Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы для установления и закрепления взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников.
Объект исследования – взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитание младших школьников.
Предмет исследования – формы работы по установлению взаимосвязи семьи школы в трудовом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников.
2) Раскрыть значение взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.
3) Выявить основные пути и методы по установлению взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.

Содержание

Введение
3
Глава I
Теоретические основы трудового воспитания детей младшего школьного возраста в структуре целостного воспитательного процесса
1.1 Развитие идей трудового воспитания в истории передовой педагогической мысли
1.2 Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в семье.
1.3. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в школе
1.4 Единство семейного и школьного воспитания

Глава II
Практические вопросы трудового воспитания детей младшего школьного возраста
2.1 Определение уровня трудового воспитания учащихся начальной школы и участия семьи в этом процессе
2.2 Методика совершенствования взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста


Заключение


Библиография


Приложение

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 706.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

«БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА.

На тему:

«Взаимосвязь семьи и школы  в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса

Научный руководитель;

 

 

 

 

 

 

 

БИРСК - 2007 год.

Содержание

 

 

Введение

3

Глава I

Теоретические основы трудового  воспитания детей младшего школьного  возраста в структуре целостного воспитательного процесса

1.1 Развитие идей трудового  воспитания в истории передовой педагогической мысли

1.2 Трудовое воспитание  детей младшего школьного возраста  в семье.

1.3. Трудовое воспитание  детей младшего школьного возраста  в школе

1.4 Единство семейного и школьного воспитания

 

Глава II

Практические вопросы трудового  воспитания детей младшего школьного возраста

2.1 Определение уровня трудового воспитания учащихся начальной школы и участия семьи в этом процессе

2.2 Методика совершенствования взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста

 
 

Заключение 

 
 

Библиография

 
 

Приложение

 

 

 

 

Введение

Семья и общество - заинтересовано во всестороннем гармоническом развитии человека - в развитии всех его творческих способностей и дарований, в развитии его как производителя материальных и духовных благ, носителя высоких гражданских, нравственных, эстетических ценностей. В условиях перехода страны к рыночным отношениям особую актуальность приобретает проблема трудового воспитания.

В связи с этим значительно  возрастает роль семьи и школы в трудовом воспитании подрастающего поколения.

Трудовое воспитание в школе закладывает основы формирования будущего труженика. Труд в школе  выступает не только как средство развития трудовых навыков и умений, вооружения знаниями учащихся, но и как важнейший воспитательный фактор, регулятор гармонического развития физических и духовных сил человека.

Педагоги справедливо  считают трудовую деятельность залогом  правильного становления личности учащегося. Воспитание в труде и  для труда - это целостная система формирования личности, а не отдельные воспитательные мероприятия. Участие школьников в общественно полезном и производительном труде должно рассматриваться в тесной связи с их умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.

Нельзя создавать личность по частям, как лепят скульптуру или собирают машину, считал А. С. Макаренко. Нельзя формировать у ребенка какое-то одно качество, не воспитывая одновременно других качеств и личности в целом.

Известно, что труд оказывает  огромное влияние на психическое, нравственное, физическое развитие ребенка. Однако существует и обратная связь.

Без правильной организации  труда, без параллельной работы по овладению  знаниями, культурой, труд не приносит воспитательной пользы, превращается, по определению А. С. Макаренко, в нейтральный процесс.

В лучших школьных коллективах  учебно-воспитательный процесс строят так, чтобы труд учащихся был правильно, педагогически целесообразно организован.

Трудовая деятельность, организованная на строго научной основе с использованием современной техники, сочетается с воспитательной работой. Познавая в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик расширяет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.

Опытные педагоги стараются  вызвать интерес к труду у ребят, добиться осознания ими полезности своего труда для общества, помогают увидеть перспективы его развития.

В процессе труда учащиеся контактируют с коллективами взрослых, знакомятся с передовиками производства, с жизнью своего колхоза, совхоза, предприятия. Такая организация трудового воспитания способствует пробуждению любви к труду, возникновению потребности трудиться на общую пользу, выработке навыков коллективной деятельности, зарождению творческого отношения к труду учащихся.

В. А. Сухомлинский считал, что школа должна быть трудовым коллективом, в котором идея труда для людей, общества, народа вдохновляет коллективную мысль, коллективные устремления.                          

Труд способствует формированию навыков и привычек  поведения, когда человек, по словам А. С. Макаренко, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества.

Развивая в учащихся духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, школа утверждает гражданское  достоинство своих воспитанников, формирует заинтересованность их в  делах и свершениях, заинтересованность в их будущем.

Ввести ребенка в  мир труда и трудовых отношений, воспитать трудовую активность –  одна из главных задач семьи и  учителя начальной школы. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на установление взаимосвязи семьи и школы. В мероприятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.

Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы для установления и закрепления взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников.

Объект исследования – взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитание младших школьников.

Предмет исследования –  формы работы по установлению взаимосвязи семьи школы в трудовом воспитании младших школьников.

Задачи исследования:

1) Изучить психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников.

2) Раскрыть значение взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.

3) Выявить основные  пути и методы по установлению взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.

Гипотеза исследования: В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что процесс трудового воспитания младших школьников будет протекать более качественно при условии:

– повышения уровня трудового  воспитания младших школьников;

– установления связи трудового воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса;

– повышения эффективности работы учителей по формированию взаимодействия семьи и школы.

Методы исследования:

– изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

– наблюдение за трудовой деятельностью школьников;

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается  в том, что разработанная система мероприятий по улучшению работы с родителям, позволит целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания, и даст возможность широко использовать эту разработанную систему учителям начальных классов.

База исследования: исследование проводилось с детьми младшего школьного  возраста в школе № 8.

Этапы работы: На первом этапе проводилась работа по изучению и анализу литературы по вопросам исследования.

На втором этапе проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, сформулированы основные выводы и рекомендации, осуществлено литературное оформление исследования.

В ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

В соответствии с поставленными  целью и задачами данная работа имеет  следующую структуру: введение, две главы (I - Теоретические основы трудового воспитания детей младшего школьного возраста в структуре целостного воспитательного процесса, II - Практические вопросы трудового воспитания детей младшего школьного возраста, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.

В ходе исследования применялись  следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Теоретические основы трудового  воспитания детей младшего школьного  возраста в структуре целостного воспитательного процесса

Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека.

Работа избавляет нас  от трех великих зол:

скуки, порока и нужды.

Вальтер

1.1 Развитие идей трудового воспитания в истории передовой педагогической мысли

Понятие трудолюбия возникло очень давно, вместе с возникновением человеческого общества, так как по выражению Ф. Энгельса, труд создал самого человека. Небольшой исторический экскурс дает представление о том, как развивалась идея трудового воспитания личности в обществе.

Одним из мыслителей, выдвинувших  идею трудового воспитания, был английский гуманист, основоположник утопического социализма             Т.Мор. В его сочинении «Утопия» (1516 г.) среди многих предложений по совершенствованию общественного устройства значительное место было отведено трудовому воспитанию и обучению подрастающего поколения. По мнению Т. Мора: «У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие – земледелие, от которого никто не избавлен. Ему учатся все с детства, отчасти в школе путем усвоения теории, отчасти же на ближайших к городу полях, куда детей выводят как бы для игры, между тем как там они не только смотрят, но под предлогом физического упражнения также и работают.

Кроме земледелия (которым, как я сказал, занимаются все), каждый изучает какое-либо одно ремесло как специальное. Это обыкновенно или пряжа шерсти, или выделка льна, или ремесло каменщиков, или рабочих по металлу и по дереву».[35, 117-118]

Идеи Томаса Мора продолжил  один из ранних представителей утопического социализма, автор философского трактата «О смысле веществ», итальянец Томмазо Кампанелла в своем знаменитом произведении «Город Солнца» ( 1602 г). В этом произведении Кампанелла описал свой идеал общества, важное место, в описании жизни которого Кампанелла отвел воспитанию детей на новых началах. Дети воспитываются здесь в общественных учреждениях, воспитание основано на развитии физических и умственных сил, а также на привитии детям навыков к труду.

Наиболее почтенным  в Городе Солнца слывет тот, кто изучил больше искусств и ремесел и кто  умеет применять их с большим  знанием дела. Благодаря отсутствию частной собственности, эксплуатации человека человеком и правильному воспитанию, подрастающее поколение свободно от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, обман, воровство.

Мысли Кампанеллы о всестороннем и свободном воспитании и обучении, высокая оценка трудового воспитания, внимание к естественным наукам и его соображения о наглядности обучения имеют не только историческое значение, но и сохранили свою педагогическую ценность.

«...И все они обучаются всяким наукам совместно. По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; ... При этом до седьмого года они ходят всегда босиком и с непокрытой головой. Одновременно с этим водят их в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т. д. для выяснения наклонностей каждого.

На восьмом  году, после начального обучения основам  математики по рисункам на стенах, направляются они на лекции по всем естественным наукам. Для каждого предмета имеется по четыре лектора; и в течение четырех часов все четыре отряда слушают их по очереди, так что в то время, как одни занимаются телесными упражнениями или исполняют общественные обязанности, другие усердно занимаются на лекциях.

Затем все  они приступают к изучению более  отвлеченных наук: математики, медицины и других знаний, постоянно и усердно занимаясь обсуждениями и спорами. Впоследствии все получают должности в области тех наук или ремесел, где они преуспели больше всего — каждый по указанию своего вождя или руководителя. Они отправляются на поля и на пастбища наблюдать и учиться земледелию и скотоводству; и того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела».[24, 49-50]

Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста