Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы для установления и закрепления взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников.
Объект исследования – взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитание младших школьников.
Предмет исследования – формы работы по установлению взаимосвязи семьи школы в трудовом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников.
2) Раскрыть значение взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.
3) Выявить основные пути и методы по установлению взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.

Содержание

Введение
3
Глава I
Теоретические основы трудового воспитания детей младшего школьного возраста в структуре целостного воспитательного процесса
1.1 Развитие идей трудового воспитания в истории передовой педагогической мысли
1.2 Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в семье.
1.3. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в школе
1.4 Единство семейного и школьного воспитания

Глава II
Практические вопросы трудового воспитания детей младшего школьного возраста
2.1 Определение уровня трудового воспитания учащихся начальной школы и участия семьи в этом процессе
2.2 Методика совершенствования взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста


Заключение


Библиография


Приложение

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 706.00 Кб (Скачать)

Обработка данных: подсчитать число положительных и отрицательных ответов по каждому из направлений. Выявить преобладающий вид нарушений семейного воспитания. Ситуация благоприятна, если отрицаний предложенных утверждений большинство.

Результаты анкетирования  могут быть использованы классным руководителем в индивидуальной работе с семьёй и в консультациях с родителями.

По результатам «опросника»  были получены следующие данные:

1. Чрезмерная опека родителей над ребёнком (гиперопека) – 10%;

2. Недостаточную оценка (гипоопека) – 30%

3. Отсутствие требовательности в процессе воспитания – 70%

 

2.2 Методика  совершенствования взаимосвязи  семьи и школы в трудовом  воспитании детей младшего школьного  возраста 

Одна из эффективных  форм работы с родителями – анкетирование. Анкеты могут быть многочисленны, разнообразны. Родители иногда скептически или не совсем искренне относятся к этому способу общения с ними. По тут уже придётся убеждать их, доказывать, как это необходимо для детей, для лучшего их воспитания.

Учителя школы № 4 применяют такой способ работы классного руководителя, как проведение анкетирование во время родительских собраний.

Классного руководитель говорит родителям учащихся о том, что, желая разобраться, насколько благополучны взаимоотношения присутствующих на родительском собрании с их детьми, целесообразно подумать над некоторыми вопросами (приложение № 3).

Классные родительские собрания в классе проводятся один раз в четверть, при необходимости проводят и чаще. Родительское собрание становится школой просвещения родителей, расширяет их педагогический кругозор, стимулирует желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании идет не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию готовятся выставки творческих работ учащихся, их достижений.

В школе используют много  вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания учитывает возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание используется для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. В конце учебного года награждаются семьи с положительным опытом воспитания детей.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, трудовое воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции готовятся очень тщательно, с обязательным участием социального педагога, который работает в школе. В его задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта. На конференции принимаются определенные решения или намечаются мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, проводятся индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, классный руководитель определяет ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель дает родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выясняет все необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;

• моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации учителя начальных классов используют анкету «Мой ребенок», которую заполняют совместно с родителями:

  1. Когда он родился, то____________________________ 
  2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было_____________ 
  3. О здоровье можно сказать следующее____________________ 
  4. Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы_______________ 
  5. Его отношение к школе было 
  6. В первые годы он учился в основном 
  7. Ему нравились такие предметы, как 
  8. Отношения с первой учительницей были 
  9. Общаясь с одноклассниками 
  10. Трудности в воспитании связаны с 
  11. Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на  

Беседа в воспитательном арсенале классного руководителя имеет  огромное значение. Беседу классный руководитель использует в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. В беседе с родителями учителя начальных классов устанавливают доверительную атмосферу, выявляют трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не разглашаются, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель больше слушает, а не выдает назидательные советы.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя школы № 4 и семьи является посещение ученика на дому. Педагог предупреждает родителей о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещает ученика на дому только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

В школе применяют  и нетрадиционные формы работы с родителями:

    1. тематические консультации
    2. родительские чтения
    3. родительские вечера

В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их, можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного  решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерная тематика консультаций для родителей

Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Ребенок избегает участия  в трудовых процессах школы? Почему?

Единственный ребенок  в семье.  Пути преодоления трудностей в воспитании.

Наказания детей. Какими им быть?

Тревожность детей. К  чему она может привести?

Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

Грубость и непонимание  в семье.

Талантливый ребенок  в семье.

Друзья детей – друзья дома или враги?

Три поколения под  одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения в школе организуются следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров  могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров

Год рождения ребенка – каким он был этот первый год?

Первые книжки ребенка.

Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

«Можно» и «нельзя» в  нашей семье.

День рождения нашей  семьи. Как мы его празднуем?

Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют  не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель — трудовое воспитание подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.

 

 

Заключение

Проблема трудового  воспитания младших школьников довольно полно разработана в отечественной  литературе. Это позволило нам  провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: трудовое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие трудовых качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы, поскольку умения и трудовые навыки детей начальных классов недостаточно развиты у большинства школьников.

Опытно-экспериментальная  работа показала, что эффективное  осуществление трудового воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы:

а) проведение экскурсий  и походов на производство;

б) демонстрация художественных иллюстраций (картинок, фотографий, диафильмов, наглядных пособий) о трудовой деятельности взрослых;

в) беседы с работниками производств;

г) чтение отрывков художественной прозы, поэзии, где описывается труд взрослых;

д) демонстрация экспонатов предприятий местного производства и изделий, созданных руками старшеклассников на уроках труда;

Мы считаем, что такие  формы работы, как постановка опытов, создание макетов, посадка деревьев и выращивание цветов, уход за животными в живом уголке, дают возможность тесно связать труд с жизнью, а также воспитывать любовь к труду. Какую радость дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке школьного сада, а осенью, любуясь плодами своего труда. Поэтому самостоятельный труд, – важное средство трудового воспитания. Трудовое воспитание школьников должно занять ведущее место в общей системе воспитания. Комплексный подход к трудовому воспитанию не только важнейшее условие всестороннего развития личности, но и основа построения системы воспитательной работы.

Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста