ск-ко бы он затр. на прохожд-е мимо покоящегося), дв-е-это видимость.

Знач-е  эллейской школы: мыслители стали родоначаль-никами рац-зма; свои рассуждения они впервые строили  на док-вах; они впервые стали анал-ть мир чел.мысли.

32. Культурно-истор.  усл-я и этапы  разв-я др-греч.фил-фии.  Натурфил. учения  милетской школы.

Причины возн-я Ф-фии в Др.Греции: 1)благопр. прир.усл-я; (близость с др.странами, нет прир.катаклизмов=>меньше богов боятся, т.е.вольнодумие),2)отсутствие касты жрецов, т.е.нет надсмотрщиков,3)грамотность насел-я, 4)демокр. устр-во (т.е.м.своб-но мыслить и высказывать мысли; нх-ть пост-но выступать и говорить),5)разв-е науки (мат, медиц., астрономия), 6)разв-е иск-ва.  Этапы развития Ф-фии: *натурфилософский период (6-5 вв. до н. э.) *классич. период (5-4 вв. до н. э.) *эллинистич. период (римская Ф-фия) 4 в до н. э. – 5 в н. э.  Натурфилософ. период: 1)ранние натурфилософы (Миллет) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Парменид, Зенон. (Заслуга: постановка проблемы, так что до сих пор голову ломают) 2)поздние натурф-фы – Эмпедокл, Анаксагор,  Демокрит. ФАЛЕС (осн-ль милетской школы).1ый предл-л ответ на? о 1начале. Он искал 1начало. Таким 1началом он считал воду. Весь мир одушевлен, у всего есть душа, т.е. гилозоизм, т.е.природа им.внутр. пр-п дв-я- душу. АНАКСИМАНДР считал 1началом АЙПЕРОН (¥, безграниченность), он видел его материальным и вечным; айперон движется и выделяет из себя пр\положность, а   комбинации пр\полож-тей формируют землю,  воду, воздух, небесный огонь. Ответ на ? о мироздании: в центре космич.вихря-Земля, т.е. «хол-ное»,окруженная водой и воздухом, а снаружи огонь, под д-ем к-го верхние слои оболочки земли превратились в тв.кору. Этот затверд.воздух стали распирать пары океана, оболочка не выдержала и раздулась, вытеснив осн.массу огня за пределы нашего мира=>сфера неподвиж.звезд, а звезды-поры в оболочке. У земли форма колонны,к-я парит в центре мира. Отверстия-луна, солнце и др.звезды. затмения-откр-е и закр-е дыр. Нет бога в этой КМ!

АНАКСИМЕН  считал 1началом воздух. А все окр-щее разными состояниями воздуха. Из сгущения и разрежения появл-ся вещи. Душа- тоже воздух, а Бог = природа. Земля плоская, и как Солнце парит в водухе. Земля неподвижна, а звезды прикреплены к хрусталь.небосводу,к-й вращ. вокруг земли. Затмения-поворач-е то светлой, то темной стороной.

34. Механицизм и атомизм  в антич. фил-фии  (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит).

«Афинская школа» - механицизм и атомизм.

ЭМПЕДОКЛ считал, что мир состоит из 4 начал, они находятся в дв-и, а источник дв-я борьба и ед-во пр\полож-тей: любви (соединяет) и вражды (разъединяет).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине философия