Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:06, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состояла в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы для установления и закрепления взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании младших школьников.
Объект исследования – взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитание младших школьников.
Предмет исследования – формы работы по установлению взаимосвязи семьи школы в трудовом воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников.
2) Раскрыть значение взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.
3) Выявить основные пути и методы по установлению взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании школьников.

Содержание

Введение
3
Глава I
Теоретические основы трудового воспитания детей младшего школьного возраста в структуре целостного воспитательного процесса
1.1 Развитие идей трудового воспитания в истории передовой педагогической мысли
1.2 Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в семье.
1.3. Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста в школе
1.4 Единство семейного и школьного воспитания

Глава II
Практические вопросы трудового воспитания детей младшего школьного возраста
2.1 Определение уровня трудового воспитания учащихся начальной школы и участия семьи в этом процессе
2.2 Методика совершенствования взаимосвязи семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста


Заключение


Библиография


Приложение

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 706.00 Кб (Скачать)

Но иногда сами родители, обеспокоенные недостатками в поведении и характере своего ребёнка, обращаются к педагогу за более полной информацией. В этом случае учитель может обсудить с родителями вопросами в индивидуальной беседе без посторонних, стараясь изложить свои наблюдения исключительно доброжелательно. Тогда не возникнет отчуждение между педагогом родителями. Учитель должен быть максимально доброжелателен по отношению и к родителям, и к самим школьникам. Положительная информация о детях встречает со стороны родителей самый благоприятный отклик. Только в этом случае он может рассчитывать на помощь родителей.

Сведения о том, чем  заняты ученики после уроков и рационально ли они используют свободно время, – всё это и многое другое должно интересовать школьного воспитателя, так как такая информация поможет ему в организовать правильно процесс трудового воспитания школьника. Конечно, объективную информацию может дать воспитателю только посещение семьи школьника. Отношении между членами семьи, характер и даже язык внутрисемейного общения, личные веши и школьное место школьника дома – всё важно информативно. Однако приходить в дом школьника без приглашения – недопустимо.

Дни открытых дверей можно проводить каждую последнюю субботу месяца. Родителей, которые впервые приходят на уроки, необходимо ознакомить с правилами, одобренными родительским активом. «Правила запрещают входить в класс во время урока; делать замечания или давать советы учителю в присутствии учащихся; уделять повышенное внимание своему ребенку, делать ему замечания во время урока; вмешиваться в ход урока». [35, 105]

Так как же организовать день открытых дверей, чтобы родители выделили из всей суммы впечатлений главное? Для этого во время предварительной беседы учитель говорит родителям, на что следует обратить внимание, например, посмотреть, как трудятся на разных уроках не только их дети, но и другие учащиеся.

После наблюдения за работой детей в школе учитель обменивается мнениями с родителями, а затем они получают советы и рекомендации, как использовать увиденное в семейной практике.

Родители любят посещать уроки и внеклассные мероприятия. А как готовятся к этому дню дети! Они с большим нетерпением ждут своих пап, мам, бабушек и дедушек, в их глазах им хочется выглядеть лучше. Они очень стараются показать свои достижения в учебе, в труде.

Благодаря проведению дней открытых дверей родители постоянно находятся в курсе дел класса, являются не сторонними наблюдателями за учебой и воспитанием своих детей, а активно участвуют в педагогическом процессе.

Педагог должен обратить внимание родителей на то, что по мере взросления ребёнка необходимо менять и методы воспитания.

Задача педагога – ознакомить родителей с этими ключевыми сторонами семейного трудового воспитания.

Родители со своей  стороны могут оказать посильную помощь. Например, будучи специалистами в различных отраслях науки и искусства, производства, они могут рассказать много интересного детям. Их выступления ценны не только своей содержательной стороной, позволяющие обогатить круг знаний и интересов школьников, но и положительным влиянием на собственных детей. Родители раскрываются перед ними с новой стороны, что способствует повышению их авторитета. Родители могут также принять участие в организации и проведении экскурсий, походов, крупных школьных мероприятий, выступая помощниками классных руководителей. Некоторые папы и мамы обладают знаниями и опытом, необходимыми для проведения в школе занятий того или иного кружка или студии.

Нередко родителей приглашают на классные или школьные собрания для совместного с педагогами и учащимися обсуждения и решения проблем школьной жизни. Наиболее активные родители иногда принимают участие в заседаниях педагогических советов или совещаниях учителей. Участие родителей обогащает работу ученического и педагогического самоуправления.

Одна из задач, которую  решают педагоги в работе с родителями, – распространение среди них педагогических и психологических знаний. Эта задача – важная и благородная. Психологическая грамотность позволяет родителям понять, что и почему происходит в сознании и психике ребёнка, чем объясняется его поведение, то или иное направление его деятельности. Педагогическая грамотность даёт возможность родителям создавать благоприятные условия для трудового воспитания ребенка.

 

Выводы

Таким образом, как видно из изученной литературы, проблема формирования у детей любви к труду всегда занимала умы ученых, педагогов и психологов. Авторы показали, что трудовое воспитание в школе закладывает основы формирования будущего труженика. Труд в школе выступает не только как средство развития трудовых навыков и умений, вооружения знаниями учащихся, но и как важнейший воспитательный фактор, регулятор гармонического развития физических и духовных сил человека. В связи с этим значительно возрастает роль семьи и школы в трудовом воспитании подрастающего поколения.

Таким образом, важнейшим  условием успешного трудового воспитания детей, является продуманная организация  их труда, умение понять ребенка при  предъявлении к нему требований, учесть его возрастные особенности, заметить и соответственно поощрить наметившиеся у него положительные сдвиги в отношении к труду.

Как видно  из выше сказанного, на формирование трудолюбия ребенка огромное влияние оказывает отношение родителей к труду. И, важным обстоятельством, влияющим на формирование у ребенка положительного отношения к труду, является органическое единство семейного и школьного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II 

Практические вопросы  трудового воспитания детей младшего школьного возраста

2.1 Определение  уровня трудового воспитания учащихся начальной школы и участия семьи в этом процессе

Для анализа результатов  воспитательной работы за год учителя  начальных классов школы № 4 г. Бирска проводят специальные задания, которые помогают определить уровень трудового развития младших школьников, выявить недостатки воспитания в работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по трудовому воспитанию детей.

Для определения уровня трудового воспитания учащихся 1 «А»  класса, классным руководителем, была использована анкета № 1. При помощи этой анкеты оценивались элементарные образные представления детей о труде их родителей, их профессиях. С помощью этой же анкеты также определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Анкета № 1

    1. Кем работают отец, мать, братья, сестры? 
    2. Любят ли они  свои профессии?
    3. Что ты знаешь об их профессиях и откуда? 
    4. Что тебя привлекает в их профессиях? 
    5. Что тебя отталкивает в них?
    6. Кем хочешь быть ты?
    7. Если тебе не удастся осуществить свою мечту, какую из знакомых тебе профессий ты изберешь?
    8. Какой учебный предмет особенно нравится и почему?
    9. По какому предмету тебе легче всего учиться и почему?
    10. Что тебе особенно трудно дается?     
    11. Какие кружки ты посещаешь?
    12. Какой из них тебе особенно нравится и почему? 
    13. Что ты больше всего любишь делать в школе? 
    14. Чем больше всего любишь заниматься в свободное время?
    15. Что именно в любимом деле тебе кажется  особенно увлекательным?
    16. Напиши все профессии, которые ты знаешь, по столбикам:

          - Профессии, которые нравятся

         -  Профессии, к которым безразличен 

         - Профессии, которые не любишь

По результатам анкеты №1 были получены следующие данные:

Номер вопроса

Ответили  положительно

Не смогли дать ответ

1

9

14

2

3

20

3

7

16

4

14

9

5

6

17

6

6

17

7

15

8

8

19

4

9

16

7

10

23

-

11

6

17

12

6

17

13

8

15

14

8

15

15

10

13

16

11

12

Итого

167

201


 

По данным анализа  анкеты можно сказать, что 55% учеников имеет слабое трудовое воспитание в  семье.

Все 23 ученика не замкнуты, общительны, на контакт идут с удовольствием.

 Успеваемость у  учеников средняя, у двоих –  ниже среднего.

 Ребята принимают активное участие в жизни класса.

 Поручения  учителя  выполняют охотно.

Интерес к школьным предметам  выражен слабо.

При определении уровня трудового воспитания учащихся в семье, конечно же, полезно знать характер отношений в семье и с ребенком, и взрослых между собой.

Каждый учитель приблизительно знает, в какой семье живёт ученик. Но этого бывает недостаточно. Очень важно выявить характер общения родителей с детьми. Оно может быть:

- авторитарным (завышенный  уровень требовательности, педантичность, резонёрство, манипулирование детьми);

- либеральным (попустительство,  уход от наказания, заниженный  уровень требований, восхваление  ребёнка, ограждение ребёнка от любых трудностей);

- поведением, сочетающим  уважение с требовательностью  к детям (опора на положительное,  поддержка, доверие, юмор, игра).

Для выявления характера  контактов с ребёнком, в частности  его негативных сторон, я предложила родителям опросник. В нём содержится ряд утверждений, на каждое из которых нужно ответить «Да» или «Нет». Ответы на эти вопросы помогают выявить издержки, недостатки семейного воспитания.

Утверждения:

- 1,8, 15 определяют чрезмерную опеку родителей над ребёнком (гиперопека);

- 2,9, 16 выявляют недостаточную оценку (гипоопека);

- 3, 10, 17 помогают выяснить, насколько завышен уровень требований, предъявляемых в семье к ребёнку;

- 4, 11, 18, напротив, определяют отсутствие требовательности в процессе воспитания.

Утверждения:

- 5, 12:, 19 выявляют чрезмерность наказаний;

- 6, 13, 20 говорят о либерализме, попустительстве во взаимоотношениях родителей и детей.

- 7, 14,21 свидетельствуют о неустойчивости стиля воспитания

Опросник

      1. Я контролирую каждый шаг ребёнка.
      2. У меня часто не хватает времени уделять внимание своему сыну (дочери).
      3. Стараюсь загружать ребёнка различными делами.
      4. В детстве нужно освободить детей от всяких 
        обязанностей.
      5. Нельзя оставлять безнаказанным ни одного проступка ребёнка.
      6. Я против любого наказания.
      7. Если настроение у меня хорошее, то я обычно 
        прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое 
        время он был бы наказан.
      8. Стараюсь удовлетворить все желания своего 
        ребёнка.
      9. Мой сын (дочь) обычно не спрашивает у меня 
        разрешения пойти погулять.
      10. Мой сын (дочь) должен делать только то, что 
        нужно, а не то, что хочется.
      11. Часто приходится заканчивать начатую ребёнком работу самому.
      12. Прежде всего у детей нужно воспитать страх 
        перед родителями.
      13. Часто я закрываю глаза па проступки сына (дочери).
      14. По отношению к ребенку иногда мы очень строги, иногда все разрешаем.
      15. Я во многом отказываю себе ради своего сына 
        (дочери).
      16. За неимением времени я почти не заглядываю 
        в школу, чтобы поговорить о своём ребёнке.
      17. Жизнь детей в семье должна быть организована так, чтобы у них не оставалось личного времени.
      18. Я не могу решиться поручить своему ребёнку ответственное дело.
      19. Считаю допустимым и физическое наказание ребенка.
      20. Всякое наказание приносит ребёнку страдание.
      21. Я не всегда последовательна в своём воздействии на сына (дочь).

Информация о работе Взаимосвязь семьи и школы в трудовом воспитании детей младшего школьного возраста