Шпаргалка по дисциплине философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка

Описание работы

Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.

Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.

Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

2. Категория материи  в мировоззр.и  науч.картине мира.

Понятие материи прошло неск-ко этапов в  своем разв-и.

Др\греч.фил-ф  Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.

Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает  атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем  не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться  др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.

17-18в.-Лидерами  стан-ся ньютон.мех-ка и матем.  Ньютон. мех-ка изучает в-во,материи  присваивались св-ва в-ва: протяж-ть; непрониц-ть; инерция; вес; неизм-ть  массы; неделимость.Такие взгляды продержались до к.19-н.20в, когда в физике произошла рев-ция. Ее суть: были сделаны такие открытия, к-е опровергли старую картину мира: делимость атома, электрон, зав-сть массы ё от V его движ-я, радиоакт-ть (эл-ты 1го в-ва м.переходить при опр.усл-ях в др.в-во).В рез-те открытий, в физике появилось повальное дв-е отказа от матер-зма, материя исчезает, появл-ся new  дв-е - физич.ид-зм.

Нужно пересм-ть позиции матер-зма.Это  сделал Ленин в А «матер-зм и  эмпириокр-зм» в 1908г. «Исчезает не материя,исчезает предел наших зн-й о материи». По Ленину: Материя - есть фил.категория для обознач-я объект.реальности,к-я дана ч-ку в его ощущениях,к-я копир-ся, фотограф-ся,отображ-ся нашими ощущениями, существуя независимо от них. Т.е.понятие материи отобр-ет объект.реальность,не зависит от нашего созн-я. 

3. Проблема дв-я  и его связь  с материей.

Дв-е-1 из атрибутов материи,способ ее сущ-я,св-во.

Проблема  дв-я изуч-ся разн.науками,фил-фия  занимается наиб.общими ??: 1.соотн-е  дв-я и созн-я (дв-е-фил. категория,отображает изменч-ть окр.мира.Конкр.виды дв-я независимы от созн-я,объ-вны); 2.соотн-е дв-я и материи: а)м. ли сущ-ть материя без дв-я (Ньютон (мат-зм): предположил, что был первотолчок, вне мат.мира – ничего нет; совр.ест\зн-е-не м.б. ниодного мат.предмета, кот. не нах-ся бы в движ-и); б)м. ли сущ-ть дв-е без материи (нек-е физики-да.Чистое матер.дв-е-это эн-я); 3.общая природа дв-я. Дв-е противоречивое,оно есть ед-во противоп-стей: 1)дв-е абс-но(материя не сущ-ет без дв-я,мат.предметы всегда в дв-и) и относит-но(дв-е не сущ-ет,реализ-ся в видах, формах..); 2)Изменч-ть и устойч-ть.Выраж-ся ч/з понятия дв-е и покой. Покой-отсутствие к-лформы дв-я. Дв-е д.нах-ть свою меру в противоп-ти-покое; 3)Прерывность и непрерывность (жизнь непрерывна,пока живы);  4.Класс-ция форм дв-я материи. Энгельс в А «Диал-ка природы» даёт клас-цию: мех,физ, хим,биол,соц.Пр-пы класс-ции: а)кажд.форма дв-я им.матер. носителя(мех-макротела, физ-атомы, хим-мол-лы,биол-белки, соц-индивиды и общности); б)кажд.Ф.Д.изуч-ся опр. наукой; в)кажд.Ф.Д. им.свои з-ны; г)между Ф.Д. сущ-ет субординация(кажд.более низк.Ф.Д. материи вкл-ся в более выс,к-е им.свои спцифич.з-ны, к-е не свойственны низшим). 

6. Фил. проблемы  позн-я. Соотн-е  чувств. и рац,  эмпирич. и теор. ур-ней в науч. знании.

Агностики-не признавали познаваемость. Формы агн-зма: 1)антич.скептицизм(возник в др.Греции):Мы не знаем, м.ли ч-к познать окр.мир или нет. Отн-но одинак.предметов м.высказывать диам-но противопол.сужд-я и док-ть это. 2)агн-зм Юма-юмизм(субъ.ид-ст). Весь мир-мои ощущения =>для убежд-я в познаваемости нужно сравнить ощущения и образ,что невозм-но. Все ощущ-я субъ-ны. Все зависит от восприн-щего субъекта(#с красн.розой,цвета нет)=Юмир непознаваем.3)агн-зм Канта. Субъект отр-ет вш.мир,в к–м 2 стороны:1)доступная органам чувств,познаваемая часть окр. мира-«вещь для нас» 2)внутр.часть мира,недоступ.органам чувств,восприятию,непознаваемая-вещь в себе (#сущ-ет ли Бог, док-ва нет)

Соотн-е  чувств.и рац.Как чел познаёт окр.мир? Сенсуализм- абс-ция (преувелич-е) чувства позн-я. Рац-зм - абс-ция логич.позн-я.Учёные брос-ся в крайности, одностор-сть в том,что и у 1,и у 2 есть + и -: «+»:чувств. позн-я-это max-но достоверн.зн-я; общие з-ны м.постичь т-ко с пом. разума,но т-ко на логику полаг-ся нельзя; «-»: чувств.образ не расчленён,органы чувств дают верную инфу не всегда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      В основе позн-я лежит практика.

Ощущ-я-отр-е в мозгу отд.качеств,сторон,св-в мат. предме-тов и процессов.Восприятие-чувств-но-конкр-й целостный образ предмета,формир.в рез-те непоср.возд-я предмета на органы чувств.Представл-е-чув-но-конкр. целостн.образ предмета, воспроизводимый в созн-и без непоср.возд-я предмета на органы чувств. Ч-к м.предст-ть т-ко то что видел.Понятие-форма мышл-я,в к-й отр-ся общие пр-ки опр.класса предметов.Сужд-е-форма мышл-я, поср-вом к-й выраж-ся связи и отн-я м-ду предметами действ-ти.Умозакл-е-это форма мышл-я,поср-вом к-й из 1 или неск-ких сужд-й получается new сужд-е,содерж-ее new зн-е.

Логич+чувств.позн-е= эмпирич.ур-нь(низший ур-нь позн-я).

Отличия теор.и эмпир.ур-ня:1)с какой стороны отражен объект.Эмп:отр-ся вш.стороны;теор: внутр.стороны (сущ-сть). 2)сп-б позн-я зн-й. Эмп:ч/з прямое непоср.восприятие; теор:путем логич.обраб-ки эмп.зн-й. 3)формы выраж-я. Эмп:в виде отд.сужд-й. Теор:в виде науч.абстракций. 4)ценность зн-й. Эмп:менее ценны,меньше сфера примен-я. Теор:сфера примен-я безгран-на. 
 
 
 
 
 
 
 

5. Философские проблемы  созн-я.

Антич.фил-фия:сначала  созн-е отожд-лось с материей (мат.=ид-ное; душа=материя).

Платон  (ид.и мат. не одно и тоже) ввел понятие идеальное-это душа.Душа бессмертна в отличие от материи, т.к.не делится на части. Душа сущ-ла до возн-я тела.Арист-ль (ид.и мат.неразд-ны): все живое обладает душой,3 категории души: животн,растит,чел.Ср.века: понятие ид-ное отожд-ся с понятием Бог. New.t: разв-ся капит-зм(эк-сты, буржуи: на Бога надейся,сам не плошай).3 подхода: 1)дуализм Декарта: есть мат. начало,к-е им.св-во протяж-ти, а есть духовное, спос-бное мыслить.Как проиходит соед-е дух.(созн-е) и матер. (мозг) не смог объяснить. 2)материалистич-й (Дидро, Гельвеций,Гольбах): *Созн-е-это ф-ция мозга. *Созн-е это отраж-е действит-ти *Созн-е-продукт общ.разв-я(без общ-ва не будет созн-я; ребёнок рожд-ся с абс-но чистым созн-ем). 3)идеалистич.: *объ-ный- признают созн-е и материю, созн-е на 1м плане; *субъ-ный- весь мир- моё созн-е.

Совр.время.2 подхода: 1)иррац-зм: созн-е непознаваемо. 2)научно-материалистич.Созн-е познать  трудно,но возм-но. В основе соврем.научн.взглядов на созн-е - теория отраж-я:

Слово Усл. рефлексы Биологич.важнейшие  ф-ры Краткоt-ное возд-вие Неживая материя (мех,физ,хим)   Неживая мат. (мех,физ,хим) Раздражимость Психика  
Безусл. Рефл. Усл. Рефл. Сознание 
 

Отраж-е-это такое взаимод-е между 2мя матер.с-мами,при к-м особ-ти 1 с-мы (А) воспроизвод-ся в соотв.особ-стях 2 с-мы (В). Типы отр-я:1-отр-е в неживой природе (физ,хим).2-в живой природе (раздраж-сть). 3-соц.отр-е.                             Эл-ной формой отр-я в живой материи-раздраж-сть, как реак-я орг-зма на кр-вр.возд-е: 1)это общая биол.основа отр-я (у любого живого орг-зма) 2)усл-е поддерж-я жизни 3)избират.отр-е.  Безусл.рефлексы: *врожденные, *образуют инстинкты (неосознанные отр-я); *не отражают тех изм-й, к-е происх-т в жизни отд.особи.  Усл.рефлексы: *отражают ф-ры,сопутств.биол-ки важным; *связаны с деят-тью коры больших полушарий. На базе усл.рефлексов появл-ся психика.Пс-ка: *это субъ-ный образ;*м.стать соц, а физиология нет; *присуща только высокоорганиз-ным животным; *вкл.в себя зачатки мышл-я. Сущ-сть созн-я:       I созн-е-это св-во высокоорг.материи:1)созн-е это ф-ция мозга: *степень сложности мозга опр-ет ур-нь разв-я созн-я *изм-е физиол,биохим.сост-й мозга изм-ет созн-е.2)созн-е выступает в виде  ид-ных образов:*образ несводим к матер. объекту,к-й отр-ся в созн-и *образ несводим к тем физиолог.процессам,к-е в мозгу и к-й эти образы порождает. *ид-ный образ не восприн-ся органами чувств. Ид-ное- это субъ-ный образ объ-ного мира. II созн-е-это высшая форма отр-я:1)созн-е-это обобщенное отр-е действ-cти (#ребенок сначала считает пальцы; ч-к способен к отр-ю общего.У всего есть общие признаки) 2)созн-е связано с позн-ем (без приобрет-я зн-й созн-е не м.сформир-ся) 3)созн-е-опосред. отр-е действит-ти(ч\з слово,речь) 4)созн-е связано с самосозн-ем (оценка себя) 5)созн-е-это акт.и целенапр.отр-е действит-ти(образ и фото предмета не 1 и то же, образ зависит от прир.спос-тей) 6)созн-е-это спос-ть к оценке тех или иных явл-й. III Созн-е как продукт чел.разв-я(связано с трудом,изгот-ем орудий) 1)Ч-к,изг-я орудия труда,узнавал св-ва мат-лов.2)Ч-к узнавал св-ва мат-лов,на к–е возд-л орудием труда. 3)Процесс изг-я орудий труда предполагает ид-ный план д-й. 4)В процессе изг-я орудий труда потреб-сь необх-ть накапл-ть и передавать инф-цию=>возн-ет речь.

Ед-во языка и мышл-я:1-слово-матер.облочка мысли 2-язык и мышл-е-ср-ва обобщенного отр-я действит-ти 3-язык изм-ся по мере изм-я мышл-я,созн-я.

Отличия языка и мышл-я: -созн-е отр-ет действит-ть, а язык обозначает. -мышл-е- общечеловечно, а язык-национален. 

4. Простр-во и t. Фил.аспекты соврем.ест\науч.теорий.

Об.ид-зм:они рождены мир.разумом.

Суб.ид-зм:время-смена  ощущений,простр-во-располож-е ощущ-й.

Мат-зм:они-объективны.В  среде мат-зма сформир-сь 2 концепции: 1) субстанциональная (Демокрит,Эпикур, Ньютон):Пр-во и t не зависят от материи.2) реляционная (Лейбниц,Маркс,Энгельс): они не отделимы от материи как формы ее сущ-ния. Теория отн-сти подтвердила этот взгляд.

Простр-во-это объективно-реальная форма сущ-я материи, выражающая порядок сосущ-я (располож-я) мат. объектов отн-но др.др. Время-это объ-но-реальная форма сущ-я материи,выр-щая послед-ть смены сост-й, мат.проц-сов и явл-й.

Спец.теор.отн-сти  док-ла что в реаль.физ.мире простр.и  врем.интервалы меняются при переходе от 1 мат.тела к др. Т.е.при увел-и  отн.V дв-я мат.тел, простр.интервалы сокращ-ся, а врем. – растяг-ся. Выявлена глуб.связь между ними,в природе сущ-ет единое простр-во-время. Простр.и врем.интервалы изм-ся при изм-и скорости,но простр-но-врем.интервалы не мен-ся. Т.е.раскрыта внутр.связь прост-ва и времени как форм сущ-я материи. Идеи СТО получили разв-е в ОбщейТО: вблизи огромных масс происходит искривл-е простр-ва.

Соврем.фил-фия  различает формы простр-ва и t в зав-ти от формы дв-я материи: *физ.простр-во и t. Общие хар-ки: объ-cть и всеобщность(у всех мат.предметов и явл-й). св-ва простр-ва: протяж-ть(опр.меcтополож-е); изотропность (равномерность всех возм.напр-й); однородность(нет выделенных точек); трехмерность(полож-е м.б.опр-но ч/з 3 независ.величины). св-ва физ. t: длит-ть, одномерность (полож-е во t м.б.описано единств.величиной); необрат-ть(от прошл.к буд), однородность(нет выделенных фрагментов).  *биол.простр-во и t -в живой природе.Простр-во хар-ся асимметрией правого и левого.Ед-во симметрии и асимм-и позволяет орг-змам лучше приспосабл-ся к среде.

Хар-ка биол.t: цикличность,ритмичность. У ч-ка-психологич.t, к-е неравномерно(от сост-я ч-ка). *соц.простр-во-t- в практич.деят-ти ч-ка.Соц.простр-во-значимые для ч-ка сферы сущ-я.Представл-я о простр-ве мен-ся в зав-ти от эпохи к-ры,опр-ет мировоззр-е ч-ка.Соц.t тоже зависит от хар-ра соц.проц-сов.(соврем ч-ка-линейн.представл-е о t, антич.-циклич)его V измер-ся насыщенностью событиями. 
 
 
 
 

7. Учение об истине.Роль  практики в процессе  позн-я.

Суб.ид-сты  выводят истину из созн-я людей, т.е. ее ист-к чел.созн-е. Опираются на категории: -общезначимость (истина нах-ся больш-вом голосов), -простота (если что-то проще, то это не значит,что это истина), -договоренность (любая научн. истина - это конвенция (дог-р) - у учёных), истина-то, что полезно (америкосы).

Мат-сты  вводят понятие объ-ной истины-такое содерж-е зн-й, к-е не зависит от воли и желания людей.

Истина-это процесс, в к–м истина взаимод-ет с заблужд-ем (зн-е не соотв-ющее действит-ти). Их часто нельзя оторвать др.от друга. В любом заблужд-и есть момент истины. Абс. истина- полн.и исчерпывающее зн-е о предмете(догматизм)

Отн.истина-объ-вно верное,но исторически ограниченное неполное зн-е,содержащее момент заблужд-я (релят-зм).

Истина  одна! Соотн-е абс.и отн.истины: 1-абс.и  отн.-стороны объект.истины. 2-абс.истина складывается из суммы отн.истин. 3-в кажд.отн.истине есть момент абс.

В истории  Ф-фии 2 подохода: догм-зм (т-ко 1 истина-абс-на), и релят-зм (любое зн-е отн-но).

Конкр.истина-учет усл-й,места,времени.Любая истина д.б.предельно конкретна.Невозм-но говорить об истинности зн-я,взятого абстр-но,т.е.без учета опр.усл-й.

Роль  практики:

Практика-матер.,предметно-чувственная деят-ть людей, напр-ная на преобраз-е природы и общ-ва.

Виды  практики: 1-матер-производств(обработка  природы людьми).2-соц-пол.(#выборы.Обработка  людей людьми).   3-науч.эксперимент.

Ф-и  практики: *это основа позн-я (все  зн-я вызваны гл.общ. потр-стями.#Мат.зн-я  вызваны потр-стью измерять), *это  движ.сила позн-я (пронизывает позн-е.Весь познават. процесс обусловлен задачами и потреб-тями практики.Она ставит опр.проблемы и требует реш-я), *это цель позн-я(не ради любопытства,а ради регул-я деят-ти людей.Все зн-я возвр-ся в практику и вл-ют на ее разв-е.Цель-исп-е зн-й как руков-ва к д-ю по преобраз-ю,для уд-я потр-тей), *это критерий истины(позволяет отделить ист.зн-я от заблужд-я):

-абс.критерий:т-ко  практика-критерий истины

-отн  критерий:если не седня,м.завтра. 

8. Диал-ка и метафизика  как 2 ист-ки сложившихся  фил. метода позн-я,  их противоположность.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине философия