Шпаргалка по дисциплине философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка

Описание работы

Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.

Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.

Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

-не  допускать логич.пробелов в зн-ях (пр-п контроля).

42. Б.Спиноза: учение  о субстанции. Свобода  как осознанная  необход-ть.

СПИНОЗА:Метаф-ка близка к пантеизму (1 субстанция: бог\природа). Родился в Голландии, в богатой семье, вундеркинд, интересовала наука, а не религия. Гл.задача Ф-фии-сделать ч-ка счастливым, для чего нх-мо понять место ч-ка в мире, общ-ве. Затем выстроить линию повед-я. Ч-к-часть всего,целого. Кажд.вещь сущ-ет сама в себе (в чем-то другом (рука-в чел.теле)).Найдя «1ое», из чего все родилось, Ф-фы наз-ют субстанцией.Ее св-ва:1)субстанция всегда дана 2) ¥-на в простр-ве и t. 3)не сотворима и неуничтожима. Им. причину внутри себя=>он д-ет, кажд.отд д-е-отд.вещь- наз-ет их «модусами» (они всегда огр-чены во t и простр-ве; событие и образы вз-связаны, прич.следств.связь).Ч-к -один из модусов, но ч-к специфич, он имеет душу, разум. Ч-к не м.ничего изм-ть, но м. понять мир. з-ны.

Свобода-осознанная нх-сть. Признавал  волю, все в  мире упр-ся абс.нх-стью. Ч-к д.д-ть в  соотв-и с этой нх-тью. Свобода  с 1стор.-это свобода от раб.завис-ти ч-ка от вш. обстоят-в, а как познанная нх-ть-это д-е в согласии с обстоят-вами.Д-е,преодолевающее рабс.завис-ть от обстоят-в- акт свободы.Чем лучше ч-к знает природу вещей, тем < опасность погибнуть под возд-ем вш.причин. Cвобода зависит от нашей сп-сти акт-но д-ть на вш.вещи, тело и дух.Люди не м.др.без др.обходиться. Гос-во регул-ет отн-я м-ду людьми при пом. силы (з-ны,гос-ва).

30. Историко-фил. традиции  в анализе к-ры. Сущ-сть, стр-ра  и ф-ции к-ры.

СТР-РА К-РЫ: 1.по носителю: к-ра чел-ва, нации, класса, городская и сельск.,молодежн.,кримин.итд. 2.по происхожд-ю: народная (предшествует; это нар.эк.к-ры, экол.к-ра, архитектура, нар.мед,педагогика, нар.творч-во. Инфа искаж-ся при передаче) и проф (после народной; созд-ся спецами; сохр-ся в том виде в к-м создано). 3.по хар-ру: общая (треб-я к каж.ч-ку), специализированная (связ. с раздел-ем труда: к-ра препода, врача, юриста). 4.по вл-ю на ч-ка: прогрессивная (формирует +кач-ва ч-ка) и регрессионная. 5. по деят-ти: матер (для уд-я мат.потр-стей) и дух(для уд-я дух.потр-тей). Они вз\связаны: -это стороны единой общечел.к-ры, -вз\ проникают (в дух.к-ре ув-ся вес мат: совр.литр-ра не м.б.без книг), -на их стыке возн-ют такие явл-ся к-е нельзя отнести туда\сюда (#здание).

 Матер.к-ра  состоит из: 1.к-ра мат.пр-ва (пр.технич.зн-я и навыки,техника,технология, к-ра орг-ции труда, к-ра усл-й труда,пр-кты мат.пр-ва), 2.мат.к-ра быта: быт.зн-я и умения; вещи исп.в быту, с-ма орг-ции быта (#кафе, прачечны), к-ра быт.труда (воспит-е, самообслуж-е), 3.к-ра физ.разв-я ч-ка: физк-рно-спорт.сангигиенич. зн-я и навыки, с-ма мед.и спорт.учр-ний, мед.и спорт.оборуд-е.

Дух.к-ра сост.из:1)субстанциональные эл-ты(из чего сост.): дух.цен-сти,дух.нормы,обычаи,традиции,л-ность, институты к-ры, 2) функц.эл-ты (как  изм-ся и разв-ся): дух. пр-ва (предмет труда-чел созн-е\общ.отн-я.Труд в осн. интеллект. хар-ра, пр-кт труда сущ-ет в то t когда создаешь #лекция), сохр-е дух.ценности (библ-ки,музеи), распростр-е, потребл-е дух.к-ры(м.б.коллект.и инд, дом.и недомашним).Ф-ЦИИ К-РЫ: 1. ч-котворческая (ч-к соц-ся, стан-ся л-стью) 2. коммуникат (людям нх-мо общаться=>мимика, жесты, слова) 3. познават. (дает ч-ку зн-я) 4. ценностная (т.е.фильтр в нас: хор\плохо) 5. регулятивная (от пр-л повед-я до слож.треб-й л-сти). Термин к-ра поним-ся по-разному в разн.сферах (историк-образование,наука,иск-во…, археолог-предметы к-е находит (#к-ра верхнего палеолита). Термин появился в Др.Риме, с лат-возделывание,обработка,улучш-е. Применялось к с\х пр-ву.В Др.Риме Цицерон «Тускуланские беседы»: «к-ра ума-это есть Ф-фия».

New t (17-18) мен-ся отн-е к к-ре; не игнор роли ч-ка. 1ая классич.модель к-ры, ее особ-ти: гуманизм(к-ра связ-ся с деят-ю ч-ка; ч-к благодаря разуму творит); рац-зм; историзм (к к-ре подходят как к процессу, ист.пути от 1быт.ч-ка до соврем.цивилиз.общ-ва).

2 т.з.:1)нем.Гердер: разв-е к-ры-прогресс.процесс, т.е.весь  мир в дв-и,эв-ции. Нежив.природа,  живая,ч-к,чел.общ-во. (природа не  м.уд-ть дух.потреб-ти ч-ка).2) Руссо:  к-ра разв-ся регресс-но;не несет  ничего «+» для ч-ка.Вводит «отчужд-е»: то,что создано отрывается, стан-ся самост.и подавляет творца. Виды отчужд-я: -эк(ч.с.), -пол(гос-во, к-е создано в рез-те соглаш-я, но перестало выполнять волю людей), -мор (мораль стала носить ханжеский хар-р, хитрый хар-р, стала скрывать мысли), -эстетич(иск-во люди создавали для себя, но осн.масса людей оказалась вне его), -науч (наука-не абс.благо,м.служить во вред ч-ку; «Слава Богу, что науч.зн-я не даются с рожд-я, а даются с трудом).

Меры  по улучш-ю жизни (силой): уничт-е  ч.с., уничт-е гос-ва.

2подхода: оптимистич (Гердер), пессимистич (Руссо)

Нем.классич.фил-фия:

Шиллер: совр.общ-во поделило людей на бедных(цель-выжить) и богатых(цель-деньги), что изуродовало к-ру. Путь изм-я этой ситуации-ч\з гос-во. Кант: к-ра связана с моралью (просветители связывали к-ру со зн-ем), знающих много, к-рных мало. Гегель:-происхожд-е и сущ-сть к-ры связ-л с мир.разумом: -изучил весь путь разв-я к-ры и рассм-л каж.вид к-ры как ступень в разв-и мир.разума., -показал, что к-ра им.абс.ценность (несет в себе мом-т всеобщности, т.е.ч-к из единичного сущ-ва в носителя общности), -провел типологию к-ры: высш (в прав.гос-ве где правит з-н) и низш (отн-я по понятиям где нет гр.общ-ва); теор(где многообразие и глубина зн-й, сп-сть переходит от одих зн-й к др) и практич(связ. с практ.деят-тью, привычки, навыки). 

43. Материалистическая  Ф-я Д. Локка.

Джон  ЛОКК (сенсуалист): «нет ничего в разуме, что прежде не было бы в чувствах», мир предметов опр-ет ощущения ч-ка. Врожденных идей нет, все идеи- из опыта, т.е.при рождении душа ч-ка-белая бумага без идей и зн-й. Ощущения приносят в душу идеи, к-е обозначают кач-ва(белое, тв,горькое, запах, звук).

Теория  о 2х видах кач-в: 1)первичных, неотделимых  от тела. Остаются пост-но (протяжение, V, плотность, дв-е и покой. Независят от нас. 2)вторичн (цвет, запах, звук). Сущ-ют в душе, а не в вещах . Т.е. вообще-то они отсутствуют, появл-ся т-ко при взаимод-и с органами чувств.

Пр-п  ест.права. Продолжает идею общ.дог-ра,но спорит с Гоббсом на счет прав перед  гос-вом (Гоббс: абс.вл.гос-ва над общ-вом, а Локк: люди отдают гос-ву т-ко часть своей свободы). Считает что личность д.б.защищена от гос-ва ч\з раздел-е властей:з\д,исп,суд. Цель гос-ва- сохр-е свободы и с.гр-н. 

44. Лейбниц и его  монадология.

ЛЕЙБНИЦ: Химия,мех-ка, ист-я, мат-ка…гениаль.ученый. Его не устраивало уч-е Декарта о 2ух субстанциях,т.к. не понятно как они соединялись, откуда взялись; уч-е Спинозы об 1 субстанции, каким о.субстанция пришла в дв-е; и уч-е о том,что созн-е-продукт материи.

Создал  new КМ: мир состоит из мелких частиц- монад, все они кач-но различны, они не телесны, не вещественны, а духовны, они создают здание-мир. Монады выстроены в опр. с-мы. Иерархия монад: 1) внизу-темные монады (делаются неодуш.предметы) 2)монады, обаладющие смутными представлениями (#у жив-ных смутные представл-я о мире) 3)монады,к-е обладают отчетливыми представлениями (ч-к, зн-я) 4)абс.зн-е.  Он-рац-ст. Истина получается с пом.разума. Она делится:*истины факты (зн-е без поним-я причин)*истины разума (зн-е причины). 
 
 
 
 
 

45. Проблемы познания  в Ф-х учениях Беркли и Юма.

Осн-ль суб.ид-зма–Джордж БЕРКЛИ(епископ).Отриц-е материи, мат.объекты сущ-ют, будучи воспринимаемы. «Сущ-ть значит быть воспринимаемым». «Мир сущ-ет и тогда, когда мы его не восприн-ем». Его видит, восприн-ет Бог. Не бывает предмета, у к-го нет вкуса, цвета, запаха. Проблема: если все предметы сущ-ют в нашем созн-и, то и др.люди сущ-ют т-ко в нашем созн-и-это солипсизм, т.е.крайняя позиции суб.ид-зма.

Давид ЮМ, в отличие от Беркли выступил против религии. Нет объект.опытного зн-я, т.е.солепсизм.Как и Беркли: ист-к зн-я-опыт ч\з чувства. Защищает локковскую ‘tabula rasa’, т.е.против врожден.идей. В отличие от Беркли: сущ-е вещи за пределами ощущ-я ощущ-ем не явл-ся., т.е.сущ-е объекта за пределами наших ощущ-й не м.б.предметом зн-я, мы ничего не м.о них знать=>мы ничего не м.сказать о сущ-сти мира, ограничиваемся т-ко опис-ем явл-й. Он-агностик. 

46. Ф-я франц-го просвящения  и материализм  18в. (Вольтер, Дидро,  Руссо, Гельвеций,  Гольбах)

18в-век  Просвещения, ставка на разум.  Ядро фил.позн-я-просвещ.мат-зм. Бог- Ф-ф на троне неба,з\д-тель природы и морали, судья над всем.

3 направл-я: 1) дэизм: уч-е о том, что бог сотворил Землю, но ничего с ней не делал, далее делала природа. ВОЛЬТЕР: феод.общ-во себя изжило, нх-мо его сменить на общ-во равных (в пол-ке, но т-ко не в эк-ке). Общ.устр-во д.обесп-ть пол.и юр.рав-во людей. Для улучш-я общ-ва нх-мо разв-е науки, особенно Ф-фии, но тогда  будет удар по ц-ви. Тут парадокс,т.к. религия нх-ма для удержания людей. МОНТЕСКЬЕ:уч-я о гос.дог-ре.Гос-во возн-ло в рез-те длит. процесса, а не 1моментно. Когда люди в ест.сост-и, они слабы и стремятся к рав-ву, когда объед-ся, утрачивают чувство слабости и исчезает рав-во=>возн-ет война=>нх-мы з-ны и F их регул-ния, т.е. гос-во=>для эфф-сти вводится с-ма сдержек и противовесов и др.

РУССО: против тезиса,что наука-движ.сила и  рычаг прогресса. Все пороки общ-ва из-за имущ.нерав-ва, а не невеж-ва, т.е.против ч.с. Наука подрывает нравств-ть, т.к. разв-е науки создает new «иск»потреб-ти. Т.е.он обращает вним-е на негат.последствия разв-я наук,причем делает это в эпоху госп-ва науки) 2) матер-зм. ДИДРО, ГЕЛЬВЕЦИЙ, ГОЛЬБАХ. Осн.идеи: -все они признают вш.мир, объект. реальность. - этот вш.мир и есть материя (мир материален, он сущ-ет независимо от нашего созн-я, д-ет на наши органы чувств). -материя понимается как в-во. -способом сущ-ния материи явл-ся дв-е, но дв-е, под к-м понимается т-ко мех.перемещ-е (эпоха классич.мех-ки). -мат-зм не распр-ся на общ-во (объясняли т-ко природу), -атеизм (анализ причин возн-я религии в том что, в людской массе есть невежество).

Обман простых людей священниками. 3) утопизм-социализм. МАБЛИ,СЕН-СИМОН,ФУРЬЕ. Нх-мо уничтож. ч.с. Мабли считал, что идеаль.гос-ва не построить (ч.с.порождает нерав-во, тиранию, жадность, роскошь и т.д.) Бабеф считал, что м. построить путем силы (ч\з свержение, восстание. Насильное изъятие у богатых с.-общенац. Нужно взять у того, кто им.слишком много и отдать тому, кто не им.ничего). Сен-Симон – можно, но очень долго. 

47. Ф-ия Канта и  ее осн.идеи. Этическая конц-ция Канта.

Творч-во Канта делилось на 2 периода: 1) докритический. Заним-ся ?? ест\зн-я (# th происхожд-я вселенной из газовой туманности) 2) критич.(связан с Ф-ей). Все работы нач. со слова «Критика» # «Критика чистого разума».В ней выд-ет 3 ступени в познават.процессе: 1)чувственное-на органы чувств действуют предметы, что вызывает поток ощущений 2)рассудочное–ум начинает логически обрабатывать полученный чувственный материал, для этого use вражденные понятия # число 3)разумное-ум отрывается от опыта. Разум рождает 3 идеи: *теологич.($ или не$ Бог) *космологическая (конечен мир в пространстве/t или нет) * псих-ий (душа смертна или нет). Ч-к не м. доказать эти идеи. «Кр-ка практического разума». Сформулировал конц-цию прир.задатков.Виды задатков:животности (инстинкты); человечности (слабости и желания людей); личности (сп-сть стать личностью). Просветитель: путь к счастью ч\з распр-е знаний. НО: сами по себе зн-я не залог благополучия, т.е. ч-к д.б. нравстенным. Конц-ция автономной морали: мораль не зависима от ч-л интересов. Мор. поступок соверш-ся ради врожденного долга. «Кр-ка сп-стей суждения»: ?? эстетики. Рассм-ет все категории+ анализирует специфику эстетич-х суждений, к-е отлич-ся от научных, т.е. высказываюсь о предмете так, каким он мне кажется. (ученый открывает то, что уже есть в действ-ти, а художник создает что-то new).    Маленькая А «о вечном мире» - идея создания Мн организации, кот-я регул-т отнош-я м\д странами, демократ-я и республ-я формы правления. 

48. Ф-ия Гегеля.Диал-ка  Г-ля и ее методологич. знач-е.

Гегель (объ.ид-ст) полагал: 1начало – мировой  разум – абс. идея, к-я пришла в  движ-е и прошла 3 этапа: 1)логика (идея рождает понятие. 1идея®идея нечто®идея нечно’ (появл-е new кач-ва)®кол-во+кач-во®мера. Кач-во и кол-во м. переходить др.в др т.к. тождественны). Гегель исследует природу понятий вообще. Понятие–отражение существен-ного. Понятие постоянно меняется, развив-ся, ® к истине. (истина – соответствие предмета своему понятию). Вводит «заблужд-е»,к-е неотъемлимо от истины.Проблема практики –дух.деят-ть ч-ка. 2)Ф-фия природы (учение о природе). 3 этапа развития:*механика (материя, пространство,t, движ-е) *физика (Эл-во, свет, теплота) *органика (жив., растит. и др. миры) 3)Ф-фия духа: 3 ступени:1)субъ-ный дух, т.е. созн-е " ч-ка :3 его ступени* антропология (завис-ть от расы, пола) *феноменология (созн-е как феномен) *псих-гия. 2) объ-ный дух: *право – вш принуждение, *мораль – вн. принуждение *нравств-ть- с-ма отн-й м\д людьми (#семья, гр-е общество, гос-во).3)абс.дух:1.иск-во (символич-е, классич-е романтич.) 2.религия (вера). 3.Ф-фия- вершина ч-го интеллекта. Ни 1 Ф-фия не возникала случайно; призвана осмыслить бытие в дан. момент t самая высшая его Ф-фия (идея осознала саму себя). Противоречие м\д методом и в его с-му, круг замыкается т.е.начало и конец.

49. Антропологический  материализм Фейербаха.

Фейербах (ученик Гегеля, его критик). Объ. ид-зм: абс-ной идеи нет, это плот Гег. фантазии. Субъ. ид-зм: тоже критиковал #когти  кошки в мыше. Критика религии. Религ ≠наука. т.к. ученый стремиться к закон-ти, а религия к чуду. Выделяет причины возник-я религии: 1)бессилие ч-ка перед стихией или животным (тотемизм) 2)психолог-и ч-к ® к счастью и просит его у Бога 3)Гносеология. Свои кач-ва умнож-т и предписывает Богу #мудрость,ч-к творец.Мат-зм Фейербаха:1)метафизичноть. Подверг сомнению бессмертие душиÞсослали в деревню. Для него мир «застыл» 2)антропологизм: ч-к сущ-во т-ко биологич-е 3)был матер-том т-ко в объяснении природы. Не увидел, что общ-во матер-но.Считал, что миром движет смена религии.

50. Марксистская Ф-фия  (кон.19в).

Пр-пы: 1)появилась Ф-фия для преобразования мира.На осн. позн-я м.изменить мир, 2) массов. хар-р, 3)пр-п партийности  и массовости (для рабоч.класса) 4)Ф-фия  перестала быть наукой наук. (сотрудничество наук) 5)на научной основе соединил диал-ку Гегеля и матер-зм Фейрбаха 6)создано уч-е: *об общ-ве. С материалистических позиций соотнес общ. бытие(первично) и созн-е, *создал уч-е об объ-ных усл-ях (первично) и субъ-х ф-рах (дух. деят-ть)в историч. развитии, *уч-е о закономерном хар-ре развития общ-ва (по объект-м з-нам) НО у з-нов общ-ва есть специфика: они реал-ся т-ко в деят-сти людей. Все связано со свободой и нх-тью 7)уч-е об общ-но-эк. формации. Базис (первичен)-совок-ть производ-х отн-й, надстройка –это а)общ.созн-е (#эмоции) б)идеолог-е отн-е в) учреждения, орг-ции. 8)уч-е о роли народ.масс и л-сти в истории. Народ – это часть общ-ва, к-я заинтересована в прогрессе (в сферах: мат.пр-ва, соц-полит, дух, народная к-ра.). Роль л-сти: л-сть (#Наполеон) ≠ историч. фигуре (#Герострат.) Появление выдающ-ся ч-ка это нх-сть (#маршал) или случ-сть (# Маршал Кутузов).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине философия