Шпаргалка по дисциплине философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка

Описание работы

Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.

Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.

Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

До 19в: общ-во-совок-ть людей.

Маркс:общ-во-это  с-ма связей м-ду людьми - до седня.

Стр-ра общ-ва: 1) эк.сфера (область мат.пр-ва), 2) соц.орг-ция общ-ва (взаимод-ющие соц.группы-род,племя,нар-ть,нация,классы), 3) пол.орг-ция общ-ва(власть,партии), 4)дух.сфера (наука,религия,мораль,иск-во)

Ист-ки разв-я общ-ва(старый вопрос):

С т.з. об. ид-зма: ист-к - мир.разум,к-й сотворил общ-во. Это жестоко критиковалось=>в эпоху Просвещ-я. С т.з. суб. ид-зма ист-к - деят-ть велик.людей (ученых,пол-ков, композиторов). Но эта т.з.не удовл-ла матер-стов: в 18в.-поиски матер.объясн-я =>появл-ся геогр. напр-е (геогр.детерминизм-причинная обусловленность). Гл.усл-е развития общ-ва - природа, прир.ф-р. 

19. Геогр. среда как  постоянное и необх-мое  усл-е общ-ного  развития. Народаносел-е.

Природа-общее понятие, мы взаимод-ем не со всей природой.Часть природы,с к-й взаимод-ет ч-к - геогр. среда, куда вкл: -климат; -жив.и раст.мир; -полезн.ископаемые; -ландшафт местности.

Влияние геогр.среды на общ-во: -она опр-ет вид.хоз.деят-ти.

-вл-ет  на темпы истор.разв-я (слишк.жестк.усл-я  не стим-ют деят-ть; плохо когда  слишком благоприятно(#Африка)).-вл-ет  на производ-ть труда (домик в США и Сибири).-м.вл-ть и на соц-пол.отн-я. -и на дух.жизнь общ-ва (отр-ся в морали,произвед-ях иск-ва).

Оч.быстро выявилась несост-ть геогр.напр-я: 1) за посл.100 тыс.лет геогр.среда практич-ки не изм-сь,а О.прошло многие ист.формации. 2) м.взять 2 О,к-е сущ-ют в аналог. геогр.усл-ях,но к-е соверш-но разные (#Юж.и Сев.Корея). 3) м.взять 2 О,к-е в разн.геогр.усл-ях,но к-е по эк.и соц-пол. отн-ям будут похожи (#Яп.и Герм). 4)По з-ну ед-ва и борьбы противоп-тей ист-к О.-противоречие внутри общ-ва.

В 19 в.- возник-т биол.напр-е, к-е искало развитие в самом ч-ке.Его теч-я: 1..социал-дарвинизм.Основа-учение Дарвина о борьбе за выживание: в  О.пост-но между соц.группами идет борьба за сущ-е,побеждают сильнейшие. 2. расизм.     3. мальтузианство (от Мальтуса). Люди размножаются в силу неконтролир.разумом инстинкта размнож-я. Люди увел-ся в геом.прогресии,а пр-во ср-в сущ-я - в арифм. Стерилизация, война - добро. Но демографич.процессы зависят от эк-ки. 4. психологич.напр-е(Фрейд). Ист-к разв-я О.-ф-ры психол.порядка. 5. технологич.напр-е. Разв-е О.опр-ся разв-ем техники.Неск-ко этапов: традиц.О,индустр О,постидустр.О. 6. материалистич.напр-е (Маркс).

Напр-сть  общ.разв-я:

-по  кругу (#Платон:жизнь О.пост-на,т.к  создана Богом)

-регресс(#Гесиод:жизнь  ухудш-ся)

-прогресс(#Конт,Руссо:3 этапа:теологич(госп-ет религ.созн-е); метафизич(госп-ет фил-фия); позитивн(совр.науч.зн-е))

-по  спирали(Гегель: есть и прямоин-ть, и возврат к старому)

Хар-р  общ.изм-й: -эв-ция-постеп.колич.изм-е; -рев-ция-скачок,переворот. 

20. Эк. сфера О. Мат.пр-во и его роль в жизни О.

Этот ? интересует фил-фию. Сп-б пр-ва: производ.силы и производств.отн-я.

Производит.силы-процесс преобраз-я природного в соц-ное, при пом. к-го изм-ся формы прир.вещей в формы, соотв-щие потр-стям общ.разв-я.

Стр-ра пр.сил: 1)ч-к как раб-к(субъ-ный.эл-нт) 2)ср-ва пр-ва(объ-ный эл-нт): а)предмет труда (та часть природы, на кот.напр-на чел.деят-сть),б)ср-ва труда-комплекс вещей, с пом. к-х чел возд-ет на предмет труда (орудие труда и мат.усл-я пр-ва-все веществ.ф-ры,необх.для совершения проц-са труда (#транспорт,эн-я и т.д.) Техника-это огромная с-ма искуственных органов ч-ка,выступающая в кач-ве специализ.ср-в для достиж-я общ-но необх.целей.

З-номерности разв-я техники: Этапы:1)инструментализация. М-ду ч-ком и предметом труда появл-ся инструмент.Ч-И-П.Т. Появился ? как техника м.сама себя в дв-е приводить.2) механизация: Ч-Машина-И(как часть машины)-П.Т. Ч-к превращ-ся в придаток станка,машины,т.к.ею кто-то д.упр-ть => а д.ли? 3)автоматизация: Ч-Автомат-М-И-П.Т.

Производств.отн-я-это эк.отн-я,к-е склад-ся м-ду разл.соц. группами. Вкл.в себя: -отн-е соб-сти (владение,распор-е,использ-е), -отн-е обмена(услугами,товарами,инф-цией),   -отн-е распред-я и потребл-я.

Пр.силы и пр.отн-я:

Сущ-ет з-н соотв-я пр.отн-й хар-ру и ур-ню разития пр.сил.

Пр.силы им.тенденцию к росту.Стимулы-пост-но растущие чел.потреб-ти. Пр.отн-я отн-но стабильны,т.к.всегда есть соц. группы, заинтерес.в сохр-и пр.отн-й. Рано\поздно между ними противоречие => соц.рев-ция,к-я  устан-ет новые соц.отн-я.р.отн-я м.оказывать обр.д-е,т.е.тормозить.

З-н,опр-ющий роль способа пр-ва в общ.разв-и: способ пр-ва опр-ет все сферы. 
 
 
 
 
 
 

21. Соц. орг-ция и  соц.отн-я.

Соц.орг-ция-это совок-ть объед-й людей с общими призна-ками, а также с ист-ки сложившимися устойч.связями и отн-ями.Стр-ра соц.орг-ции:1)микросоц.орг-ции-совок-ть малых соц.групп,где люди напрямую взаимод-ют м-ду собой. 2) макросоц.орг-ции-большие соц.группы: *соц.этнич. общности,  *соц-классовые общности.

Соц-этнич.общности: *Родоплеменная орг-ция (Эк.основа -примит.ур-нь разв-я производит-х сил,треб-ся коллект.труд.

Признаки: -кровное родство; -соц.рав-во; -общая  терр-я; -общий язык; -общие обычаи,обряды,ритуалы.

*Народность.Появилась во t перехода от первоб.к рабовлад. строю,т.к:1)раздел-е труда м-ду скотоводч. и земледельч. племенами 2)появл-е рабства,т.е.разруш-ся кровное родство. 3)Возн-е частной соб-сти,классов и гос-в=>нет больше соц.рав-ва. Признаки: -формирующиеся хоз.связи;-общая терр-я; -общий язык ; -общая к-ра. Она просущ-ла весь рабовлад.,феод.строй, вплоть до бурж.строя.

*Нация-пр-кт бурж.отн-й, возникла с разв-ем капит-зма. Признаки: -эк.ед-во(гл.принак и причина возн-я,т.к.феод-зм слишком замкнут); -общая терр-я (2 т.з:гл.признак(# Муссолини),терр-я не важна(#Гитлер)); -общий язык(2 т.з:гл.пр-к(#Украина),не важен(#Канада и Фр)); -общая к-ра.

Соц-класс.общности.

I общ.раздел-е труда-раздел-е скотоводства и землед-я=>пр-во стан-ся специализ-но,копится пр.опыт: а) повыш-ся пр-ть труда,б)возн-ет «излишек» (т.е.нет смысла убивать пленного),в)появл-ся рабство,г) обмен между племенами. II общ.раздел-е труда-выдел-е ремесла: а)впервые появл-ся пр-во для обмена, б)обмен внутри племени. Обменные операции усложнились=>треб-ся группа для упр-я и орг-ции обмена. III общ.раздел-е труда-умствен.труд отдел-ся от физ. Появл-ся деньги,ссуда,ростовщич-во,долговые обязат-ва, появл-ся привилегир.группы Играли роль и др.ф-ры (#брачно-семейн.отн-я: промискуитет, групповая,парная семья,экзогамия(запрет пол.связей внутри рода);полигамия и матриархат; появл-ся семейн.с=>моногамия и патриархат) Сущность классов: Ленин: Классами наз-ся большие группы людей, различающиеся по их месту в ист-ки опр-ной с-ме общ.пр-ва, по их отн-ю к ср-вам пр-ва, по их роли в общ.орг-ции труда,а =>по сп-бам получ-я и размерам той доли общ.богатства,к-й они располагают.

Признаки: -место в с-ме пр-ва.; -отн-е к ср-вам пр-ва(соб-ник\несоб-ник); -роль в общ.орг-ции труда (упр-щий\упр-емый); -способы получ-я и размеры.

Но в  постинд.общ-ве признак отн-я к  ср-вам пр-ва < значим. Седня не обяз-но быть соб-ком,чтобы получать PF. => зап. учеными предлаг-ся new опр-е – страта (соц.слой),у к-й 4 показ-ля: 1)богатство (ликвидн.ценности) 2)образов-е 3)власть (на ск-ких людей влияет реш-е) 4)престиж.

Теория  соц.мобильности (гориз\вертик):страты пост-но меняются. 

22. Политическая орг-ция  общ-ва.

Пол.орг-ция-совок-ть всех пол.учрежд-й данного класс.О.

Теории  возн-я гос-ва: 1)теологич.(от Бога) 2)патриарх(из разросшейся семьи.Соед-е семей  значит,что главы семей превращ-ся в гр-н,над к-ми нов.вид власти- главы гос-ва) 3)договорная (гос-во-рез-т общ.дог-ра,к-й-порожд-е разумн. воли народа) 4)насилия (в рез-те насилия и завоевания. Возн-е частн.соб-сти,классов и гос-ва-рез-т внутр.и  5) вш. насилия. Гос.вл.возн-ет из физ.силы) 6)марксисткая (в силу эк.причин: общ.раздел-я труда, появл-я приб.пр-кта и частн. соб-сти,раскола общ-ва на классы с разн.интересами,м-ду ними борьба. Как рез-т гос-во,к-е упр-ет борющимися классами, обеспечивая интересы господств. класса). Признаки: 1)общая терр-я 2)публ.вл,противостоящая народу 3)сбор налогов. Типы: рабовлад, феод, бурж, социалистич.

Форма: 1) форма гос.правления - хар-ет орг-цию верх.гос.вл, порядок образ-я ее органов и взаимоотн-я с насел-ем. *В рабовлад.гос-ве: а)монархия, б) респ-ка:-демокр. (#Афины); -аристократич(#Спарта).*В феод гос-ве: а)монархия-раннефеод(крайн. слабость монарха); -сословно-представит (монарх+представит.органы);-абс(сильн. монарх), б)респ-ка-городская (#Флоренция,Венеция, Новгород). *В бурж. гос-ве: а)монархия: -конст(#Яп); -парлам(#Бельгия), б)респ-ка -презид.; -парлам. 2) Формы гос.устр-ва-хар-ет способ пол.и террит.дел-я,к-й обусл-ет отн-я центр.органов гос-ва с его сост.частями: *унит(#Фр) (дел-е на адм.терр.ед-цы,к-е не самост;равн.юр.статус ед-ц по отн-ю к центр.органам; ед. гр-нство;един.с-ма права,ее основа-един.К; един. суд.с-ма).

*фед-ция  (#РФ) (сост.из субъектов,к-е им.опр.самост-ть;2 ур-ня гос.аппарата: фед. и республик;  двойное гр-ство; субъекты вправе  создавать свою прав.с-му, К, суд.с-му).

*конфед-ция  (#СНГ,Швейцария)(союз сувер.гос-в,  для достиж-я пол,эк.и иных целей).

3) Пол.режим-совок-ть приемов,способов,ср-в для осущ-я упр-я: тоталит-зм,авторит-зм,демокр. 

24. Мораль как форма  общ. созн-я.

Самая 1 форма общ.созн-я. Возн-ла уже в  раннем первобыт. общ-ве, где интерес  был общий. Когда ч-к входит в  коллектив, у группы появл-ся вектор-интерес  группы,к-й не всегда совпадает.Чтобы  не допустить хаос,появл-ся нормы.

Объект  отр-я: соотн-е интересов ч-ка с интересом группы,в к-ю он входит.

Когда в первоб.общ-ве-мораль одна,т.к.интерес  один. А в класс.общ-ве сущ-ют разн.классы с разн.интересами, с разн. предст-ями  о нормах и пр-лах повед-я, и  уже не м.б. одинак. морали для всех – мораль классового хар-ра.

Мораль  всегда соц-но и ист-ки опр-на,что  обусл-но ур-нем разв-я общ-ва. Есть разн.типы морали.

Способ  отр-я: мор.нормы и нравст.пр-пы.

Специфика мор.норм: -имеют внеинституц.хар-р (их никто не разраб-ет), -выполняются  людьми добровольно.

Ф-ции  морали: -регулятивная (есть пр-ла,нормы,к-е регул-т отн-я м-ду людьми), -воспит. (мораль д.брать " > высокий идеал), -оценочн(добро-то, что соотв. нормам морали\зло).

Это была социологич.концепция морали. Есть и др.подходы: *религ (нормы от Бога,т.к. ч-к установил бы низ.планку. Атеисты-вне  морали), *натуралистич (Ч.Дарвин. Истоки морали-в жив.морали.Мораль-продолж-е и усложн-е групп.инстинктов животных: борьба за сохр-е и продолж-е рода и борьба за сущ-е). 
 
 
 
 

23.  Духовная жизнь  О, её стр-ра, з-номерности  разв-я.

Соотн-е  общ.созн-я и общ.бытия. Общ.бытие-те ф-ры в общ.жизни,к-е независимы от людей. Эл-ты:-это мат.усл-я жизни людей (пр.силы,геогр.усл-я,демогр.усл-я); -мат.отн-я (пр.отн-я, мат.стороны др.отн-й(#семейн.отн-я-фин.сторона) Общ.созн-е-отраж-е общ.бытия в виде идей,теорий,чувств, настроений,присущих тем\иным соц.группам\общ-ву в целом. Общ.и инд.созн-е: Сходство: общ.созн-е реализ-ся ч\з инд.созн-е, но это не åинд.созн-й,т.е.в общ.созн-е входят те идеи,к-е представляют общ.ценность (#ТО Эйнштейна)  Отличия: 1.общ.созн-е отраж-ет общ.бытие в целом, а инд-лишь частично. 2.общ.созн-е делится на формы (мораль, религия,иск-во, науки),а инд.не делится. 3.инд.созн-е отраж-ет общ.бытие с т.з.личн.интересов ч-ка (а общ.созн-е не заинтересовано отраж-ет бытие). 4.общ.созн-е-это объекти-вированная форма сущ-я инд.созн-я (мы родились-общ.созн-е уже было,мы умрем-оно будет,т.е.оно м.исчезнуть т-ко когда все вымрут).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине философия